ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 2К1 "МАРС"

 

 Тактические ракетные комплексы

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

  

   В начале 50-х годов прошлого века в результате работы над совершенствованием конструкций ядерных зарядов удалось получить достаточно мощные боеприпасы с одновременным снижением их веса и линейных размеров, что давало возможность рассматривать в качестве средств доставки не только дальние и фронтовые бомбардировщики, но и наземные средства, что в значительной мере повышало оперативность применения ядерных боеприпасов в общих планах огневого поражения сил и средств противника. В качестве наземных средств применения ядерных боеприпасов советские и зарубежные специалисты рассматривали ствольную артиллерию больших калибров и баллистические ракеты. Впрочем, американцы в конце 50-х гг.  разработали и серийно производили безоткатное орудие "Деви крокетт" применяющее надкалиберные ядерные боеприпасы калибром 120 или 155 мм на дальность 2 - 4 км. В СССР разработка артиллерийских и ракетных средств доставки велась параллельно.  В качестве артиллерийских орудий были разработаны и произведены в количестве нескольких опытных образцов 406 мм самоходная пушка 2А3 и 420 мм самоходный миномет 2Б1. Однако ввиду колоссального веса (2А3 - 55 т , 2Б1 - 75,5 т) и как следствие, чрезвычайно малой маневренности и напротив, большой уязвимости для средств огневого поражения противника, орудия на вооружение приняты не были и в серию не пошли, однако не без успеха  демонстрировались на военных парадах. Гораздо больших успехов добились разработчики ракетных систем. Одним из первых был спроектирован ракетный комплекс 2К1 "Марс". Работа над его созданием началась в 1954 г. в НИИ-1 Миноборонпрома (с 1967 г. Московский институт теплотехники) под руководством главного конструктора  Н.П. Мазурова на основании совместного постановления ЦК КПСС и Совмина СССР №1745-793 от 26 августа того же года. Создание ракеты было возложено непосредственно на коллектив НИИ-1, пусковая установка и транспортно-заряжающие машины разрабатывались в КБ-3 ЦНИИ-58 (г. Королев Московской области) под руководством известного советского конструктора артиллерийских систем В.Г. Грабина. Ядерная надкалиберная боевая часть проектировалась в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики РФЯЦ - ВНИИЭФ, г. Саров) под руководством Ю.Б. Харитонова и С.Г. Кочерянца. К созданию корпуса под ядерный заряд были привлечены  специалисты КБ-25 Министерства среднего машиностроения (ныне ВНИИ автоматики им.Н.Л. Духова, г. Москва). В работе над проектировании ракеты специалисты НИИ-1 использовали наработки полученные при разработке ракеты типа "Нептун" (1947-1949 гг.). В марте 1957 г. на полигоне Капустин Яр прошли первые летные испытания ракеты. В июне 1957 г. начался второй этап испытаний, в ходе которых ракета и пусковой комплекс проверялись на соответствие тактико-техническим требованиям ГАУ. После необходимых доработок комплекс был принят на вооружение постановлением Совмина СССР № 328-199 от 20 марта 1958 г. Серийное производство  комплекса было организовано в декабре того же года на заводе "Баррикады" (г. Волгоград) и продолжалось до середины 1960 г. Всего было выпущено 25 комплексов, которые стояли на вооружении вплоть до 1971 г. К 1975 г. все комплексы 2К1 были изъяты из боевого состава частей и подразделений. Комплекс состоит из ракеты 3Р1 "Сова", самоходной пусковой установки 2П2 "Пион" (заводское обозначение С-119А), транспортно-заряжающей машины 2П3 (заводское обозначение С-120А), оборудованной краном. Ракета 3Р1 "Сова" представляет собой одноступенчатую с неотделяемой боевой частью калибром 600 мм конструкцию с двигателем РДТТ и двумя камерами сгорания. В качестве топлива использовался баллистический порох НМФ-2. Стабилизация полета ракеты на траектории обеспечивалась стабилизаторами и соплами головной камеры сгорания, расположенными под углом наклона к центральной оси. Самоходная пусковая установка и транспортно-заряжающая машина были выполнены на основе узлов и агрегатов плавающего танка ПТ-76. Для обслуживания и сборки ядерных боеприпасов комплекса был спроектирован и серийно производился на заводе "Баррикады" комплекс машин ПРТБ-1 "Степь" 2У660. На экспорт ракетный комплекс 2К1 "Марс" не поставлялся. 

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 3
2 Боевая масса т 16,4
3 Масса артиллерийской части без ракеты кг 1377
4 Масса шасси т 11,13
5 Количество направляющих шт. 1
6 Угол горизонтального наведения градус 10
7  Углы возвышения градус 15-60
8 Длина по корпусу мм 9400
9 Ширина мм 3180
10 Высота мм 3005
11 Дорожный просвет мм 400
12 Расстояние от грунта до центральной оси ракеты мм 2650
13 Мощность дизельного двигателя В-6 л.с. 235
14 Запас хода по топливу км 250
15 Скорость заряженной пусковой установки км/ч 20
16 Скорость незаряженной пусковой установки км/ч 40
17 Радиоаппаратура: радиостанция

                                 внутреннее переговорное устройство

к-т 1х Р-113

1х р-120

18 Время пуска из походного положения мин. 15-30
19 Время перезарядки СПУ мин. 60
20 Тяга двигателя ракеты кг 13600-17400
21 Длина ракеты мм 9043
22 Диаметр ракеты мм 324
23 Размах стабилизаторов мм 976
24 Диаметр головной части мм 600
25 Масса ракеты кг 1760
26 Масса боевой части кг 565
27 Мощность ядерного заряда боевой части кт до 10
28 Масса порохового заряда кг 496
29 Дальность пуска максимальная м 17 500
30 Дальность пуска минимальная м 8 000
31 Длина активного участка траектории м 2 000
32 Скорость максимальная м/с 531
33 Скорость у цели м/с 350
34 Скорость на старте м/с 37
35 Время работы двигателя сек 7
36 Время полета на максимальную дальность сек 70
37 Срединное отклонение при пуске на максимальную дальность м 220
38 Срединное отклонение при пуске на минимальную  дальность м 770

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru