АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРЕЛЬБЫ НАЗЕМНОЙ АРТИЛЛЕРИИ АРК-1 1РЛ239 "РЫСЬ"

 Средства артиллерийской разведки и управления огнем

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк"
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

 

 

   Разработка артиллерийских радиолокационных комплексов нового поколения, обеспечивающих засечку и определение координат огневых позиций стреляющих батарей противника при ведении контрбатарейной борьбы, взамен малоэффективной РЛС АРСОМ (артиллерийская радиолокационная станция обнаружения минометов), началась в августе 1969 г. на основании  Постановления Совета Министров СССР (СМ СССР) от 17 июня 1969 г. В Постановлении содержалось требование на  разработку проектов  двух радиолокационных комплексов: эскизного (присвоен шифр "Рысь") - комплекса для ведения радиолокационной разведки на дальностях 10 000 м и аванпроект под шифром Ястреб-2 комплекса для ведения разведки стреляющих батарей противника на дальностях до 20 000 м и стартовых позиций тактических ракет - до 60 000 м. Сроки выполнения устанавливались жесткие: для эскизного проекта по теме "Рысь" - конец осени 1970 г., для аванпроекта "Ястреб-2" - май того же года. По завершению работ Министерству Обороны СССР (МО СССР) совместно с Министерством Радиопромышленности СССР (Минрадоиопром СССР), предлагалось рассмотреть представленные проекты и выработать предложения по определению дальнейших работ по названным темам. Головным предприятием для разработки проектов, тем же Постановлением, было определено ОКБ завода "Арсенал" (ныне ПАО "Научно-производственное объединение "Стрела"", г. Тула).  Приказом Минрадиопрома главным конструктором по темам "Рысь" и "Ястреб-2" назначался известный советский специалист в области радиоэлектронники М.А. Ромм, его заместителями: по конструкторской части - Н.П. Батов, по схемно-технической части - В.Ф. Барабанщиков, по опытно-конструкторским работам (ОКР) по теме "Рысь" - П.И. Шмырев. Для ускорения ОКР в распоряжение конструкторской группы были предоставлены: научно - технический отчет по темам "Успех" и "Мыс" (РЛС берегового ракетного комплекса "Утес"), серийный образец РЛС АРСОМ-2, опытные образцы РЛС 1С12 и 1С32 зенитного ракетного комплекса "Круг". К концу 1970 г. эскизный проект по теме "Рысь" и аванпроект по теме "Ястреб-2" были представлены совместной комиссии МО СССР и Минрадиопрома. После рассмотрения проектов, комиссия предложила: по теме - "Рысь", приступить к дальнейшим этапам ОКР, работы по теме "Ястреб-2" продолжить только после завершения проекта по теме "Рысь" в полном объеме. 28 июня 1970 г. очередным Постановлением СМ СССР был определен срок представления опытного образца нового комплекса на государственные испытания в IV квартале 1975 г. В рамках ОКР, на территориии испытательного полигона ГРАУ в/ч 21374 (28 испытательный полигон ГРАУ, ныне испытательный полигон ФГУП "3-й ЦНИИ" МО РФ п. Смолино Дзержинского района Нижегородской обл.) был создан измерительный участок для проведения измерений эффективной площади рассеивания артиллерийских боеприпасов и мин в выбранном диапазоне радиоволн, что значительно способствовало разработке радиооборудования проектируемого комплекса. Новый АРК создавался как полностью автономный комплекс с собственными средствами топографической привязки, навигации и ориентирования и связи. В комплект оборудования включались средства защиты расчета от оружия массового поражения (ОМП). Электропитание радиооборудования комплекса осуществлялось с помощью генератора с приводом отбора мощности от двигателя шасси. В качестве шасси АРК был выбран МТ-ЛБУ, шасси специально спроектированное в КБ Харьковского тракторного завода (ХТЗ, ныне АО "Харьковский тракторный завод") для 122 мм самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика". Комплекс "Рысь" - первый радиолокационный комплекс разведки наземных целей, в аппаратуре которого появился учебный режим, позволяющий эффективно обучать расчет комплекса, встроенный режим контроля работоспособности радиоаппаратуры, цифровая вторичная обработка информации с помощью цифрового вычислительного устройства (ЭВМ). С целью уменьшения массы оборудования, волноводные СВЧ-комплексы, выполнялись из алюминиевых сплавов. В июне 1975 г., раньше установленных Постановлением СМ СССР сроков, на Тульском заводе "Арсенал" (ныне ПАО "Научно-производственное объединение "Стрела"", г. Тула), был изготовлен первый опытный образец комплекса, который поступил в ОКБ завода для настройки и подготовки к испытаниям. После предварительных мероприятий, в ноябре 1975 г. начались предварительные испытания "Рыси", итоги которых в основном подтвердили соответствие тактико-технических характеристики представленного экземпляра тактико-техническим требованиям заказчика. Государственные испытания комплекса начались в начале 1976 г. и продолжались до конца мая 1977 г. По итогам государственных испытаний Постановлением СМ СССР от 14 сентября 1977 г. комплекс был принят на вооружение Советской Армии под названием "Артиллерийский радиолокационный комплекс разведки и обслуживания стрельбы наземной артиллерии АРК-1", ему был присвоен индекс ГРАУ 1РЛ239. Серийное производство 1РЛ239 было организованно, после необходимых доработок и разработки технологической документации, на Тульском заводе "Арсенал" (ныне ПАО "Научно-производственное объединение "Стрела"", г. Тула) и продолжалось до 1986 г. Тем же Постановлением предусматривались и дальнейшие мероприятия по модернизации АРК-1, срок завершения которых был определен как конец 1983 г. Комплект конструкторской документации на модернизированный комплекс был готов к июню   1980 г. Модернизация АРК заключалась в введении в состав электрооборудования комплекса станции электрического питания (СЭП) Д-21А1 и в состав средств связи автоматического приемопередатчика команд (АППК) 1А30. Государственные испытания модернизированного комплекса проводились в июне 1983 г. и завершились успешно. В том же году Приказом МО СССР он был принят на вооружение под названием АРК-1М с индексом 1РЛ239М. Производство модернизированного комплекса было организованно на Ижевском электромеханическом заводе (ИЭМЗ, ныне АО Ижевский Электромеханический Завод (ИЭМЗ) "Купол") в 1985 г. и было завершено в 1991 г.
  Артиллерийский радиолокационный комплекс 1РЛ239 представляет собой полностью автономную трехкоординатную РЛС , работающую совместно со специализированной цифровой вычислительной системой.  Она предназначена для разведки и засечки стреляющих артиллерийских орудий и минометов, реактивных систем залпового огня (РСЗО), стартовых позиций тактических ракет противника, а также для обслуживания стрельбы своей артиллерии. В ходе боевой работы АРК-1 обеспечивает решение следующих задач:
- разведку и определение координат огневых и стартовых позиций стреляющих батарей противника с одновременным определением класса стреляющих систем;
- пристрелку целей и реперов (создание фиктивных реперов),  корректирование огня своей артиллерии в ходе стрельбы на поражение, контроль пуска тактических ракет.
   Расположение разведанных целей автоматически отображаются на электронном планшете и документируются на листе бумаги малогабаритным печатающем устройстве. Все оборудование и аппаратура РЛС, кроме излучателя, приемной антенны, излучателя и приемника доплеровского измерителя скорости, размещено внутри бронекорпуса станции. Электропитание аппаратуры производится посредством системы отбора мощности двигателя шасси. В ходе боевой работы комплекс обрабатывает информацию, полученную посредством  радиолуча, отраженного от снарядов, мин и ракет, находящихся на траектории полета.  По характеристикам отраженных радиосигналов специализированное цифровое вычислительное устройство первоначально формирует фрагмент траектории летящего снаряда, а затем, используя информацию, содержащую в памяти устройства тактико-технические характеристики орудий, минометов и ракет, как противника, так и своих войск, данных топогеодезической привязки комплекса, выполняет полный расчет траектории полета снаряда, прямоугольные координаты стреляющего орудия (пусковой установки) или же, в зависимости от включенного режима, вероятное место падения снаряда (ракеты). Для облучения снарядов (ракет) на траектории используется поворотный радиоволновой излучатель мощностью в 200 Квт, расположенный на крыше бронекорпуса, сзади люка механика-водителя, прикрытый куполообразным защитным кожухом, изготовленным из стеклотекстолита. Для приема отраженных радиосигналов используется линзообразная антенная система РЛС, расположенная также на крыше средней части бронекорпуса. При боевой работе АРК-1 личному составу не рекомендуется находиться вне укрытия в радиусе 600 м от комплекса из-за соображений безопасности. Для выполнения боевых задач АРК-1 располагается в районе огневых позиций (стартовых позиций) артиллерии.
   В  расчет комплекса 1РЛ239 входят:  начальник расчета, старший оператор РЛС, оператор-радиотелефонист, механик-водитель.
   В состав оборудования РЛС  1Л259 входят:
   1. Средства разведки и наблюдения: комплект аппаратуры РЛС 1Л259 в составе:  антенное устройство, передающее устройство,  устройство помехозащиты, волноводно-фидерное устройство,  система гермостарования,  устройство вторичного питания,  устройство развертывания и свертывания антенны, устройство первичного питания, приемное устройство, антенно-поворотное устройство, комплект аппаратуры цифрового вычислительного устройства 1В57 "Аргон-1С", электронный планшет отображения обстановки, пульт ввода информации, дневной перископический прибор МК-4, ночной перископический прибор механика-водителя  ТВН-2Б, пять наблюдательных приборов ТНПО-170А, прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) ГО-27.
  2. Средства связи: две радиостанции Р-123 (Р-123М на АРК-1М),  устройство селективного вызова Р-012М,  внутреннее переговорное устройство (ВПУ) Р-124 (1Т803М) на шесть абонентов.
  3. Средства навигации и ориентирования: гирокурсоуказатель 1Г13М; автономная аппаратура топогеодезической привязки 1Т121-1:  артиллерийский гирокомпас 1Г25-1, курсопрокладчик КП-4 (1В44), механический датчик пути;  визир ориентирования 1Т25, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, дальномер саперный типовой ДСТ-451 (ДСП-30), номограмма инструментального хода (НИХ).
   4.  Средства документирования: малогабаритное печатающее устройство ;
   5. Средства обмена информацией по каналам передачи данных: два автоматических приемопередатчика команд (АППК) 1А30 , аппаратура передачи данных Т-244-1 (на АРК-1М);
   6. Средства сигнализации:  укладка для ракетницы СПШ и комплекта осветительных ракет.
   7. Вооружение:  РПГ-7 (боекомплект 5 гранат), укладки для автоматов расчета и ручных гранат.
   8. Инженерное имущество: комплект шанцевого инструмента, укладка для маскировочной сети с размером полотна 6000х9000 мм.
   9. Средства жизнеобеспечения: фильтр - вентиляционная установка (ФВУ) с фильтр - поглотителем ФПТ-200М, дегазационный комплект ДК-4 , водооткачивающий насос, два огнетушителя ОУ-2, отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.
   10. Средства электропитания: дизельная силовая электростанция  Д-21А1 (на АРК-1М),  генератор Г290В-О, генератор отбора мощности,  две аккумуляторные батареи (АКБ) 6СТ-190ТР.
   АРК-1 состоит из следующих основных узлов и агрегатов: бронекорпус, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, электрооборудование, специальное оборудование.  Движение на плаву осуществляется посредством вращения гусениц и навесного специального оборудования. В бронекорпусе расположены:
    Отделение управления. В нем оборудовано рабочее место механика-водителя. Сидение механика-водителя расположено между главной передачей и двигателем с левой стороны от центральной карданного вала. У лобового листа ближе к левому борту размещены органы управления машиной. Над сидением механика-водителя имеется люк с крышкой. В верхнем броневом листе впереди люка установлены три наблюдательных прибора ТНПО-170А. При движении ночью вместо среднего ТНПО-170А устанавливается ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, в дневное время ТВН-2Б крепится в укладке, расположенной справа от сидения механика-водителя. Рядом справа от сидения механика-водителя размещается дополнительное рабочее место.  На марше это сидение занимает начальник расчета. Сзади сидений размещается блок питания и пульт управления гирокомпасом 1Г25-1.  Впереди по левому борту крепится блок контроля и включения РЛС, сзади которого расположен отсек ФВУ.  Впереди перед дополнительным сидением на лобовом листе размещен компенсатор антенного устройства. Справа от дополнительного сидения крепится сидение рабочего места оператора-топогеодезиста. Над сидением на крыше имеется люк в крышке которого установлен наблюдательный прибор МК-4, а слева от люка прибор наблюдения ТНПО-170А. Справа сзади сидения топогеодезиста на полике закреплен гирокомпас 1Г25-1. Впереди перед сидением топогеодезиста на стойке крепится аппаратура курсопрокладчика КП-4 (1В44), справа на правом борту закреплена аппаратура ПРХР ГО-27. Все рабочие места отделения оборудованы абонетскими приборами ВПУ Р-124. В штате АРК-1 не предусмотрена должность топогеодезиста,  при подготовки станции к боевой работе его функции выполняет один из операторов или начальник расчета.
    Моторное отделение расположено в средней части корпуса и отделено от отделения управления и боевого отделения двумя теплошумоизолиционными перегородками. В нем установлен восьмицилиндровый, V-образный четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н со всеми агрегатами и системами.
      Аппаратное отделение расположено в
кормовой части корпуса и отделено от моторного отделения теплошумоизолирующей перегородкой.  В передней  части отделения  установлено сидение оператора, прямо перед сидением оператора по правому борту установлена аппаратура цифрового вычислительного устройства 1В57 и малогабаритное печатающее устройство. Сзади сидения оператора расположена аппаратура гирокурсоуказателя 1Г13М, в проходе между отделениями управления и аппаратным на полике размещена генераторная установка с редуктором отбора мощности. По правому борту прохода крепится отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г. Слева от сидения оператора, в средней части аппаратного отделения размещается колонка принимающего антенного устройства. Справа от антенной колонки по правому борту на стойке смонтирован шкаф вторичных источников питания (блок питания аппаратуры). Сзади от антенной колонки оборудовано рабочие место начальника расчета в период боевой работы. Прямо перед сидением начальника по левому борту на стойке закреплен электронный планшет отображения обстановки. За планшетом на левом бортовом листе закреплены одна возле другой две радиостанции Р-123 с блоками питания. Сзади сидения начальника по правому борту на стойке размещается отсек излучающего устройства (передатчика). Слева от сидения начальника расчета оборудовано рабочее место старшего оператора. Прямо перед сидением старшего оператора по левому борту на стойке размещается шкаф радиолокационной аппаратуры, сзади - на правом бортовом листе закреплен блок автоматики системы гермостатирования (система охлаждения и прогрева аппаратуры). Расположение рабочего места старшего оператора предполагает возможность работы последнего на электронном планшете.
 В корпусе машины имеются люки для доступа к аппаратуре,  агрегатам и механизмам машины и РЛС. В кормовом листе имеется люк с открывающейся на левую сторону дверью, в которой установлен прибор наблюдения ТНПО-170А.
   АРК-1 состоял (состоит?) на вооружении батарей артиллерийской разведки артиллерийских полков. Применялся в ходе войны в Афганистане, первой и второй компаний в на территории Чеченской Республики, в российско-грузинском конфликте в августе 2008 г. На экспорт не поставлялся.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 4
2 Шасси   МТ-ЛБу
3 Мощность двигателя ЯМЗ-238В л.с. 240
4 Максимальная скорость км/час 60
5 Скорость на плаву км/час 6
6 Боевая масса кг 16095
7 Бронирование мм 14-17
8 Длина по корпусу мм 7860
9 Ширина мм 2850
10 Высота в походном положении мм 3340
13 Запас хода по топливу км 500
14 Время приведения в боевое положение мин. 4
15  Дальность засечки огневых позиций стреляющих минометов противника м до 12 000
16 Дальность засечки огневых позиций артиллерийских орудий противника м до 9 000
17 Дальность засечки огневых позиций подразделений реактивной артиллерии противника м до 16 000
18 Дальность контроля стрельбы своих минометных подразделений м до 14 000
19 Дальность контроля стрельбы своих пушечных и гаубичных артиллерийских подразделений м до 11 000
20 Дальность контроля стрельбы своей реактивной артиллерии м до 20 000
21 Мощность радиоволнового излучателя квт 200
22 Безопасное удаление от работающей РЛС для личного состава м 600

 

  

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru