122 мм  БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ БМ-21 "ГРАД" (9К51) 

 

 Боевые машины реактивной артиллерии

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

  

Разработка проекта 122 мм боевой машины реактивной артиллерии была начата летом 1960г. на основании Постановления Совета Министров СССР №578/238 от 30 мая 1960 г. и тактико-технического задания Главного артиллерийского управления (ГАУ) № 0010044 от 2 июня 1960 г. по теме "Полевая реактивная система "Град". Головным разработчиком новой системы был выбран Научно-исследовательский институт № 147 (НИИ-147, ныне НПО "Сплав", г. Тула), Специальное конструкторское бюро № 203 (СКБ-203, ныне НПП "Старт", г. Екатеринбург) проектировало пусковую установку, Научно-исследовательский институт №6 (НИИ-6, ныне Центральный научно-исследовательский институт химии и механики, г. Москва) и Государственное специальное конструкторское бюро № 47 (ГСКБ-47, ныне ГНПП "Базальт", г. Москва) - создавали 122 мм реактивный снаряд. Общее руководство проектными работами осуществлял главный конструктор НИИ-147 А.Н. Ганичев, разработкой пусковой установки руководил главный конструктор СКБ-203 А.И. Яскин.  Работа по созданию новой боевой машины была сопряжена с определенными сложностями. Дело в том, что по условиям ТТЗ общее количество направляющей на одной боевой машине должно быть не менее 30-ти. Конструкторы вновь оказались перед выбором аэродинамической схемы реактивного снаряда. В качестве отступления напомню, что в 40-е -50-е годы для боевых машин реактивной артиллерии применялись два типа ракет: первый - с жестко закрепленными стабилизаторами, обеспечивающих стабилизацию ракеты, и второй , в котором осуществлен принцип придания вращения снаряду, а стало быть и его стабилизация на траектории полета с помощью работы дополнительных реактивных двигателей, расположенных под углом к продольной оси снаряда. Оба принципа имели как положительные, так и отрицательные свойства. Не вдаваясь в подробности отметим, что обе принципиальные схемы не обеспечивали выполнение ТТЗ в отношении количества направляющих на одной боевой машине и общих габаритов пакета направляющих. В конструкции новой боевой машины советские конструкторы совместили, казалось, несовместимое: направляющие трубчатого типа, характерные для снарядов с турбореактивным принципом стабилизации (БМ-14, БМ-24) и ракету, полет которой стабилизируется с помощью стабилизаторов (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и т.д.). Новаторское  решение, позволяющее подобный компромисс, заключалось в идее применить в конструкции реактивного снаряда не жестко закрепленные, а складывающие стабилизаторы. Существовало мнение, что складывающиеся стабилизаторы из-за существования определенных люфтов в механизме крепления, значительно увеличат рассеивание снарядов по дальности и направлению, однако сравнительные испытания опытной установки на нижнетагильском полигоне не подтвердили подобные опасения. В качестве шасси для боевой машины был избран новый автомобиль высокой проходимости "Урал"-375Д оборудованный под монтаж артиллерийской части. В состав системы вошли: боевая машина реактивной артиллерии 2Б5, 122,4 мм неуправляемый реактивный снаряд  М-21ОФ, транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) на базе "Урал"-375Д  9Ф37, впрочем, на практике зачастую в качестве ТЗМ  применялись обычные грузовые "Уралы". С 1 марта по 1 мая 1962 года в войсках Ленинградского военного округа прошли государственные испытания новой реактивной системы 9К51. Около года ушло на устранение выявленных недостатков. 28 марта 1963 г. совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 372/130 система была принята на вооружение Советской Армии. Серийное производство системы "Град" было организовано в том же году на заводе № 172 (г. Пермь, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы"), реактивные снаряды производились на заводе № 176 (Тульский патронный завод). Всего с 1964 г. по настоящее время было изготовлено не менее 11 000 боевых машин всех модификаций. БМ-21 поступала на вооружение отдельных реактивных артиллерийских дивизионов (ореадн) мотострелковых и танковых дивизий. Боевое крещение "Град" получил в уже в марте 1969 г. при отражении нападения китайских войск на пограничную заставу в районе полуострова Доманский.  В начале 80-х гг. в КБ завода № 172 была начата работа по модернизации конструкции реактивной системы 9К51. На пакет направляющих был установлен теплозащитный экран. Модернизированная боевая машина получила способность вести огонь с неподготовленной огневой позиции. Артиллерийская часть монтировалась на шасси дизельного автомобиля "Урал"-4320. В 1986 г. модернизированная боевая машина под обозначением 2Б17 была принята на вооружение. В начале 2000-х годов была проведена очередная модернизация боевой машины, оснащенной автоматизированной системой управления огнем. О производстве 2Б17М сведений не имею. Для системы 9К51 были разработаны следующие основные типы реактивных снарядов: М-21ОФ (9М22У) - осколочно-фугасный, МЗ-21 (9М22С) -зажигательный, 9М28Ф - модернизированный осколочно-фугасный, 9М519 - снаряд из комплекта для постановки радиопомех, 3М16 - с кассетной головной частью с противопехотными минами, 9М28К - с кассетной боевой часть с противотанковыми минами. На базе 9К51 были разработаны боевые машины реактивной артиллерии для морской пехоты, воздушно-десантных войск, береговая реактивная бомбометная система, переносная реактивная установка (на вооружение Советской Армии не принималась). БМ-21 поставлялась на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Афганистан, Бурунди, Вьетнам, Египет, Замбию, Индию, Иран, Йемен, Ирак, Камбоджу, Кипр, Камерун, Конго, Кубу, КНДР, Китай, Ливан, Ливию, Марокко, Мозамбик, Монголию, Мьянму, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Уганду, Финляндию, Югославию, Эфиопию, Эретрию. Около 60-ти БМ-21 состоит на вооружении артиллерии воооруженных сил Израиля. 9К51 производится по лицензии в Чехии, Китае, Индии и в некоторых других странах.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения 2Б5 2Б17
1 Расчет чел. 6 6
2 Шасси   "Урал"-375Д "Урал"-4320
3 Мощность двигателя л.с. 180 240
4 Максимальная скорость км/час 75 75
5 Боевая масса кг 13 700 14 060
6 Длина по корпусу мм 7350 7370
7 Ширина мм 2400 2400
8 Высота в походном положении мм 2680 2680
9 Запас хода по топливу км 750 750
10 Время перевода в боевое положение мин. 3,5 3,5
11 Время заряжания машины мин. 4-5 4-5
12 Количество направляющих шт. 40 40
13 Длина направляющей мм 3000 3000
14 Прицельные приспособления                                                       ПГ-1М ПГ-1М
15 Средства связи радиостанция Р-108 Р-107М
16 Угол горизонтального обстрела

вправо от оси:

влево от оси

градус  

70

102

 

70

102

17 Угол возвышения максимальный градус 55 55
18 Угол возвышения минимальный градус 0 0
19 Время производства залпа сек. 20 20
20 Боекомплект шт 120 120
21 Максимальная дальность стрельбы            м 20 400 20 400
22 Минимальная дальность стрельбы м 3000 3000
23 Калибр снаряда мм 122,4 122,4
24 Длина снаряда мм 2870 2870
25 Масса снаряда 9М22У кг 66,7 66,7
26 Масса боевой части 9М22У кг 18,7 18,7
27 Максимальная скорость полета снаряда м/сек. 690 690

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru