МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТЕР - ЛЕГКИЙ БРОНИРОВАННЫЙ МТ-ЛБ

 

 Средства тяги

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Тягач МТ-Т

 

   С принятием на вооружение в 1961 г. 100 мм противотанковой пушки Т-12, выяснилось, что промышленность не  производит средства тяги, способные придать этому орудию достаточную маневренность и обеспечить, с учетом специфики боевого применения противотанковой артиллерии, защиту расчета при перемещении. 29 июня 1962 г. вышло Постановление Совета Министров СССР (СМ СССР), в котором ставилась задача на производство опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию проекта легкого бронированного тягача, способного буксировать артиллерийские системы массой до 3500 кг и перевозить расчет орудия и боекомплект в защищенном корпусе. Головным разработчиком было определено конструкторское бюро (КБ) Харьковского тракторного завода (ХТЗ, ныне АО "Харьковский тракторный завод") под общим руководством главного конструктора предприятия А.Ф. Белоусова. При создании проекта, широко использовались наработки проектирования артиллерийских тягачей АТ-Л и АТ-П. В середине лета 1964 г. опытные образцы "Объект 6" (заводское обозначение нового тягача) были представлены на государственные испытания, которые продолжались до конца осени того же года в разных климатических условиях и завершились успешно. Постановлением СМ СССР от 25 декабря 1964 г. № 1030-401 и приказом Министра Обороны от 1 февраля 1965 г. "Объект 6" был принят на вооружение Советской Армии под названием "Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный" - МТ-ЛБ. Серийное производство МТ-ЛБ было организовано на ХТЗ в начале 1966 г., после отработки технологической документации. Впоследствии тягач серийно производился также на предприятиях Болгарии и Польши.
    Транспортер МТ-ЛБ предназначен для буксировки артиллерийских систем и прицепов общей массой до 6500 кг, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования, а также для обеспечения других транспортных потребностей. Основные части МТ-ЛБ: корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и специальное оборудование. Силовая установка состоит из двигателя и его систем: охлаждения, подогрева, смазки, питания топливом, питания воздухом, удаления отработанных газов. Трансмиссия состоит из сцепления, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, главной передачи и бортовых передач. В состав ходовой части входят: два ведущих колеса, два направляющих колеса с натяжными устройствами, двух гусениц, двенадцать опорных катков и четырех амортизаторов. К особенностям компоновки  шестикатковых шасси относятся переднее расположение ведущих катков и узлов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднего расположения десантно-грузового отделения.
   Транспортер рассчитан на эксплуатацию и хранение на открытых площадках при температурах окружающего воздуха от -45˚ до +45˚, в горных условиях на высотах до 2000 м над уровнем моря.
    В передней части корпуса размещены агрегаты трансмиссии, отделение управления и башенная пулеметная установка ТКБ-01-1 с 7, 62 мм пулеметом ПКТ. Отделение управления отделено от трансмиссионного отделения перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления машины, контрольно-измерительные приборы, и два сидения. Сидение механика-водителя расположено между главной передачей и двигателем с левой стороне от центрального карданного вала. В средней части корпуса в специальном отделении размещен двигатель ЯМЗ-238В и все его агрегаты и системы. В кормовой части корпуса размещается десантно-грузовое отделение. Силовое отделение отделено от отделения управления и десантно-грузового отделения термошумоизоляционными перегородками. В десантно-грузовом отделении установлены четыре топливных баков: два на днище, два - в боковых полостях корпуса. Баки, установленные на днище имеют конфигурацию и размеры, позволяющие использовать их в качестве сидений, каждое на четыре человека, для чего на баки укладываются поролоновые подушки. Для сообщения между отделением управления и десантно-грузовым отделением с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором установлены два откидных сидения.
    Электрооборудование транспортера состоит из двух аккумуляторных батарей 2СТ-70М и  генератор Г290В-О.
    На машине установлены следующие наблюдательные приборы: а) три стеклоблока Б-2, два из которых установлены в левом и правом бортовых листах отделения управления, третий - в правом бортовом листе десантно-грузового отделения: б) четыре наблюдательных прибора ТНПО-170А, три из которых установлены в лобовом листе перед рабочим местом механика-водителя, один - на правой крышке люка десантно-грузового отделения. в) один ночной перископический прибор механика-водителя  ТВН-2Б, который при вождении в ночных условиях, устанавливается на месте центрального прибора ТНПО-170А на рабочем месте механика-водителя; г) два смотровых прибора 54.36.5сб БМ с левой и правой стороны установки ТКБ-01-1.
     Радиостанция Р-123 (Р-123М) с блоком питания установлена под правым лобовым стеклом на двух кронштейнах. Транспортер оборудован внутренним переговорным устройством (ВПУ) Р-124. На лобовом листе отделения управления между сидениями установлен дозиметрический прибор ДП-3Б.
  
На базе МТ-ЛБ разработаны и производились следующие модификации: МТ-ЛБВ - арктический вариант, применяется в районах крайнего севера в качестве бронетранспортера; МТ-ЛБУ- модификация с удлиненным шасси, дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой;  МТ-ЛБТ - артиллерийский тягач; МТ-ЛБС - санитарная эвакуационная модификация. На основе МТ-ЛБ создан ряд образцов военной техники: 122 мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика", комплекс средств автоматизации управления огнем 1В12 "Машина-С", ЗРК 9А35 "Стрела-10", боевая машина ПТУР 9П149 комплекса "Штурм-С", СНАР-10 "Леопард", АРК-1 "Рысь",  РЛК "Зоопарк, РХМ "Кашалот" и некоторые другие.  Транспортер поставлялся на экспорт в страны - участницы Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Бангладеш, Ирак, Нигерию, Сирию, Уругвай, Финляндию , Швецию и Югославию.

 

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 1
2 Вооружение пулемет 7,62 мм ПКТ
3 Боекомплект шт. 1000
4 Грузоподъемность кг 2500
5 Максимальная масса буксируемого прицепа кг 6500
6 Количество мест в отделении управления чел. 2
7 Количество личного состава перевозимого в десантно-грузовом отделении чел. 10
8 Боевая масса кг 9700
9 Длина по корпусу мм 6454
10 Ширина мм 2820
11 Высота мм 1835
12 Бронирование мм 14 - 17
13 Запас хода по топливу км 500
14 Максимальная скорость км/час 60
15 Колея мм 2500
16 Средний расход топлива на 100 км пути кг 100-135
17 Дорожный просвет                      мм 415
18 Среднее удельное давление на грунт кг/кв.см 0.48
19 Мощность  двигателя ЯМЗ-238В л.с. 240
20 База мм 3700
21 Средства радиосвязи Радиостанция Р-123М

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru