82 мм  БОЕВЫЕ МАШИНЫ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ БМ-8-36, БМ-8-48 

 

 Боевые машины реактивной артиллерии

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
220 мм БМ-27 "Ураган"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

    БМ-8-36

   21 июня 1941 года на Софринском научно-испытательном полигоне (СНИП,  ныне федеральное казенное предприятие Научно-исследовательский институт "Геодезия" (ФКП НИИ "Геодезия") г.Красноармейск Московской области.) состоялся показ перспективной военной техники и вооружения высшему политическому и военному руководству СССР. В числе представленных образцов присутствовали экспериментальные пусковые установки под реактивные снаряды М-8 и М-13, ранее использовавшихся в ВВС РККА. По результатам показа и проведенных практических пусков было принято решение об организации серийного производства пусковых установок и 132 мм ракетных снарядов М-13, а также о доработке пусковых установок для пуска 82 мм ракетных снарядов М-8.
   Уже 28 июля 1941 года выходит Постановление Государственного Комитета обороны (ГКО) № 303сс "О снабжении ГАУ РККА снарядами М-8 за счет ВВС РККА", которое предписывало в срок до 31 июля 1941 года передать ГАУ 40 тысяч реактивных снарядов М-8.
   Официальным основанием для начала работ по созданию 82 мм боевой машины реактивной артиллерии послужили Постановление ГКО от 31 июля 1941 года № 338сс "О производстве в августе месяце установок М-8", приказ Наркомата общего машиностроения СССР от 2 августа 1941 года, а также тактико-техническое задание (ТТЗ) Главного Артиллерийского Управления РККА (ГАУ) на создание пусковой установки М-8. Интересно, что Постановление ГКО одновременно обязывало руководство НИИ-3 Наркомата оборонной промышленности СССР (с 1944 г. НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, ныне государственный научный центр (ГНЦ)  - ФГУП "Исследовательский центр им. М.В. Келдыша", г. Москва) приступить разработке установки М-8, а предприятия Наркомата общего машиностроения
осуществить производство в короткие сроки 18 пусковых установок М-8, при этом предписывалось при проектировании пусковой установки предусмотреть использование реактивных снарядов ВВС РС-82. Исходя из содержания документа, справедливо было бы предположить, что на предприятиях и в НИИ-3 существовал значительный задел технологической документации, производственная база для изготовления новой боевой машины, а также и некоторое количество готовых изделий. Непосредственно работа по доработке боевой машины М-8 с 38 направляющими для пуска 82 мм реактивных снарядов была организована в специальном конструкторском бюро (СКБ) завода "Компрессор" (ОАО "Московский завод холодильного машиностроения "Компрессор"", ныне не существует) под руководством ведущих конструкторов В.А. Тимофеева и В.П. Бармина. Уже  с 30 июля по 1 августа 1941 года на СНИПе были проведены огневые испытания двух доработанных 82 мм боевых машин. За период испытаний были произведены 163 пуска 82 мм реактивных снарядов. Пуски с полностью снаряженной (38 снарядов) боевой машины не производился. По результатам испытаний был составлен акт "О работе машин М-8 при испытании 82 мм реактивных снарядов с целью отработки таблиц стрельбы", в котором отмечалось, что в ходе испытаний не были зафиксированы отказы в работе электрооборудования, прибора управления огнем и пиропистолетов. В акте указывалось значительную трудоемкость процесса заряжания машины. Был определен минимальный угол возвышения пакета направляющих машины. Он составил 15˚, при меньшем угле существовал риск задевания снарядами при пуске кабины автомобиля. В итоговой части акта был сделан вывод о том, что машина М-8 может быть принята на вооружение РККА. Отмечена необходимость усовершенствовать систему воспламенения стартового заряда снарядов, т.к. заряжание пиропистолетов пиропатронами была не удобна и занимала длительное время. С целью сокращения времени заряжания пиропистолетов, специалисты СНИПа рекомендовали заменить завинчивание пиропатрона на сухарное соединение. 2 августа 1941 года проводились испытания боевой машины с целью определения характера работы при полном снаряжении ее 38 снарядами, а также определения плотности и площади поражения при стрельбе 38 снарядами. 9 августа 1941 года в СКБ завода "Компрессор" было проведено техническое совещание по вопросу размещения направляющих типа "флейта" (ранее применявшихся для вооружения самолетов). Было принято решение о сокращении количества направляющих с 38 до 36 за счет снятия двух средних "флейт". Такое решение обеспечивало безопасность при пуске снарядов на минимальном угле возвышения. В протоколе совещания отмечалась необходимость значительного увеличения расстояния между винтом подъемного механизма артиллерийской части машины и пакетом направляющих. После завершения испытаний, 6 августа 1941 года боевая машина была принята на вооружение РККА под названием БМ-8-36 (индекс ГАУ 52-ТР-391).  13 августа 1941 года на заводе "Красная Пресня" (ОАО "Завод "Красная Пресня"", ныне не существует) была начата сборка двух машин М-8 в соответствии с требованиями Постановления ГКО № 338сс от 31 июля 1941 года. При этом установка артиллерийской части  предусматривалось на шасси грузовых автомобилей ЗИС-6 и ЗИС-5. В последствии от установки артиллерийской части на автомобиль ЗИС-5 отказались из-за его невысокой проходимости. Серийное производство БМ-8-36 было организовано на двух заводах: "Компрессор" и "Красная Пресня". К производству 82 мм реактивных снарядов М-8 было привлечено 14 предприятий из состава семи наркоматов: Завод № 4 (ныне ФГУП "Завод имени М.И. Калинина" Ленинградская область),  завод № 42 (ОАО "Завод имени Масленникова (ЗИМ)", ныне не существует), завод № 65 (ныне ООО "Комета" г. Новосибирск), завод № 68 (ныне ЗАО "Невьянский машиностроительный завод" Свердловская область), завод № 70 (ныне ЗАО "Опытно-механический завод № 70 (ОМЗ № 70)" г. Москва), завод № 568 (г. Москва не существует с 1945 г.), завод № 605 (ныне ОАО "Машиностроительный завод имени И.С. Черных" г. Киселевск Кемеровской области), завод № 460 (ныне ОАО "Машиностроительный завод ЗиО - Подольск" Московская область), завод № 718 (ныне ОАО "Русский мотор (РУМО)" г. Нижний Новгород), завод "Ростсельмаш" (ныне ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш"", г. Ростов-на-Дону), завод № 427 (ныне ОАО "Машиностроительный завод имени Саттархана" г. Баку Азербайджан), Сестрорецкий инструментальный завод имени С.П. Воскова (ныне ОАО "Новосибирский инструментальный завод (НИЗ)"), Сталинградский судоремонтный завод (ныне ОАО "Волгоградский судоремонтный завод"), завод "Серп и молот" (ныне ОАО Саратовский завод "Серп и молот"). До конца августа на заводах "Компрессор" и "Красная Пресня" было изготовлено 72 машины. К середине ноября выпуск боевых машин составил 270 единиц. 15 октября 1941 года руководство автомобильного завода ЗИС (завод имени Сталина, ПАО "Завод имени Лихачева (ЗИЛ)", ныне не существует) получило распоряжение о подготовке эвакуации завода, в связи с чем бала прекращена поставка шасси автомобилей ЗИС-6 на предприятия - изготовители реактивной установки. Заводы перешли к производству боевой машины БМ-8-24 на шасси легких танков.
   Боевая машина БМ-8-36 состояла из артиллерийской части и транспортного шасси на базе доработанного грузового автомобиля ЗИС-6. Артиллерийская часть состоит из трех пакетов направляющих типа "флейта", ранее применяющихся для установки на истребители и штурмовики ВВС РККА и хорошо освоенных в производстве. Каждый пакет включал 12 направляющих. Общее количество направляющих артиллерийской части машины - 36. Пакеты направляющих смонтированы на трубчатой ферме, которая крепится к нижнему станку и основанию. Основание крепится неподвижно к лонжеронам автомобильного шасси. Для наведения пакетов направляющих в цель используются подъемный и поворотный механизмы, а также минометный прицел МП-41.

БМ-8-48

   К середине весны 1942 года стали положительно ощущаться поставки автомобильной техники союзниками по ленд-лизу. В связи с этим фактом в СКБ завода "Компрессор" по инициативе главного конструктора В.П. Бармина в апреле 1942 года началась разработка проекта 82 мм артиллерийской части для установки на шасси грузовых автомобилей западного, прежде всего американского производства. Такое решение,  в первую очередь, вызвано сокращением поставок шасси легкого танка Т-60 на котором монтировалась артиллерийская часть БМ-8-24 Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ, ныне ОАО "Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)" в составе "Группы ГАЗ" г. Нижний Новгород). Сокращение поставок связана с переходом ГАЗ на производство новой модели легкого танка. Непосредственно к работе над проектом новой боевой машины была привлечена конструкторская группа под руководством ведущего конструктора СКБ В.М. Васильева. В работе активно использовались наработки полученные во время разработки боевых машин БМ-8-36 и БМ-8-24. Так, в целях увеличения количества 82 мм реактивных снарядов в залпе до 48, было принято решение отказаться от направляющих типа "флейта" использовавшихся на БМ-8-36 в пользу сдвоенного пакета направляющих балочного типа БМ-8-24. В связи с этим была изменена конструкция трубчатой фермы, на которой монтировался сдвоенный пакет направляющих. Нижний станок, основание, подъемный и поворотный механизмы были заимствованы из конструкции БМ-8-36. В качестве прицельных приспособлений предусматривалось применение  минометного прицела МП-41. Электрическая система воспламенения также заимствована из конструкции БМ-8-36.

 

В качестве шасси был выбран доработанный полноприводный грузовой автомобиль американского производства Шевроле G7101, собираемый из поставляющихся комплектующих на ГАЗе и некоторых других предприятиях. Доработка шасси заключалась в установке двух домкратов к задним концам лонжеронов шасси, размещении над топливным баком металлического ящика для хранения ЗИП (запасные части и принадлежность) и  аккумуляторных батарей, крепление в средней части левого лонжерона шасси площадки для размещения  наводчика во время боевой работы расчета боевой машины, установке двух крыльев задних колес для защиты расчета и артиллерийской части машины от пыли и грязи во время движения. В конце мая - конце июня 1942 года на СНИПе проходили испытания опытных экземпляров новой боевой машины. Испытания завершились в основном успешно. После незначительной доработки по итогам испытаний, в конце июня 1942 года новая машина была принята на вооружение РККА под названием БМ-8-48 (индекс ГАУ 52-ТР-393). Серийное производство к середине июля 1942 г. было организовано на Горьковском заводе фрезерных станков (ГЗФС, ныне ЗАО "Завод фрезерных станков", г. Нижний Новгород) и на Пензенском машиностроительном заводе (ныне ПАО "Пензмаш"). С начала 1943 года для артиллерийской части БМ-8-48 в качестве шасси, наряду с Шевроле G7101, стали использовать доработанный автомобиль американского производства Студебекер US6. Доработка Студебекера заключалась в установке на шасси защиты топливного бака, крыльев четырех задних колес, площадки для размещения расчета, ящика ЗИП, аккумуляторного ящика и двух домкратов. В ноябре 1943 года по инициативе СКБ завода "Комрессор", одобренной Главного управления вооружения гвардейских минометных частей РККА (ГУВ ГМЧ РККА) была разработана модификация БМ-8-48 на шасси доработанного автомобиля ЗИС-6, применявшегося в качестве шасси для БМ-8-36. Разработка проекта модификации была связана с возобновлением производства автомобилей ЗИС-6. Производство БМ-8-48 на шасси ЗИС-6 было начато в декабре 1943 года. Производство боевых машин продолжалось до 1946 года включительно. На вооружении Советской Армии боевая машина находилась вплоть до 1950 года.
   Боевая машина БМ-8-48 применялась для решения следующих основных задач:
   - уничтожение живой силы противника, расположенной открыто и за легкими полевыми укрытиями;
   - подавление и уничтожение огневых средств противника.
   Боевая машина способна производить стрельбу очередями по три снаряда, либо одним залпом, выпуская все 48 снарядов в течении 8 - 10 секунд. Боевая машина БМ-8-48 обладает большой маневренностью, что позволяет в короткий срок сосредоточить на важном направлении мощные огневые средства и внезапно открыть огонь. Благодаря внезапности и массированности огонь боевых машин БМ-8-48 наносит противнику большое поражение и оказывает на него сильное моральное воздействие.
   Боевая машина БМ-8-48 представляет собой подвижную специальную артиллерийскую установку, состоящую из двух основных частей:
   1) артиллерийской части;
   2) специально оборудованного шасси автомобиля, на котором монтируется артиллерийская часть.
   Артиллерийская часть боевой машины состоит из:
   - верхнего и нижнего пакета направляющих балочного типа, каждый из которых состоит из двенадцати направляющих, всего двадцать четыре. Направляющие служат для пуска (сообщения движения) и направления реактивных снарядов при стрельбе. В казенной части направляющей смонтированы стопорное устройство и пиропистолет. Каждая направляющая имеет сверху и снизу по направляющему желобу, по которому снаряд скользит своими центрирующими утолщениями. В основании каждого желоба имеется продольный Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Для облегчения веса балки в ее вертикальной стенке имеются шестнадцать отверстий большого диаметра.  Направляющие соединены в пакеты при помощи двух поперечных связей - лонжеронов и установлены в два яруса на трубчатой ферме.
   - фермы. Ферма является опорой пакетов направляющих и служит для монтажа последних в один общий агрегат. Ферма представляет собой сварную конструкцию, состоящую из трубчатых стержней и косынок. К ферме спереди, между распорными стержнями, приварена плита, к которой крепится кронштейн гайки винта подъемного механизма. Ферма соединяется с поворотной рамой при помощи оси.
   - поворотной рамы. Поворотная рама служит для крепления на ней фермы с пакетом направляющих и для поворота ее в горизонтальной плоскости при помощи поворотного механизма. В зависимости от конструкции основания рамы для разных типов шасси, рамы могут быть двух типов: без поворотного круга или с промежуточным поворотным кругом.
   - основания. На основании монтируются все узлы артиллерийской части; кроме того, оно служит для крепления артиллерийской части на шасси машины. Если поворотный механизм шестеренчатого типа, то у основания имеется шестерня, если же поворотный механизм винтового типа, то вместо шестерни имеется кольцо. Первая конструкция является более совершенная и наиболее часто применяемая.
   - подъемный механизм. Подъемный механизм винтового типа служит для придания пакетам направляющих углов возвышения в пределах от -3˚ до +45˚. Подъемный механизм состоит из следующих основных частей: винта, гайки винта, пары конических шестерен, коробки конических шестерен и привода.
   - поворотный механизм. Поворотный механизм служит для поворота пакетов направляющих в горизонтальной плоскости. На боевых машинах БМ-8-48 устанавливаются поворотные механизмы двух типов: шестеренчатый или винтовой. Поворотный механизм шестеренчатого типа состоит из следующих основных частей: коробки, кронштейна, валика с рукояткой, червяка червячного колеса, муфты сцепления, валика с вилками и рукояткой и малой цилиндрической шестерни. Поворотный механизм винтового типа состоит из: винта с маховичком и гайкой, левого и правого кожухов, кожуха, подшипника и кронштейна.
   - электрическая система для воспламенения заряда состоит из двух аккумуляторов 5-НКН-45, электропроводки, переключателя, распределительной коробки и контактов пиропистолетов.
   - прицельные приспособления. Прицельные приспособления служат для наведения боевой машины в цель. Они состоят из следующих основных частей: консоли прицела, прицела, панорамы (на боевых машинах с механическим прицелами ЗИС-3). Боевые машины выпуска до 1945 года комплектовались прицелами МП-41. Начиная с 1945 года, применялись механические прицелы ЗИС-3. По этой причине имеются консоли двух типов: 1) для крепления прицела МП-41; 2) для крепления прицела ЗИС-3. Консоли двух типов отличаются между собой только устройством головной части, в которой непосредственно крепится прицел.
   На корпусе боевой машины оборудованы крепления для размещения шанцевого инструмента: топора, кирки-мотыги, большой саперной лопаты и поперечной пилы.
   Боевые машины БМ-8-48 на экспорт не поставлялись. Возможно, некоторое количество боевых машин имелись на вооружении армий Народного Войска Польского в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

         Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения БМ-8-36 БМ-8-48 на шасси G7101 БМ-8-48 на шасси US 6 БМ-8-48 на шасси ЗИС-6
1 Расчет чел. 5-6 5-6 6 5-6
2 Мощность двигателя л.с. 73 93 95 73
3 Максимальная скорость км/час 60 76 70 60
4 Боевая масса кг 5485 5780 5910 6490
5 Длина по корпусу мм 5810 5650 6100 6006
6 Ширина мм 2235 2200 2200 2335
7 Высота в походном положении мм 2600 2800 2800 2800
8 Запас хода по топливу км 205 430 390 205
9 Время перевода в боевое положение мин. 1,5-2 1,5-2 1,5-2 1,5-2
10 Время заряжания машины мин. 7-8 5 - 6 5 - 6 5-6
11 Масса артиллерийской части кг 1720 1835 1835 1835
12 Длина направляющих мм 180 200 200 200
13 Количество направляющих шт. 36 48 48 48
14 Прицельные приспособления                                                       МП-41 МП-41, ЗИС-3 МП-41, ЗИС-3 МП-41, ЗИС-3
15 Угол горизонтального обстрела градус 50˚ с каждого борта 50˚ с каждого борта 50˚ с каждого борта 50˚ с каждого борта
16 Угол возвышения максимальный градус 45˚ 45˚ 45˚ 45˚
17 Угол склонения градус  15˚  3˚  3˚ 3˚
18 Время производства залпа сек. 10-15 8-10 8-10 8-10
19 Общий вес залпа кг 394 425 425 425
20 Максимальная дальность стрельбы                                                                    м 5500 5515 5515 5515
21 Калибр снаряда М-8 мм 82 82 82 82
22 Длина снаряда М-8 мм 714 714 714 714
23 Размах стабилизаторов снаряда М-8 мм 200 200 200 200
24 Масса снаряда М-8 кг 7,98 7,98 7,98 7,98
25 Максимальная скорость полета снаряда м/сек 315 315 315 315
26 Марка взрывателя   ГВМЗ и АМ-А ГВМЗ и АМ-А ГВМЗ и АМ-А ГВМЗ и АМ-А

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru