152 мм ГАУБИЦА - ПУШКА ОБР. 1937 Г. МЛ - 20 (52 - Г - 544А)

 

 Гаубицы - пушки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

   Принятая на вооружение 152 мм пушка обр. 1910/34 гг.  с новым лафетом приобрела и его конструктивные недостатки. Система комплектовалась неподрессоренным передком, что ограничивало скорость транспортировки до 20 км/ч,  при переводе орудия в боевое положение, подрессоревание отключалось вручную, что занимало лишние 2 - 3 минуты, верхний станок представлял из себя деталь весьма трудоемкую в изготовлении, максимальный угол возвышения составлял 45˚, что не позволяло ведение из орудия мортирной стрельбы, подъемный механизм был совмещен с уравновешивающим, что значительно снижало скорость наводки в вертикальной плоскости. В 1935 - 1936 гг. в конструкторском бюро завода № 172 (ныне ПАО специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы",  г. Пермь) были предприняты попытки модернизации орудия, которые были прекращены по требованию Артиллерийского Управления Красной Армии (АУ РККА). После прекращения работ по разработке проекта модернизации системы, в КБ завода № 172 начались работы по созданию двух проектов новой 152 мм системы на основе ствола 152 мм пушки обр. 1910/34 гг. К концу 1936 г. оба проекта были завершены (первый получил заводской индекс МЛ - 15, второй МЛ - 20) и изготовлены опытные образцы. За основу обоих систем была принята качающаяся часть 152 мм пушки обр. 1910/34 гг. Верхние и нижние  станки МЛ - 15 и МЛ - 20 различались значительно. У МЛ - 20 он копировал верхний станок системы 1934 г., литой, у МЛ - 15 - клепанный, вновь разработанный. Подъемные механизмы орудий - секторные. У МЛ - 15 имелось два сектора, у МЛ - 20 - один. Колеса МЛ - 20 не отличались от колес системы обр. 1934 г., у МЛ - 15 колеса были дисковые с грузошинами.  В середине 1937 г. оба орудия прошли испытания на Ржевском полигоне (ныне 19 испытательный полигон МО РФ, Ленинградская область). По итогам испытаний на вооружение была принята система МЛ - 20. Выбор определялся тем обстоятельством, что в конструкции МЛ - 20 максимально использовались детали освоенной в производстве 152 мм пушки обр. 1910/34 гг. Серийное производство в том же году было организовано на заводе № 172.
    152 мм гаубица - пушка обр. 1937 г., такое наименование получило орудие после принятия на вооружение, было разработано группой конструкторов КБ завода № 172 под руководством известного советского конструктора артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова в инициативном порядке. Испытания ее проходили параллельно с испытаниями МЛ - 15. Войсковые испытания продолжались до середины 1939 г. Система производилась со стволами двух типов: скрепленный и моноблок. Скрепленный ствол состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. У ствола - моноблока казенник навинчивался непосредственно на трубу. Затвор поршневой. Тормоз откатных частей гидравлический веретенного типа, накатник - гидропневматического типа. В противооткатные устройства (ПОУ) заливалось 44 л веретенного масла. При откате ПОУ оставались неподвижными. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа. Уравновешивающий механизм пружинного типа представлял две колонки, расположенные впереди орудийного щита. Рессоры боевого хода и передка пластинчатые. Колеса металлические Ч - 16. Впоследствии применялись дисковые парные колеса с губчатым наполнителем. В послевоенные годы орудия в ходе капитального ремонта комплектовались пневматическими одинарными колесами. Транспортировка орудия производилась со стволом в оттянутом положении. Допускалась транспортировка на небольшое расстояния без оттягивания ствола со скоростью 5 - 7 км/ч. Каждый дивизион МЛ - 20 (12 орудий) комплектовался одной орудийной повозкой для раздельной, в случае надобности, транспортировки ствола.    
Лафет орудия был признан нормализованным и получил название 52 - Л - 504А. В 1937 году в КБ Ф.Ф. Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122мм корпусной пушки обр. 1931г. Новое орудие получило название 122 мм пушка обр. 1931/1937гг. и составило вместе с МЛ-20 т.н. "корпусной дуплекс".
  
152 мм гаубица-пушка производилась серийно с 1937 по 1946гг, всего было выпущено 6884 орудий.  Состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии РВГК. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2cm KH.433 (r). После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны организации Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан, состоит на вооружении армии Финляндии. В Польше и в Чехословакии была модернизирована. Стоит на вооружении многих зарубежных армий и до сих пор. Состояла на вооружении армейских артиллерийских полков Советской Армии до конца 80-х годов прошлого века.

 

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 9
2 Боекомплект орудия шт. 60
3 Тягач   "Коминтерн", АТ-Т
4 Максимальная скорость буксирования км/час 20
5 Боевая масса т 7,27
6 Длина по корпусу мм 8180
7 Ширина мм 2345
8 Высота мм 2070
9 Дальность прямого выстрела м 800
10 Скорострельность выстр./мин. 3-4
11 Масса ОФ снаряда ОФ-540 кг 43,56
12 Угол горизонтального обстрела градус 58
13 Угол возвышения градус 65
14 Угол склонения градус - 2
15 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/сек. 655
16 Длина ствола без дульного тормоза мм, калибр 4412, 29
17 Калибр мм 152,4

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru