ШЕСТИДЮЙМОВАЯ (152 мм) ОСАДНАЯ ПУШКА ОБР. 1910 г. 

 

 

 Пушки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 
<

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

    В начале ХХ века в России, как впрочем и в других странах Европы, проводились обширные мероприятия по реформированию и модернизации армии и флота, имеющие конечной целью подготовить вооруженные силы к уже давно назревающему вооруженному конфликту с участием основных европейских государств. Значительные средства были выделены на перевооружение артиллерии. В мае 1906 г. Главным Артиллерийским Управлением (ГАУ) военного ведомства был объявлен конкурс по созданию проекта шестидюймовой пушки для осадной артиллерии в соответствии с приложенными к условиям конкурса тактико - техническими требованиями (ТТТ). К участию в конкурсе приглашались три русских предприятия: Путиловский завод (ныне ОАО "Кировский завод", г. Санкт - Петербург), Обуховский завод (ныне АО "ГОЗ Обуховский завод", г. Санкт - Петербург), Пермский пушечный завод (ныне ПАО специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы", г. Пермь). К конкурсу привлекались и иностранные предприятия: английские - оружейные заводы Армстронга и Виккерса, немецкие - Круппа и Эрхардта и французские - Сен - Шамона и Шнейдера. Русские и английские предприятия к конкурсу заинтересованности не проявили и на завершающем этапе были представлены проекты фирм Круппа и Шнейдера. Летом 1909 г. в Россию прибывает опытный образец пушки Шнейдера, а в октябре того же года - орудие Круппа. Уже 11 ноября 1909 г. пушка Круппа была представлена на испытания. Испытания орудия Шнейдера начались 1 мая 1910 г. В ходе испытаний из немецкого орудия было произведено 365 выстрелов, из французского - 317. После испытаний возкой и возкой через препятствия первый этап испытаний был завершен.  Несмотря на то, что оба орудия по итогам испытаний показали примерно равные результаты, к очередному этапу было допущено французская пушка фирмы Шнейдера. Это объясняется в первую очередь тем, что дело шло к большой войне, а Россия состояла в военном союзе совместно с Францией и Англией против держав центральной Европы, а стало быть и против Германии. Было бы неразумным в сложившихся обстоятельствах развивать военно - техническое сотрудничество с вероятным противником. Опытное орудие по завершению этапа испытаний было отправлена на завод Шнейдера для ремонта и внесение изменений в конструкцию в соответствии с пожеланиями заказчика (ГАУ). 7 июня 1912 г. орудие прибыло в Россию, а ровно через месяц начался второй этап испытаний на Главном артиллерийском полигоне (ныне 19 испытательный полигон МО РФ, Ленинградская область). Испытания завершились 13 марта 1913 г. Еще до их начала, 5 июня 1912 г., был заключен контракт между военным ведомством и Путиловским заводом на производство и поставку в войска 56 новых орудий, принятых на вооружение под названием "Шестидюймовая осадная пушка образца 1910 г." по цене 48 000 рублей за одно орудие. Первый экземпляр, в соответствии с контрактом, должен был поставлен в войска через год со дня его заключения. Вся заказанная партия планировалась к поставке через 22 месяца  со дня принятия первого экземпляра. По сравнению с опытным образцом у серийных орудий должен был быть увеличен размер и толщина щита, вместо стальных подкладок под колеса, серийные пушки комплектовались башмачными поясами, которые одевались на колеса при стрельбе со слабых грунтов, в связи с этим длина оси хода увеличивалась на 230 мм, а ее толщина - на 6 мм.  Первая серийная пушка была изготовлена только в июне 1914 г. Первая партия, состоящая из четырех пушек, была поставлена в войска, уже после начала войны, в феврале 1915 г. Последняя, 51 - я пушка из заказа 1912 г., была изготовлена и сдана приемке в разгар Гражданской войны, 19 мая 1919 г. В ходе I мировой войны было потеряны 15 орудий и к марту 1923 г. в составе РККА числилось 26 шестидюймовых осадных пушек: 17 в войсках и девять, неисправных, на складах. В апреле 1927 г. Артиллерийское Управлением Красной Армии (АУ РККА) и заводом "Красный Путиловец" (бывший Путиловский завод) был заключен контракт на производство восемнадцати 152 мм осадных пушек обр. 1910 г. Контракт был выполнен в сентябре 1928 г. 24 января 1928 г. с "Красным Путиловцем" был заключен новый контракт на производство еще 23 - х осадных пушек, который был выполнен к апрелю 1930 г. Таким образом, с 1912 по 1930 гг. на Путиловском заводе было произведено 85 152 мм осадных пушек обр. 1910 г.
   По конструкции пушка представляла из себя артиллерийское орудие выполненное по классической схеме. Ствол системы состоял из трубы, кожуха и соединительной гайки. Затвор поршневой. Тормоз откатных частей - гидравлического типа, накатник - гидропневматического. При наведении орудия в горизонтальной плоскости, качающаяся часть пушки вращалась вокруг боевой оси. Ход орудия оборудовался деревянными колесами. При транспортировке от пушки отсоединялся ствол, который перевозился отдельно от лафета на ствольной повозке. Лафет перевозился с помощью орудийной повозки.
     В 1929 г. в конструкторском бюро АУ РККА был разработан проект модернизации 152 мм осадной пушки обр. 1910 г. с целью увеличить дальность стрельбы до 18 000 м. Проект предусматривал увеличение длины ствола на один калибр, удлинение путем расточки зарядной каморы для увеличения веса метательного порохового заряда, введение в конструкцию ствола дульного тормоза, перенос цапф вперед для уравновешивания удлиненного ствола с дульным тормозом. Первой модернизированной пушкой являлось 20-е орудие из серии из 23-х орудий изготавливающихся по контракту от 26 апреля 1928 г. При испытаниях этой системы выяснилось, что удлинение ствола привело к увеличению дальности стрельбы всего на 200 м. По этой причине было принято решение длину ствола на модернизированных пушках оставить прежней. Серийная модернизированная пушка, принятая на вооружение под названием 152 мм пушка обр. 1910/30 гг., отличалась от исходного образца следующим: применением дульного тормоза, удлиненной зарядной каморы, уменьшением короткого отката с 1000 мм до 950 мм, удлинением соединительной стрелы между транспортными повозками до 2660 мм в связи с применением в конструкции дульного тормоза. У некоторых серийных систем цапфы были перенесены на 50 мм вперед. Серийное производство модернизированных пушек было организовано на заводе "Красный Путиловец". В 1932 - 1935 гг. орудие производилось также на заводах "Баррикады" (ныне ОАО производственное объединение "Баррикады", г. Волгоград) и "Большевик" (ныне АО "ГОЗ Обуховский завод", г. Санкт - Петербург). Кроме того, с 1932 г. на заводах "Красный Путиловец"  и "Баррикады" все имеющиеся в наличии 152 мм осадные пушки обр. 1910 г. были доведены до уровня 152 мм пушки обр. 1910/30 гг. К 1936 г. в составе артиллерии РККА имелось 150 152 мм пушек обр. 1910/30 гг.
   Модернизация пушки не привела к устранению недостатков лафета орудия. В 1932 г. в АУ РККА возникла идея наложить ствол 152 мм пушки обр. 1910/1930 гг. на лафет 122 мм корпусной пушки обр. 1931 г. А-19. Для наложения 152 мм ствола на лафет менее мощной системы в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлены более мощные рессоры; установлен новый контршток в компенсатор; установлен рычаг с вилкой в механизм переменного отката. 26 мая 1934 г. на Ржевском испытательном полигоне (ныне 19 испытательный полигон МО РФ) начались испытания опытного образца новой пушки. Первый этап испытаний проходил с 13 июня по 8 августа 1934 г. В ходе его из представленной системы было произведено 94 выстрела, орудие совершило марш на 150 км. В ходе второго этапа с 17 ноября 1934 г. по 16 января 1935 г. было произведено 343 выстрела. В заключении комиссии отмечалось неудовлетворительная работа подъемного и уравновешивающего механизмов и затруднение заряжания орудия при стрельбе на углах возвышения свыше 30˚.  По итогам испытаний было предложено изменить конструкцию подъемного механизма с винтового на секторный, ввести в конструкцию лафета механизм облегчения заряжания при больших углах возвышения. После устранения недостатков система была допущено к войсковым испытаниям, в ходе которых пришлось отказаться от раздельной транспортировки системы в пользу неразборной. Войсковые испытания завершились успешно и орудие было принято на вооружение под названием 152 мм пушка обр. 1910/1934 гг. (хотя, систему иногда называли 152 мм гаубица обр. 1934 г.). Серийное производство было организовано в том же году на заводе № 172 (
ныне ПАО специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы", г. Пермь). Орудие производилось до 1938 г., всего было изготовлено 225 152 мм пушек обр. 1910/1934 гг. Информация о поставке орудий в другие страны отсутствуют. Возможно, некоторое, крайне небольшое, количество таких пушек попали в качестве трофеев в финскую армию.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения 6-дм.  осадная пушка обр. 1910 г. 152 мм пушка обр. 1910/30 гг. 152 мм пушка обр. 1910/34 гг.
1 Расчет чел. 11 11 9
2 Боекомплект орудия шт. 60 60 60
3 Тягач   2х8-ми конная упряжка 2х8-ми конная упряжка  Сталинец - 2
4 Максимальная скорость буксирования км/час 5 - 7 5 - 7 20
5 Боевая масса т 5771 6250 7100
6 Длина по корпусу в боевом положении мм 7550 7620 8100
7 Ширина мм 1800 1800 2340
8 Высота линии огня мм 1842 1842 1485
9 Дальность максимальная м 15160 16800 17200
10 Скорострельность выстр./мин. 2-4 2-4 3-4
11 Время приведения в боевое положение мин. 10-15 10-15 8-10
12 Масса ОФ снаряда ОФ-540 кг 43, 6 43, 6 43, 6
13 Угол горизонтального обстрела градус 4˚30' 4˚30' 58˚
14 Угол возвышения максимальный градус 40˚ 40˚ 45˚
15 Угол склонения градус - 5˚ - 5˚ - 4˚
16 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/сек. 650 650 650
17 Длина ствола (без дульного тормоза) мм 4267 4267 4405
18 Калибр мм 152, 4 152, 4 152, 4

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru