ПАЛУБНЫЙ ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ Ка-15

 

 

Вертолеты Н.И. Камова

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Военно - воздушные силы
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Бомбардировщик С-22 "Илья Муромец"
Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
Тяжелый бомбардировщик ТБ - 3
Штурмовик ИЛ-2
Штурмовик ИЛ-10
Штурмовик Су-25
Истребитель С-16
Истребитель МБ бис
Истребители И-2, И-2 бис
Средний военно-транспортный самолет ЛИ-2
Легкий военно-транспортный самолет ЯК-6
Многоцелевой самолет Анатра тип "Д" "Анаде"
Учебный самолет ПО-2 (У-2)
Гидросамолет Григоровича М-5
Гидросамолет Григоровича М - 9
Многоцелевой вертолет МИ-1

 

 

 

 

 

 

        В 1950 и 1951 годах на кораблях Балтийского флота проводились испытания сверхлегкого одноместного вертолета с соосной схемой расположения несущих винтов Ка - 10 "Иркутянин", созданного под руководством выдающегося советского авиаконструктора Н.И. Камова. Вертолет представлял собой платформу длиной 3, 7 м и шириной 1, 97 м на поплавковом шасси баллонного типа. На платформе размещался маломощный поршневой двигатель типа АИ - 4 и оборудовано рабочее место пилота. Машина была одноместной. По итогам летных войсковых испытаний, не смотря на положительные отзывы комиссии, вертолет на вооружение было решено не принимать, хотя в заключительном акте была подчеркнута острая нужда морской авиации в машинах именно с соосной схемой в качестве палубного летательного аппарата. Морских авиаторов не устроили малые размеры вертолета, малая дальность и небольшая скорость полета Ка - 10. Возникли сомнения и по вопросам боевого применения машины. Вертолеты опытной серии оставили на Балтийском и Черноморском флотах для обучения летного состава морской авиации.

  

   Вертолет Ка - 10 на испытаниях в 1951 году

     В начале 1952 года в Севастополе проводилось совещание руководящего состава Военно - морского флота (ВМФ ВС СССР), по вопросу технического оснащения морской авиации. В ходе совещания Н.И. Камов представил эскизный проект новой машины. Это был уже не продуваемый всеми ветрами "воздушный мотоцикл", а вполне солидная конструкция с металлическим фюзеляжем, застекленной двухместной кабиной, с более мощным двигателем, единственным, но определяющим сходством с предыдущим проектом - это соосная схема расположения несущих винтов, ставшей своеобразной визитной карточкой ОКБ Камова (Опытно - конструкторское бюро Камова - Ухтомский вертолетный завод г. Люберцы Московская область, ныне в составе Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова, п. Томилино Московской области). Применение такой схемы и объясняет интерес руководства морской авиации к машинам Камова, т.к. ее применение позволяло существенно уменьшить длину вертолета за счет длины хвостовой балки, что для машины палубного базирования весьма существенное преимущество. В 1953 году по итогам рассмотрения эскизного проекта нового вертолета, вышло Постановление Совета Министров СССР о создании палубного вертолета. В соответствии с ним коллективу под руководством Н.И. Камова отводился год на создание первого опытного экземпляра Ка - 15 (такое название получила проектируемая машина). Работа, несмотря на определенные организационные и финансовые трудности, продвигалась достаточно быстро. Группа инженеров под руководством В.В. Никитина вела работу по отработке основной аэродинамической схемы и общей компоновки вертолета.  А.И. Власенко, В.С.  Альтфельд и М.И. Немировский  проектировали элементы несущей системы. Над системой управления трудились В.С. Морозов, Н.Н. Приоров и А.  Козырев. Через полгода первый экземпляр Ка - 15 был готов. 14 апреля 1953 года машина под управлением летчика - испытателя Д.К. Ефремова в первый раз поднялся в воздух. После наземных и летных заводских испытаний начался период государственных испытаний, которые завершились в полном объеме в мае 1955 года. По итогам испытаний вертолет в том же году был принят на вооружение. Серийное производство Ка - 15 было решено организовать на Самолетостроительном заводе № 99 (г. Улан - Удэ, ныне ОАО "Улан - Удинский авиационный завод" в составе Госкорпорации "Ростех") . Оно началось в апреле 1956 года. В том же году первые серийные машины поступили на вооружение морской авиации ВМФ. Вертолет состоял на вооружении до 1963 года. После этого все вертолеты были переданы в организации ДОСААФ ("Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту") и гражданской авиации. Серийное производство Ка - 15 было завершено в 1965 году в связи с большим количеством авиационных происшествий. Всего было произведено 354 вертолета, включая Ка - 15М (сельскохозяйственная модификация). На экспорт Ка - 15 не поставлялся.
     Легкий многоцелевой вертолет Ка - 15 предназначен для ведения разведки надводной обстановки, обеспечения связи между кораблями и береговыми базами. Отдельные экземпляры были приспособлены для обнаружения и поражения подводных лодок противника.
     Планер. Состоит из фюзеляжа, хвостовой балки с горизонтальным и вертикальным оперением и с предохранительной опорой шасси. Фюзеляж, в свою очередь, образован пространственной фермой, изготовленной из хромансилевых* труб, к которой крепится каркас, собранный из дюралюминиевых профилей различных сечений и размеров. В каркасе предусмотрены проемы для фонаря кабины, входных дверей и люков, необходимых для доступа к оборудованию, агрегатам и узлам машины. Каркас покрыт дюралюминиевой обшивкой толщиной 0, 5 - 0, 8 мм. Хвостовая балка представляет собой полумонококовую конструкцию с продольно - поперечным набором из стрингеров и шпангоутов, обшитую дюралюминиевыми листами толщиной 0, 5 мм.
     Шасси. Вертолет имеет четырехопорное неубирающиеся шасси с двумя передними опорами со свободно ориентирующимися колесами. Колеса основных опор шасси тормозные. Предусмотрена возможность установки на машине вместо колесного, поплавкового шасси баллонного типа.
     Оборудование, приборы управления и контроля. В носовом обтекателе фюзеляжа Ка - 15 располагается оборудование и аккумулятор. За обтекателем размещена кабина. Рабочее место летчика оборудовано  элементами управления вертолетом:  ручкой управления, педалями и рычагом "шаг - газ". Пилотажно - навигационные приборы и индикаторы контроля силовой установки, несущих винтов и других систем размещены на приборной доске. Кресла пилота (слева) и наблюдателя расположены рядом. Кресло пилота может регулироваться под его рост. Бортовое оборудование обеспечивает выполнение полетов днем и ночью.
     Силовая установка. Включает двигатель АИ - 14В (с 1960 г. АИ - 14ВФ), однорядный, звездообразный воздушного охлаждения с редукторами, два топливных бака (передний и задний) и топливные коммуникациями, расположена между кабиной и стыковочным шпангоутом фюзеляжа с хвостовой балкой. Колонка несущих винтов соединяется с распределительным редуктором. Распределительный редуктор раздает крутящий момент от двигателя поровну на оба винта. Путевое управление комбинированное, включающее механизм дифференциального шага несущих винтов и рули направления двухкилевого вертикального оперения. Эффективность рулевых поверхностей повышается с повышением скорости полета. При отказе двигателя они обеспечивают вертолету необходимую путевую управляемость в режиме авторотации несущих винтов.
      Вооружение. Грузоподъемность Ка - 15 не позволяла нести на одной машине весь комплекс разведывательного оборудования  и противолодочного вооружения. По этой причине для обнаружения и поражения подводных лодок противника привлекалось несколько вертолетов. На одном из них устанавливалось акустическое приемное устройство,  другой на внешних бортовых подвесках нес два гидроакустических буя РГБ - Н "Ива", еще на одном или нескольких вертолетах подвешивали по две противолодочные авиационные бомбы ПЛАБ - 50 "Ласточка", весом 50 кг каждая.
        Средства связи. Предположительно, на вертолете Ка - 15 устанавливался комплект УКВ радиостанции РСИУ - 3М (Р - 800 "Клен").
     Модификации. Учебно - тренировочный вертолет УКА - 15. Первый опытный экземпляр был построен в 1956 году. С 1957 года выпускался серийно. Отличался от Ка - 15 дублированной системой управления.

    ٭Хромансиль. (от Хром и Manganum - марганец, Silicium - кремний) конструкционная сталь, легированная хромом, марганцем и кремнием (около 1% каждого элемента); содержание углерода в различных марках колеблется от 0, 17 до 0, 39%. Хромансиль - дешевая в производстве сталь, обладающая после термической обработки благоприятным сочетанием прочности и пластичности, а также хорошей обрабатываемостью. Применяется в виде листов, прутков,  труб, ленты и поковок.

Летно-технические характеристики

 
№№

п.п.

 Наименование   характеристики

Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Полезная нагрузка кг 364
3 Максимальная скорость км/час 155
4 Взлетная масса максимальная кг 1370
5 Длина по корпусу мм 6260
6 Высота мм 3350
7 Ширина мм 2850
8 Мощность двигателя АИ-14ВФ на взлетном режиме л.с. 260
9 Сухая масса кг 200
10 Количество цилиндров шт. 9
11 Диаметр двигателя мм 985
12 Диаметр несущих винтов мм 9960
13 Количество лопастей несущих винтов шт. 2 х 3
14 Практическая дальность км 350
15 Практический потолок м 3500

  

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru