85 мм САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-85

 

 Самоходные артиллерийские установки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

  

   К началу весны 1943 г., после всестороннего изучения трофейного немецкого тяжелого танка Pz.VI "Тигр", захваченного в начале года, у советского военного руководства возникло понимание, что новой бронетехнике противника в летнюю кампанию, в сущности, противопоставить нечего. Образцы стоящих на вооружении РККА танков и самоходных орудий оказались не в состоянии эффективно бороться с новыми немецкими танками, сами же они легко поражали их своими огневыми средствами на дальностях до 1500 м. В связи с этим уже в начале апреля 1943 г. из ГАУ в КБ Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ г. Екатеринбург) в спешном порядке были высланы тактико-технические требования (ТТТ)  для руководства при создании новой  85 мм самоходной артиллерийской установки (САУ). В качестве шасси предполагалось использовать базу 122 мм самоходной установки СУ-122, освоенной к тому времени в производстве на УЗТМ. Вместо 122 мм гаубицы планировалась установка 85 мм пушки с баллистикой 85 мм зенитной пушки обр. 1939 г. 52-К, показавшую наибольшую эффективность при стрельбе по трофейному "Тигру". Работы по проектированию новой машины начались под руководством главного конструктора Л.И. Горлицкого уже во второй половине апреля. В мае 1943 г. ГКО своим решением установил предельные сроки проектирования, а также разработчиков и производителей новой САУ. Головным предприятием в качестве разработчика и производителя был определен УЗТМ. Проектирование артиллерийской части возлагалось на Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В.Г. Грабиным, производство 85 мм орудий организовывалось на артиллерийском заводе № 9 (г. Нижний Новгород). В короткие сроки, используя уже имеющиеся наработки, специалисты ЦАКБ спроектировали и выслали на завод № 9 и УЗТМ чертежи 85 мм орудия С-31, однако уже на этапе сопряжения проектов в КБ УЗТМ стало ясно, что предлагаемое орудие для новой самоходки на базе СУ-122 не подходит по причине значительных габаритов и его установка потребует коренных изменений в проекте боевого отделения корпуса САУ, что было недопустимо т.к. вело к срыву сроков установленных постановлением ГКО. К концу мая из ЦАКБ поступили чертежи 85 мм орудия С-18, более адаптированного к проектируемой самоходке. КБ завода № 9 под руководством Ф.Ф. Петрова, в свою очередь примерно в тоже время спроектировало и предложило к установке на новой машине собственное 85 мм орудие - Д-5С-85. По настоянию ГКО орудие ЦАКБ С-18 рассматривалось как основное, однако оно так же как и С-31 плохо компановалось в бронекорпусе, утяжеляло его и требовало значительных переделок в лобовой части боевой рубки. Пушка завода № 9 устанавливалась в боевую рубку без проблем, способ крепления орудия оставался таким же как и на СУ-122, однако для использования Д-5С пришлось заново, в спешном порядке, проектировать новый телескопический прицел - ТШ-15. Проект Ф.Ф. Петрова рассматривался как запасной и планировался к использованию в случае неудачи с установкой орудия ЦАКБ. 7 июня 1943 г. смешанная комиссия из представителей Главного Артиллерийского Управления (ГАУ), Главного Автобронетанокового Управления (ГАБТУ), Наркомата вооружений (НКВ) и Наркомата танковой промышленности (НКТП) приняла решение об изготовлении трех опытных образцов 85 мм самоходки: первый образец должен был иметь шасси СУ-122,  85 мм орудие С-18 с измененной на УЗТМ люлькой и новой бронемаской (СУ-85 I), второй, также на шасси СУ-122 с орудием С-18 и измененной лобовой частью боевой рубки (СУ-85 IV), третий - на шасси СУ-122 с 85 мм орудием Д-5С и новым прицелом ТШ-15 (CУ-85 II). К середине июля все три машины были готовы и 20 июля 1943 г. были представлены на заводские испытания с пробегом 80 км и стрельбой. Всего по программе испытаний каждый образец должен был сделать по 130 выстрелов, однако в полном объеме это условие удалось выполнить только на СУ-85 II с пушкой Д-5С, на образцах же с орудием С-18 полностью  завершить программу стрельб не представлялось возможным из-за поломок спусковых механизмов. На государственные испытания, которые проводились с 25 июля по 6 августа 1943 г. на Гороховецком полигоне (Нижегородская область) были представлены образцы СУ-85 I с пушкой ЦАКБ и СУ-85 II спушкой завода № 9. По их итогам лучшей была признана самоходка с пушкой Д-5С. В качестве недостатков САУ с орудием С-18 комиссия отметила следующие: малый по сравнению с СУ-85 II объем боевой рубки, низкую скорострельность (в четыре раза более низкую чем у СУ-85 II), затрудненный доступ к противооткатным устройствам, массивный уравновешивающий механизм качающейся части орудия, большую общую массу (на 825 кг больше, чем СУ-85 II). 7 августа 1943 г. САУ с 85 мм пушкой Д-5С постановлением ГКО № 3892сс была принята на вооружение под названием СУ-85. Тем же постановлением на УЗТМ возлагалось организация серийного производства СУ-85 на своих мощностях с одновременным прекращением производства танков Т-34 и САУ СУ-122. Серийное производство новой машины продолжалось до октября 1944 г., когда ей на смену пришла 100 мм САУ СУ-100. Всего было построено 2644 самоходок в том числе 315 машин с бронекорпусом разработанным для СУ-100, отличавшаяся от основного образца улучшенным (75 мм) бронированием лобовой части корпуса. Такие машины выпускались с июля по ноябрь 1944 г. под названием СУ-85М. По компоновке СУ-85 полностью соответствовала СУ-122. При ее производстве 73% узлов, механизмов и комплектующих были заимствованы от танка Т-34, 7% - от СУ-122 и 20% были вновь разработанными. В боекомплект САУ входили штатные 85 мм выстрелы с осколочной гранатой О-365 и бронебойными снарядами БР-365 и БР-365К. Лобовую броню "Тигра" СУ-85 поражала на дальности 600-800 м, бортовую - с 1200-1300 м. В период серийного производства САУ был создан проект с 85 мм пушкой Д-5С-85БМ (большей мощности) с начальной скоростью полета снаряда до 960 м/сек., однако в производство эта модификация не пошла, т.к. к тому времени уже разрабатывался проект самоходной установки с более мощной 100 мм пушкой. В сентябре 1943 г. СУ-85 стали поступать на укомплектование отдельных самоходных артиллерийских полков (ОСАП) РВГК и САП некоторых истребительно-противотанковых артиллерийских бригад (ИПАБР). 72 СУ-85 были переданы на вооружение польских и чехословацких военных формирований на территории СССР. Некоторое количество трофейных САУ эксплуатировались в вермахте.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения СУ-85 СУ-85М
1 Экипаж чел. 4 4
2 Вооружение пушка 85 мм Д-5С 85 мм Д-5С
3 Боекомплект                         количество выстрелов 48 48
4 Шасси   Т-34 Т-34-85
5 Мощность двигателя В-2-34 л.с. 500 520
6 Максимальная скорость км/час 54 51
7 Боевая масса т 29,2 31,0
8 Длина по корпусу мм 6950 6950
9 Ширина мм 3000 3000
10 Высота мм 2450 2245
11 Запас хода по топливу км 300-400 400
12 Бронирование мм 15 -45 20-75
13 Дорожный просвет мм 400 400
14 Масса снаряда ОФ-365К кг 9,2 9,2
15 Начальная скорость полета снаряда БР-365 м/сек 792 792
16 Прицельные приспособления                                                     телескопический прицел

панорама

ТШ-15

-

ТШ-19

панорама Герца

17 Угол горизонтального обстрела градус 20° 16°
18 Угол возвышения максимальный градус 22° 22°
19 Угол угол склонения градус -5° -3°
20 Максимальная дальность стрельбы м 12 700 12 700
21 Скорострельность выстр./мин. 5-8 5-8
22 Бронепробиваемость максимальная БР-365К мм 108 108
23 Длина ствола калибр 52 52
24 Средства связи радиостанция

вн. переговорное устройство

9РМ

ТПУ-3бис

9РС

ТПУ-3бис

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru