СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ЛИ-2 (ПС-84)

 

 

Военно-транспортные самолеты

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Военно - воздушные силы
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Бомбардировщик С-22 "Илья Муромец"
Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
Штурмовик ИЛ-2
Штурмовик ИЛ-10
Штурмовик Су-25
Истребитель С-16
Истребитель МБ бис
Легкий военно-транспортный самолет ЯК-6
Учебный самолет ПО-2 (У-2)
Гидросамолет Григоровича М-5
Многоцелевой вертолет МИ-1

 

 

 

 

 

 

  

   К середине 30-х годов прошлого века основным самолетом гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР был ПС-9 конструкции А.Н. Туполева. К тому времени конструкция самолета успела основательно устареть и не обеспечивала растущих объемов перевозок. Для обновления самолетного парка ГВФ в 1936 г. было принято решение об организации в СССР производства по лицензии американского пассажирского самолета DC-3 фирмы "Дуглас". Интерес к  производству DC-3 выразило и руководство ВВС РККА, которые остро нуждались в современном транспортно-десантном самолете. Серийное производство нового самолета было решено организовать на авиационном заводе № 84 (г. Химки). Мероприятия по подготовке производства DC-3 проводились в КБ-6, специально созданного на заводе № 84 под руководством главного конструктора завода № 84 В.М. Мясищева, а в последствии А.А. Синькова и главного инженера Б.П. Лисунова (В.М. Мясищев был арестован в 1937 г.). 16 февраля 1938 г. совместной комиссии состоящей из представителей ВВС РККА и ГВФ был представлен полноразмерный макет самолета в пассажирской модификации. Комиссия приняла макет с учетом ряда серьезных замечаний в отношении общей прочности конструкции и дальности полета. Очередной показ макета состоялся 11 января 1939 г. В целом работа над самолетом продвигалась тяжело, главным образом из-за несхожести технологий производства авиационной техники в СССР и США. Государственные испытания первого образца собранного из комплектующих американского производства прошли с 3 сентября по 17 декабря 1939 г. и были признаны успешными. Машина получила наименование ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84). Для ВВС были разработаны модификации ПС-84 в транспортно-десантном и санитарном варианте (ПС-84К и ПС-84И  соответственно). Транспортные самолеты ПС-84К приняли участие в боевых действиях в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол и в советско-финской войне. С началом Великой Отечественной войны потребность в транспортных самолетах многократно возросла. В условиях, когда линия фронта неуклонно приближалась к Москве, было принято решение об эвакуации завода №84 и смежных предприятий из Подмосковья в Среднюю Азию. 14 октября 1941 г. завод №84 прекратил работу по производству ПС-84. Производство самолета было возобновлено уже 7 января 1942 г. на авиационном заводе № 34 (г. Ташкент), который и стал головным предприятием по выпуску ПС-84. В том же году самолет получил новое название - Ли-2 по фамилии главного инженера завода № 84 Б.П. Лисунова. В военные годы Ли-2 выпускался в транспортно -десантном варианте с установленным оборонительным вооружением и несколько упрощенной конструкции. С лета 1942 г. все вновь выпускаемые  машины оборудовались  внешними бомбодержателями и приспособлениями для установки бомбового прицела. Была разработана и производилась модификация самолета в варианте ночного бомбардировщика Ли-2НБ. В 1945 г. были разработаны две модификации Ли-2: Ли-2Т - транспортный вариант, Ли-2П - пассажирский, которые и находились в производстве в послевоенные годы. Транспортный вариант самолета в 1946 г. передали для серийного производства на авиационный завод № 126 (г. Комсомольск-на-Амуре). Там же производилась и учебная модификация самолета - УчШЛи-2. Всего в СССР было произведено 5374 самолета Ли-2 всех модификаций. Серийное производство транспортного самолета Ли-2Т завершилось в 1950 г., когда ему на смену пришел более совершенный Ил-12. В военно-транспортной авиации ВВС Ли-2 эксплуатировался еще в первой половине 70-х годов прошлого века, а в ГВФ, некоторым сведениям и в 80-х годах. Самолет экспортировался в страны - участницы организации Варшавского договора, а также на Кубу, в Китай, КНДР, Вьетнам и, вероятно, в некоторые арабские страны Ближнего Востока. В целом освоение в производстве и эксплуатация Ли-2 в Советском Союзе является важным этапом в становлении военно-транспортной авиации.    

Летно-технические характеристики

 
№№

п.п.

 Наименование   характеристики

Ед.изм. ПС-84 Ли-2 Ли-2НБ Ли-2Т
1 Экипаж чел. 4 4 6 5
2 Вооружение: -турель УТК-1 (12,7мм УБТ)

                          -7,62 мм ШКАС   

к-т   1

3

1

3-4

 
3 Бомбовая нагрузка  4ХФАБ-250 кг   1000 1000  
4 Прицельные приспособления к-т   НКПБ-3 НКПБ-7  
5 Навигационное оборудование: -автопилот

                                                       -радиополукомпас

                                                       - радиокомпас   

                                                       - радиовысотомер

к-т АВП-12бис

РПК-2

АВП-12бис

РПК-2

АП-42

MN-26C

АП-45

 

АРК-5

РВ-2

6 Средства связи к-т РСБ-бис РСБ-бис РСР-1 р\с "Клен"
7 Десант чел. 26 26   25
8 Размах крыла мм 28 813 28 813 28 813 28 813
9 Длина по корпусу мм 19 647 19 647 19 647 19 647
10 Высота мм 516 516 516 516
11 Площадь крыла кв.м 91,69 91,69 91,69 91,69
12 Взлетный вес кг 10 500 10 500 10 540 10 700
13 Максимальная скорость км/ч 311 304 292 321
14 Практический потолок м 4860 5200 5200 5700
15 Дальность полета км 2330 2140 2150 2405
16 Полезная грузоподъемность кг 2500 2500   2650
17 Мощность и марка двигателей л.с. 2 М-62ИР х 1000 2 М-62ИР х 1000 2 АШ-62 х 1000 2 АШ-62 х 1000

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru