122 мм ГАУБИЦА ОБР. 1938 Г. М - 30 (52 - Г - 463)

 

 Гаубицы

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

   В конце 20-х - начале 30-х гг. советскими военными теоретиками была разработана и обоснована теория т.н. "глубокой операции". Положения этой теории предусматривали прорыв обороны противника на двух и более участках фронта на всю ее оперативную глубину с последующим вводом в полосу прорыва крупных соединений подвижных войск с целью развития успеха и нанесения окончательного поражения обороняющейся группировке войск противника. В условиях глубокой операции особое значение приобретали огневые поддержка и сопровождение действий наступающих войск силами и средствами полевой артиллерии. Основу материальной части дивизионной артиллерии РККА рассматриваемого периода составляли системы разработанные в начале века еще до начала 1 мировой войны - 76 мм пушки обр. 1902 г. и 122 мм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг., достаточно современные для своего времени, они никак не соответствовали концепции маневренной войны в условиях насыщения войск бронетанковой техникой и средствами механизации. Проще говоря, эти орудия в силу их конструктивных особенностей невозможно было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы так же не соответствовала потребностям механизированных войск и кавалерии в наступлении. Кроме того наличие в конструкции этих орудий однобрусного лафета значительно затрудняло наведение орудия в цель по направлению, если установки требовалось изменить на угол более 0-50, т.е. быстрый маневр огнем превращался в трудноразрешимую проблему. Одним словом, советское военное руководство пришло к выводу о необходимости замены систем дивизионной артиллерии на более современные. Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней. Попытка разработать проект 122 мм гаубицы в конце 20-х своими силами в соответствии с тактико-техническими требованиями Артиллерийского управления РККА (АУ РККА ) не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром, НКТП СССР) и немецкой компании "Рейнметалл" в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в    г. Москве  было организованно   совместное КБ № 2
Всесоюзного орудийно-арсенального треста (ВОАТ) Наркомтяжпрома, где к 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122 мм гаубица "Лубок" (по названию темы проекта), впоследствии принятой на вооружение РККА под названием "122 мм гаубица обр. 1934 г." Однако, лафет "Лубка" был сконструирован по однобрусной схеме,
отсутствовало подрессоривание боевого хода, что исключало буксирование орудия с помощью мехтяги. Ввиду этих конструктивных недостатков, технологических проблем при организации производства, была выпущена только предсерийная партия этих орудий в количестве 11 экземпляров, после чего от серийного производства гаубицы и ее дальнейшей доработки пришлось отказаться. В следствии ряда неудач в вопросе создания приемлемого проекта 122 мм полевой гаубицы ряд специалистов АУ РККА и конструкторов артиллерийских систем в 1935 - 1937 гг. предложили создать в качестве дивизионной гаубицы проект 107 мм орудия. Такое предложения обосновывалось фактом наличия 105 мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Кроме того, уменьшение калибра значительно упрощало процесс проектирования и позволяло создать более легкое и маневренное орудие. В качестве боеприпасов планировалось использовать 107 мм выстрелы разработанные под 107 мм корпусную пушку. Однако, в начале 1937 г. руководство Генерального Штаба РККА (ГШ РККА) , основываясь на опыте мировой и гражданской войн, утвердило в качестве основного для дивизионных гаубиц калибр 122 мм, в связи с чем изыскательские работы по проекту 107 мм гаубицы были прекращены во всех конструкторских коллективах. К сентябрю 1937 г. в АУ РККА были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) к проекту 122 мм гаубицы, которые в том же месяце были переданы для реализации в КБ завода № 172 (ныне ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь), где отдельная конструкторская группа в составе С.Н. Дернова, А.Е. Дроздова, А.А. Ильина, М.Ю. Цирульникова, Л.А. Черных и некоторых других под руководством известного создателя артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова сразу же приступила к работе. Требования АУ предполагали создание 122 мм системы раздельно-гильзового заряжания с баллистикой гаубицы обр. 1934 г., с клиновым затвором, раздвижными станинами и подрессоренным боевым ходом. В качестве боеприпасов к новому орудию должны были подходить 122 мм выстрелы, производящиеся промышленностью. В октябре 1937 г. в инициативном порядке к разработке проекта 122 мм гаубицы (заводское обозначение Ф-25) приступили и в КБ завода № 92 (ныне ОАО "Нижегородский машиностроительный завод") под руководством В.Г. Грабина. Кроме того, годом позже работы по этой теме (заводское обозначение У-2) были начаты в артиллерийском КБ завода № 9 (УЗТМ, ныне ОАО "Уралмаш" г. Екатеринбург) под руководством конструктора В.Н. Сидоренко. Проекты В.Г. Грабина и В.Н. Сидоренко были доведены до стадии заводских испытаний опытных образцов, после завершения которых были прекращены. Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 поступил для рассмотрения и утверждения в АУ РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено полагать его приоритетным по отношению к проектам других КБ. Принятию такого решения способствовало использование в проекте узлов и механизмов орудий освоенных в производстве промышленностью. Так, конструкция ствола и элементов противооткатных устройств (ПОУ) М-30 (заводской индекс проекта орудия КБ завода № 172) были заимствованы из проекта гаубицы "Лубок". На орудие, вопреки требованиям АУ РККА, устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, использовавшийся в комплектации 122 мм гаубицы обр. 1910/30 гг. производившейся промышленностью крупными сериями. Конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22. Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г. , в процессе которых были выявлены серьезные конструкторские недочеты, особенно в вопросе расчета прочности элементов лафета. Доработанный образец М-30 был допущен к государственным испытаниям лишь в начале сентября того же года. Они начались 11 сентября и продолжались до 1 ноября 1938 г. Комиссия признала их неудовлетворительными по причине многочисленных поломок в ходе стрельб элементов лафета, в частности станин, однако, не смотря на негативный вывод комиссии, руководство АУ распорядилось изготовить опытные доработанные образцы орудия для войсковых испытаний. 22 декабря 1938 г. опытные экземпляры М-30 были представлены для войсковых испытаний, по итогам которых коллективу КБ было рекомендовано устранить выявленные в процессе эксплуатации гаубиц в войсках недостатки и вновь провести полигонные испытания по программе государственных, в ходе которых в проект М-30 были внесены окончательные изменения, устраняющие выявленные недостатки. В августе 1939 г. орудия были представлены для повторных войсковых испытаний, которые были признаны успешными. 29 сентября того же года Постановлением Комитета обороны орудие было принято на вооружение РККА под обозначением "122 мм гаубица обр. 1938 г.". В АУ гаубице был присвоен индекс 53-Г-463. По конструкции М-30 представляет собой классическую артиллерийскую систему раздельно-гильзового заряжания, состоящую из ствола и лафета. В состав ствола, в свою очередь, входили труба-моноблок с прогрессивной нарезкой, кожух, предназначенный для соединения трубы с казенником и навинтной казенник. В казеннике устанавливался поршневой затвор с механизмом экстракции стрелянной гильзы и инерционным предохранителем. Лафет состоял из ПОУ, в свою очередь состоящих из гидравлического тормоза откатных частей веретенного типа, накатника гидропневматического типа и компенсатора тормоза откатных частей, люльки служащей для соединения ствола с верхним станком и направления его движения при откате и накате (ствол, люлька и ПОУ составляют качающуюся часть гаубицы), верхнего станка , являющимся опорой качающейся части орудия, подъемного механизма секторного типа, расположенного справа от ствола, поворотного механизма винтового типа, пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа, располагающегося в виде двух цилиндров справа и слева от люльки, нижнего станка, представляющего полую отливку с проушинами для шарнирного крепления двух раздвижных станин, прицельных приспособлений, состоящих из независимого или полунезависимого механического прицела с нормализованной шкалой и панорамы системы Герца, ходовой части, состоящей из двух металлических колес сшинами заполненных ГК, боевой оси, рессор и тормозов колес автомобильного типа, щитового прикрытия, состоящего из неподвижного и подвижного щитов. В комплект орудия входят металлический каток, передок,  зарядный ящик и комплект ЗИП. В боекомплект М-30 включались артиллерийские выстрелы со следующими снарядами: осколочно-фугасной гранатой ОФ-462, осколочными гранатами О-462, О-460А, фугасными гранатами Ф-460, Ф-460Н, Ф-460У, Ф-460К, шрапнелью Ш-460 и Ш-460Т, осветительным снарядом С-462, агитационным снарядом А-462, дымовыми снарядами Д-462 и Д-462А, осколочно-химическим снарядом ОХ-462, химическими снарядами Х-460 и Х-462, кумулятивным снарядом БП-460А. Выстрелы комплектовались полными зарядами Ж-11 и переменными Ж-463М в латунных или цельнотянутых гильзах. Серийное производство 122 мм гаубицы обр. 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось вплоть по 1955 г. Всего было собрано 19 250 гаубиц, из них около 1850 - в послевоенное время. По сей день орудие производится в Китае под названием "Тип 54". Поставлялась на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В армиях многих из них оно состоит на вооружении и в наши дни. Состояла на вооружении артиллерийских дивизионов некоторых мотострелковых и танковых полков в СССР до конца 80-х гг. Некоторое количество орудий хранится на базах хранения вооружения и техники (БХВТ) до сих пор. В период Великой Отечественной войны большое количество М-30 в качестве трофеев достались вермахту и союзникам Германии. В Финляндии трофейные гаубицы состояли на вооружения до начала 90-х гг. В 1942 г. в Германии было организованно производство 122 мм выстрелов для М-30, что свидетельствует о высокой оценке боевых качеств гаубицы со стороны противника. В конце 70-х годов М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131 и на щитовое прикрытие, справа от ствола помещен плафон с лампой стоп-сигнала. Несколько модернизированная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122 мм самоходной артиллерийской установке СУ-122. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. В послевоенные годы прицельные приспособления М-30 стали комплектоваться панорамой ПГ-1 и ПГ-1М, а также  прибором подсветки "Луч-1".  Несмотря на достаточно сложную историю создания, гаубица оставила заметный след в истории становления советского артиллерийского вооружения. При его проектировании конструкторам удалось найти ту грань, в которой сочетались, с одной стороны высокие тактико-технические характеристики, а с другой - простота устройства, технологичность и относительная дешевизна производства. Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: "Лучше ее уже ничего не может быть".

 Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 8
2 Боекомплект количество выстрелов 60
3 Тип тягача   конная запряжка "шестерка"

автомобиль 6х6

АТ-С, МТ-ЛБ

4 Максимальная скорость транспортировки км/час 50
5 Длина по корпусу мм 5900
6 Ширина мм 1980
7 Высота мм 1820
8 Боевая масса т 2900
9 Клиренс мм 357
10 Высота линии огня мм 1200
11 Время перевода в боевое положение мин. 1,5-2
12 Скорострельность выстр./мин. 5-6
13 Масса снаряда ОФ-462 кг 21,76
14 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/сек 515
15 Прицельные приспособления: механический

                                                           панорама

   

системы Герца, ПГ-1М

16 Угол горизонтального обстрела градус 49
17 Угол возвышения градус 63,3
18 Угол склонения градус -3
19 Длина ствола калибр 22,7
20 Калибр мм 121,92
21 Максимальная дальность стрельбы ОФ-462 м 11 720

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru