122 мм САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-122 

 

 Самоходные артиллерийские установки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

    

   Несмотря на интенсивные работы, которые проводились в Советском Союзе в направлении проектирования и создания самоходных артиллерийских установок (САУ) в 30-е годы прошлого века, дальше опытных образцов, которые не удалось довести до серийного производства, дело не пошло. Причин создавшемуся положению было несколько. Это и непонимание основ боевого применения САУ в общевойсковом бою высшим военным руководством, излишнее увлечение созданием т. н. артиллерийских танков, таких как БТ-7А , относительная слабость общего научно-технического и конструкторского потенциала и многое другое. Так или иначе, в войну РККА вступила не имея на вооружении ни одного образца самоходного орудия. Анализируя итоги боевых действий в 1941 и в первой половине 1942 г. нельзя было не отметить высокую эффективность применения самоходных установок войсками вермахта, в частности 75 мм штурмового орудия Stug-III, серийно производившуюся с 1940 г. и применявшееся в качестве огневого средства поддержки пехотных, моторизированных и танковых подразделений. Исходя из выше изложенных соображений в апреле 1942 Главным Артиллерийским Управлением (ГАУ) принимается решение о создании и производстве САУ на базе легкого и среднего танков. В соответствии с ним тогда же было сформулированы тактико-технические требования к новым машинам. Техническое задание на проведение проектных работ по созданию САУ на базе Т-34 было выдано КБ Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ г. Екатеринбург) и конструкторскому коллективу танкоремонтного завода № 592 (г. Мытищи Московская область). На УЗТМ под руководством конструкторов Н.В. Курина и Г.Ф. Ксюнина были представлены проекты САУ на основе танка Т-34 с 76 мм орудием, один с открытым расположением артиллерийской части, другой с расположением орудия в неподвижной рубке, на заводе № 592 разработали проект 122 мм САУ на базе трофейного немецкого танка PZ.III. Все представленные проекты заинтересовали заказчика, однако сложная обстановка на фронте не позволила продолжать работы по доработке проектов САУ и организовать их серийное производство за счет уменьшения производства Т-34. В период подготовки наступательной операции по разгрому немецкой группировки в районе  Сталинграда советское военное руководство вновь вернулось к идее о создания самоходки на шасси среднего танка, способной обеспечивать эффективную огневую поддержку наступательным действиям стрелковых и танковых частей и подразделений, а также бороться с новыми тяжелыми танками противника, появление которых на фронте ожидалось в ближайшее время. В связи с этим Государственный Комитет Обороны (ГКО) 19 октября 1942 г. издал постановление № 2429сс, в котором потребовал от КБ УЗТМ и завода № 592 в кратчайшие сроки спроектировать и создать опытные образцы самоходной артиллерийской установки с артиллерийской частью 122 мм гаубицы обр. 1938 г. М-30. Общее руководство для решения задачи возлагалось непосредственно на Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП). Для максимального ускорения проектных работ на УЗТМ создавалась особая конструкторская группа под руководством начальника КБ УЗТМ Л.И. Горлицкого, в составе конструкторов К.Н. Ильина, Н.В. Курина, Г.Ф. Ксюнина, А.Д. Неклюдова, И.С. Сазонова и других. Координацию работ по созданию 122 мм САУ осуществлял лично заместитель наркома танковой промышленности СССР выдающийся конструктор Ж.Я. Котин. Новая машина разрабатывалась под названием У-35. Наличие хорошего задела конструкторских решений по предыдущим проектам самоходных установок, разрабатываемых весной - летом 1942 г., но не пошедших в серию (У-33, У-34) , использование шасси танка Т-34, производство которого к этому времени было освоено на УЗТМ в полном объеме, позволило особой конструкторской группе представить проект САУ на рассмотрение совместной комиссии ГАУ и НКТП  уже 29 октября 1942 г. Одновременно комиссия рассматривала проекты 122 мм САУ разработанные в КБ заводов № 9 (г. Екатеринбург), где летом 1942 г. проводилась доработка проектов 76 мм САУ на шасси среднего танка УЗТМ У-33 и У-34 и проект завода № 592. Было решено изготовить опытные образцы по проекту У-35 УЗТМ и по проекту завода № 592 под названием СУ-122/Т-3 на шасси трофейного танка Pz.III. На изготовление опытных экземпляров отводилось всего 20 дней. Заводские испытания У-35 начались с некоторым опозданием 30 ноября, в ходе которых новая самоходка прошла 50 км и сделала около 20 выстрелов. После частичного устранения выявленных недостатков, машина была представлена на государственные испытания совместно с самоходкой завода № 592. По результатам испытаний, проходивших на Гороховецком полигоне (Нижегородская область) с 5 по 29 декабря 1942 г. государственная комиссия рекомендовала к принятию вооружение и серийному производству САУ УЗТМ, получившей название СУ-122 с учетом устранения более 40 конструкторских недостатков, выявленных в ходе испытаний. Недостатки были устранены к концу декабря того же года . Серийное производство СУ-122 было организовано на УЗТМ и продолжалось до осени 1943 г. Всего было выпущено свыше 660 машин. СУ-122 имела ходовую часть, силовую установку, трансмиссию, подвеску полностью унаследованные от танка Т-34. В бронекорпусе находились два отделения: совмещенное управления и боевое в передней части машина, силовое отделение и трансмиссия - в кормовой части. Экипаж, орудие,  боекомплект и средства связи располагались в броневой рубке. Слева от орудия - три члена экипажа: впереди механик-водитель, за ним наводчик, сзади наводчика - заряжающий. Слева от орудия находились рабочие места командира САУ и замкового.  Броневая рубка изготавливалась из броневых плит и листов толщиной 45, 40, 20 и 16 мм. В крыше башни находился общий люк для посадки (высадки) экипажа, там же располагались места для монтирования артиллерийской панорамы и прицела ПТК. Орудие САУ представляло из себя качающуюся часть 122 мм гаубицы М-30 с минимальными переделками. Противооткатные устройства, находящиеся за пределами рубки прикрывались броневым кожухом. Для наведения орудия в цель использовалась артиллерийская панорама системы Герца. СУ-122 могла применять практически все 122 мм выстрелы  гаубицы М-30, однако в боекомплект самоходки включали выстрелы с осколочно-фугасной гранатой ОФ-462, с весны 1943 г. выстрелы с кумулятивным снарядом БП-460А.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристик
1 Экипаж чел. 5
2 Вооружение гаубица 122 мм М-30С
3 Боекомплект                         количество выстрелов 40
4 Шасси   на базе танка Т-34
5 Мощность двигателя В-2-34 л.с. 500
6 Максимальная скорость км/час 54
7 Боевая масса т 29,6
8 Длина по корпусу мм 6950
9 Ширина мм 3000
10 Высота мм 2235
11 Запас хода по топливу км 300-400
12 Бронирование мм 15 -45
13 Дорожный просвет мм 400
14 Масса снаряда ОФ-462 кг 21,76
15 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/сек 515
16 Прицельные приспособления                                                       панорама системы Герца

командирская панорама ПТК

17 Угол горизонтального обстрела градус 20°
18 Угол возвышения максимальный градус 25°
19 Угол угол склонения градус - 3°
20 Максимальная дальность стрельбы м 8000
21 Дальность стрельбы снарядом БП-460А м 2000
22 Скорострельность выстр./мин. 4-5
23 Бронепробиваемость максимальная БП-460А мм 140
24 Длина ствола калибр 22,7
25 Средства связи   радиостанция 9Р

ТПУ-3Ф

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru