132 мм  БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ БМ-13-16 "КАТЮША"

 

 Боевые машины реактивной артиллерии

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

    

   Разработка полевой реактивной установки на основе 132 мм снаряда РС-132, принятого на вооружение ВВС РККА в 1938 г. была организована в июне того же года в НИИ-3 (Реактивное НИИ) на основании Уточненного тактико-технического задания Главного артиллерийского управления (ГАУ). Работы проводились под руководством инженера И.И. Гвая. В числе создателей нового оружия в некоторых источниках упоминаются фамилии А.Г. Костикова, С.П. Королева, В.П. Глушко и других конструкторов.  В мае 1939 г. была закончена разработка 132 мм реактивного осколочно-фугасного снаряда. По сравнению со своим "авиационным" прототипом он имел улучшенные аэродинамические и тактико-технические характеристики. Снаряд был принят на вооружение под названием М-13. К лету того же года была разработана и изготовлена реактивная установка для стрельбы 132 мм снарядами под условным названием МУ-1 (механизированная установка). Установка имела 24 направляющих, установленных поперечно на шасси автомобиля ЗИС-6, оборудованного системой поддомкрачивания во время производства пусков. Испытания, проведенные летом 1939 г. выявили серьезные недостатки установки: при стрельбе из-за поперечного расположения пакета направляющих машина сильно раскачивалась, что сильно ухудшало точность стрельбы, реактивные струи снарядов при сходе их с направляющих повреждали элементы конструкции установки, не обеспечивалась безопасность и для номеров расчета. С учетом замечаний в НИИ-3 к августу 1939 г. была изготовлена  установка МУ-2. Новая установка монтировалась на том же шасси, но имела 16 направляющих желобкового типа расположенных вдоль машины, что вкупе с применением двух домкратов, расположенных вблизи центра тяжести установки свели эффект раскачивания машины к минимуму. В отличии от установки МУ-1, машина заряжалась с казенной части, что существенно снизило время заряжания. Была предусмотрена защита личного состава, находящегося во время стрельбы в кабине, в виде откидывающихся броневых щитков. На установке применялся обычный гаубичный панорамный прицел. Испытание установки проходили в сентябре-ноябре 1939 г. и были признаны вполне успешными. Для войсковых испытаний НИИ-3 было заказано изготовление пяти установок для артиллерии РККА и одной для РККФ, по их результатам установка была принята на вооружение под названием БМ-13-16. Промышленности был выдан заказ на производство сорока машин и 10 788 снарядов М-13 в течении 1941 г. После демонстрации установки партийному и правительственному руководству буквально 21 июня 1941 г., было принято решение о серийном производстве машины и снарядов к ней. Серийное производство БМ-13 было развернуто на заводах "Компрессор" г. Москва и на Воронежском заводе им. Коминтерна. Производство снарядов организовано на Московском заводе им. Владимира Ильича. К ноябрю 1941 г. было изготовлено 456 установок БМ-13. В конце сентября 1941г., ввиду недостатка потребного для массового производства БМ-13 количества автомобилей ЗИС-6, в СКБ завода "Компрессор" притупили к проектированию установки на шасси транспортного трактора СТЗ-5. БМ-13 на шасси СТЗ-5 прошли полигонные испытания уже в октябре. Их серийное производство было организованно на заводе им. Коминтерна, где они и выпускались в течении 1941-1942гг. малыми сериями. В связи с прекращением производства автомобиля ЗИС-6 и в целях унификации производимых различными предприятиями пусковых установок, в СКБ завода "Компрессор" была разработана и в апреле 1943 г. принята на вооружение пусковая установка БМ-13Н (нормализованная) на шасси автомобиля Студебеккер US 6. БМ-13Н отличалась от своей предшественницы более высокой технологичностью производства, меньшим весом и улучшенными баллистическими характеристиками. В таком виде установка производилась до конца войны. В конце 40-х годов БМ-13 монтировалась на шасси отечественного автомобиля высокой проходимости ЗИС-151 (БМ-13НН). В середине 50-х - на автомобиле ЗИЛ-157 под названием БМ-13НМ (2Б7). В конце 60-х годов на вооружение была принята установка на шасси ЗИЛ-131  БМ-13НММ (2Б7Р), применяющаяся до сих пор в качестве боевой машины-заменителя и пусковой установки для запуска учебных воздушных целей. Во время войны БМ-13, кроме упомянутых, выпускали ленинградский завод им. К. Маркса, кировский завод им. Куйбышева, московский завод "Красная Пресня", свердловский завод "Уралэлектроаппарат", пензенский механический завод, горьковский завод фрезерных станков, челябинский завод "Челябкомпрессор", харьковский завод им. Шевченко. Всего за годы войны было произведено более 6800 боевых машин. После войны установка поставлялась на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, Албанию, Алжир, Египет, Ирак, Сирию, КНР, КНДР, на Кубу, Монголию и в некоторые африканские страны.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения БМ-13-16 БМ-13-16 на шасси СТЗ-5 БМ-13Н на шасси US 6
1 Расчет чел. 6 5-6 6
2 Шасси   ЗИС-6 СТЗ-5 Студебеккер

US 6

3 Мощность двигателя л.с. 73 56 95
4 Максимальная скорость км/час 60 22 70
5 Боевая масса кг 7880 7200 6800
6 Длина по корпусу мм 6700 4150 6735
7 Ширина мм 2235 2235 2240
8 Высота в походном положении мм 2900 2690 2800
9 Запас хода по топливу км 205 145 390
10 Время перевода в боевое положение мин. 2-3 2-3 2-3
11 Время заряжания машины мин. 5-6 5-6 5-6
12 Масса артиллерийской части кг 2200 2200 2200
13 Длина направляющих мм 500 500 500
14 Количество направляющих шт. 16 16 16
15 Прицельные приспособления                                                       панорама системы Герца панорама системы Герца панорама системы Герца
16 Угол горизонтального обстрела градус 110 110 110
17 Угол возвышения максимальный градус 45 45 45
19 Угол возвышения минимальный градус 7 0 7
20 Время производства залпа сек. 7-10 7-10 7-10
21 Общий вес залпа кг 680 680 680
22 Максимальная дальность стрельбы:

                                       снарядом М-13

                                       снарядом М-13УК        

 

м

 

8470

7900

 

8470

7900

 

8470

7900

23 Калибр снаряда М-13 мм 132 132 132
24 Длина снаряда М-13 мм 1415 1415 1415
25 Размах стабилизаторов снаряда М-13 мм 300 300 300
26 Масса снаряда М-13 кг 42,5 42,5 42,5
27 Максимальная скорость полета снаряда

М-13

м/сек 355 355 355

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru