ЛЕГКИЙ  ТАНК Т - 26

 

 

Легкие танки и танкетки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Танковые войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Бронеавтомобиль "Русский Гарфорд"
Легкий танк "Русский Рено"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

 

 

 

 

 

   Прототипом легкого танка Т - 26 послужил английский танк "Виккерс" 6-тонный. Он был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" (приемник - компания Vickers plc) в 1930 году в трех вариантах: двухбашенном (А), однобашенном (В) и в варианте танка- истребителя (С). Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,7 мм с водяным охлаждением, второй— 47-мм пушкой, а третий, внешне походивший на двухбашенный вариант, дополнительно вооружался двумя 37-мм пушками, которые размещались в лобовом и кормовом листах корпуса. Впрочем, танк-истребитель предполагалось изготавливать только по специальному заказу покупателей. Ни один из трех вариантов не вызвал никакого интереса у британских военных. С самого начала "Виккерс 6-тонный" предназначался для продажи государствам Восточной Европы, включая СССР, немногочисленным независимым государствам Азии, а также в страны Латинской Америки. Расчет руководства фирмы оказался верным. Одними из первых танком заинтересовались СССР и Польша.
    Советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским — начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, 28 мая 1930 года заключила контракт с английской фирмой "Виккерс" на производство для СССР 15 двухбашенных танков "Виккерс" 6-тонный.
   Первый танк был отгружен заказчику 22 октября 1930 года, а последний — 4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. В частности, в июле 1930 года на заводе "Виккерс" работал инженер Н.Шитиков. Каждая изготовленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тысяч рублей (в ценах 1931 года). Для сравнения: построенный в августе того же года опытный "основной танк сопровождения" Т-19 советской конструкции стоил свыше 96 тысяч рублей. Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 были свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26. 13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк "Виккерс-26" приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), Но в итоге остановились на ленинградском заводе "Большевик" (бывший Обуховский завод, ныне АО "ГОЗ Обуховский завод"), уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.
   Весной 1931 года началась подготовка к серийному производству Т-26 по временной технологии. Параллельно велась сборка двух эталонных машин. Рабочие чертежи в основном были закончены к 1 мая, а 16 июня утвердили технологическую документацию. На заводе началось изготовление инструмента и оснастки для серийного производства. Сборка первых десяти серийных Т-26, так называемой "установочной партии", с корпусами из неброневой стали завершилась летом 1931 года. Осенью из заводских корпусов начали выезжать уже полноценные серийные машины. Впрочем, полноценными они были только по внешнему виду. Несмотря на полное копирование почти всех узлов и агрегатов, механизмы танков, и в первую очередь двигатели, работали плохо. Для их качественного изготовления требовалась более высокая культура производства, чем та, которая была в то время на советских заводах. Корпуса, поступавшие с Ижорского завода (ныне ПАО "Ижорские заводы" г. Санкт - Петербург), имели большое количество сквозных трещин в броневых листах, особенно у отверстий под заклепочные или болтовые соединения. Положение усугублялось еще и тем, что спешка с освоением выпуска танка неизбежно вела к многочисленным отступлениям от утвержденной технологии, которые процветали на заводе до 1934 года. Вполне естественным оказалось и то, что стоимость первых серийных Т-26 почти вдвое превышала таковую у "Виккерса" Мк.Е, тем более, что в танке еще использовалось большое количество импортных деталей и узлов. К концу года на заводе скопился задел из 120 готовых танков Т-26, однако попытки сдать их полностью успехом не увенчались. После долгих проволочек заказчик согласился принять 88 танков, причем до половины  условно, так как их корпуса были изготовлены из простой стали. Кроме того, заводу предлагалось в ближайшее время провести на всех танках замену двигателей на новые, поскольку у большинства при работе в движении они издавали "множественные посторонние шумы и испытывали перебои". Тем не менее, проанализировав итоги работы завода "Большевик" в 1931 году, Комитет Обороны программу выпуска в 1932 году 1600 танков не скорректировал. При этом заводу было разрешено вносить "изменения в конструкцию и методику изготовления танков, не снижающие их боевых качеств и способствующие увеличению выпуска". Кроме того, к производству бронекорпусов привлекались Кулебакский (ныне ПАО "Русполимет", г. Кулебаки Нижегородской обл.), Выксанский (ныне в составе АО "Объединенная металлургическая компания", г. Выкса Нижегородской обл.) и Мариупольский (ныне ПАО «Мариупольского металлургического комбината имени Ильича», г. Мариуполь, Украина) заводы. К выпуску же двигателей предполагалось привлечь НАЗ (впоследствии ГАЗ, ныне Группа "Горьковский автомобильный завод, ГАЗ", г. Нижний Новгород) и АМО (впоследствии Завод им. Лихачева г. Москва, ныне не существует).
   В феврале 1932 года на базе танкового производства завода "Большевик" был организован новый Ленинградский государственный завод № 174 им. К.Е. Ворошилова (ныне АО Омский машиностроительный завод транспортного машиностроения "Омсктрансмаш" в составе концерна "Уралвагон", г. Омск). Его директором назначили К.К.Сиркена, а главным конструктором С.А.Гинзбурга.
  Несмотря на все эти мероприятия, план 1932 года выполнить не удалось. В апреле того же года К.К. Сиркен докладывал, что отставание от графика сборки танков происходило главным образом по вине смежников, которые затягивали поставку узлов и агрегатов. Кроме того, последние были крайне низкого качества. По двигателям доля брака доходила до 88%, а по бронекорпусам  до 41%. В 1932 году завод № 174 изготовил 1410 танков, предъявил к сдаче 1361 из них военная приемка приняла только 950 машин. Подобная картина наблюдалась и в дальнейшем. Тем не менее, до второй половины 1941 года заводские цеха покинули 11 218 танков. Т-26 стал самой массовой боевой машиной Красной Армии в предвоенный период.

Число машин, принятых от промышленности для поставки в войска
 

Наименование модификации танка

1931 г. 1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1938 г. 1939 г. 1940 г. 1941 г. Всего
Т -26 двухбашенный

100

950

576

               

1627

Т - 26 линейный

 

 

616

511

553

447

   

957

1018

 

4102

Т - 26 радийный    

96

457

735

826

550

716

336

318

 

4034

Т - 26 химический    

115

430

7

10

 

290

103

265

116

1336

Т -26 саперный    

1

44

20

           

65


Модификации танка Т-26

    Для понимания системы обозначения различных видов и модификаций танка, необходимо сказать несколько слов об особенностях обозначения советской бронетехники, в большинстве случаев никак эти модификации не выделявших. Так, танки Т-26 различных моделей, выпускавшиеся 10 лет, никаких буквенных индексов не получали. В документах РККА и промышленности встречаются в основном два типа обозначений. В первом, машины разбиты на "двухбашенные", "линейные" (т.е. однобашенные с 45-мм пушкой и без радиостанции), "радийные" (то же, что и "линейные", но с радиостанцией), "химические" (огнеметные).
Помимо классификации по числу башен и наличию радиостанции существовала классификация и по второму типу внешних признаков. Так, например, в документах и руководствах службы можно встретить такие обозначения, как "Танк Т-26 с цилиндрической башней". "Радиотанк Т-26 с цилиндрической башней", "Танк Т-26 с конической башней", "Танк Т-26 с конической башней и наклонной подбашенной коробкой" и т.д. Для облегчения распознавания той или иной модификации в литературе обычно используются обозначения типа: Т-26 образца 1933 года или Т-26 образца 1938 года.
   Выпускавшийся с 1931 года двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа. Механик- водитель располагался в передней части корпуса справа. Пожалуй, единственным отличием первых серийных Т-26 от "Виккерсов" было то, что их башни были приспособлены для установки пулеметов ДТ, а на "Виккерсе" имелись круглые амбразуры вместо прямоугольных. С осени 1931 года на танках так называемой "второй серии" стали устанавливаться башни увеличенной высоты со смотровым окном. В крышке люка механика-водителя прорезали смотровую щель, но еще без стеклоблока триплекс. С 1 марта 1932 года на Т-26 над коробом воздуховывода начали устанавливать специальный кожух, предохранявший от осадков, прежде всего — снега. Спустя месяц этот кожух стал выполняться как единое целое с коробом воздуховывода. На танке устанавливался карбюраторный, 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Т-26, представлявший собой копию английского двигателя "Армстронг -Сиддлей". Цилиндры двигателя располагались горизонтально. Мощность двигателя — 90 л.с. при 2100 об/мин. Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня — 146 мм. Степень сжатия—4,75 — 4,8. Справа от двигателя размещался топливный бак емкостью 182 л, а в кормовой части танка, за двигателем — масляный бак емкостью 27 л. В качестве топлива использовался очень качественный бензин 1-го сорта, так называемый "Грозненский", а в системе смазки — авиамасла ААС (летом) и АВ (зимой). На более низкосортных бензине и масле двигатель быстро выходил из строя. Механическая трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения, карданного вала, пятискоростной коробки передач, бортовых фрикционов, бортовых передач и ленточных тормозов, располагавшихся на корпусах бортовых фрикционов. В ходовую часть применительно к одному борту входили восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на листовых четвертьэллиптических рессорах, четыре обрезиненных поддерживающих катка диаметром 254 мм, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Гусеницы шириной 260 мм изготавливались из хромоникелевой или марганцовистой стали. Средств внешней связи на линейных танках не было. Для связи командира с механиком-водителем первоначально устанавливалась "звуковая труба", впоследствии замененная светосигнальным устройством.
    В начале 1932 года встал вопрос об усилении вооружения Т-26, так как пулеметные машины не могли "поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей". В марте 1932 года на Артиллерийский Научно-Исследовательский Опытный Полигон (АНИОП) прибыл танк Т-26, вместо правой башни которого была установлена малая орудийная башня опытного тяжелого танка Т-35-1, вооруженная 37-мм пушкой ПС-2. По окончании испытаний, давших удовлетворительные результаты, башню демонтировали и вернули на Т-35-1. В апреле того же года такие башни испытывались еще на двух танках Т-26.
   Орудие ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но на вооружение РККА принято не было, так как ГАУ отдавало предпочтение немецкой 37-мм пушке "Рейнметалл". На основе последней была создана и принята на вооружение пушка Б-3(5К). По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньшие откат и размер казенника, что позволяло установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок последней. Однако завод № 8 им.Калинина не смог наладить выпуск пушек Б-3 в необходимых количествах. Их изготовление производилось без разработки технологического процесса, полукустарным путем. Заказ на 300 пушек, выданный в 1931 году, был выполнен только к концу лета 1933-го. Кроме того, с лета 1932 года все наличные орудия Б-3 передавались для вооружения танков БТ-2. Поэтому в правой пулеметной башне Т-26 устанавливалась 37-мм пушка ПС-1 (или "Гочкис - ПС"), хорошо освоенная промышленностью. Правда, выпуск этих орудий сворачивался, а их запас на складах оказался не столь велик, как ожидалось. Поэтому пришлось демонтировать пушки с передаваемых в ОСОАВИАХИМ или списываемых танков Т-18 и даже "Русский Рено". Согласно плану перевооружения, пушки должны были устанавливаться на каждый пятый танк. В действительности же таких машин изготовили несколько больше: из 1627 двухбашенных танков, выпущенных в 1931—1933 годах, пушкой ПС-1 было вооружено около 450 машин.
   В марте 1932 года на вооружение Красной Армии была принята 45-мм противотанковая пушка 19К, разработанная на заводе № 8. На ее основе спроектировали танковое орудие, которое получила название "45-мм танковая пушка обр.1932 г." и заводской индекс 20К. По сравнению с ПС-2, танковая пушка 20К имела ряд преимуществ. Несколько увеличилась бронепробиваемость бронебойными снарядами, резко возросла (с 0,645 кг до 2,15 кг) масса осколочного снаряда, а масса взрывчатого вещества в снаряде — с 22 г до 118 г. Наконец, была увеличена скорострельность за счет введения вертикального клинового полуавтоматического затвора. Правда, отладка полуавтоматики заняла около четырех лет, и первые серии пушек 20К выпускались с четвертьавтоматикой, затем с полуавтоматикой для бронебойных и с четвертьавтоматикой для осколочно-фугасных снарядов, и только в 1935 году стали поступать пушки с отлаженной полуавтоматикой для всех видов боеприпасов. В декабре 1932 года Комитет Обороны обязал НКТП выпускать танки Т-26 (начиная с машины с заводским номером 1601) с 45-мм пушкой. Под эту пушку, спаренную с пулеметом ДТ, для танков Т-26 и БТ-2 была спроектирована новая башня. Испытания стрельбой показали полную ее надежность. Производство башен под 45-мм пушку началось в конце 1932 года на двух заводах — Ижорском и Мариупольском. Первый выпускал башни усовершенствованного типа (сварные с большой нишей), а Мариупольский первые 230 башен изготовил по первому варианту (клепаные с малой нишей). Большинство клепаных башен было установлено на танки БТ-5 и лишь очень незначительное количество— на Т-26. Корпус сварной башни имел форму цилиндра наружным диаметром 1320 мм с развитой кормовой нишей. Ниша имела овальную форму и служила противовесом пушки и одновременно местом для укладки боеприпасов или размещения радиостанции. В кормовом листе ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. В нишах клепаных башен задняя стенка была глухая, без дверцы. В крыше башни имелся прямоугольный люк для посадки экипажа, закрывавшийся двумя крышками. Вооружение однобашенного танка состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г. и спаренного с нею пулемета ДТ. Углы вертикального наведения находились в пределах от - 8° до +25°. Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спусками, педали которых располагались на подножке под правой ногой наводчика. Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП обр. 1930 г. и танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 обр. 1932 г. Кроме того, пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по вертикали составлял ±4,5°. Боекомплект состоял из 136 пушечных выстрелов (у танков с радиостанцией — 96 выстрелов) и 2898 патронов к пулемету (46 магазинов). Выстрелы были уложены в специальных ящиках, расположенных на полу, в левой части боевого отделения. В этих ящиках 54 выстрела располагались в индивидуальных гнездах вертикально в шесть рядов по 9 выстрелов. Сверху ящики закрывались откидными крышками, которые одновременно являлись и настилом пола боевого отделения. Еще 30 выстрелов были уложены горизонтально в нише боевого отделения. Двенадцать выстрелов размещались в башне. Снаряды удерживались специальными захватами по шесть штук справа и слева от спаренной установки. Дополнительные 40 выстрелов у танков без радиостанции размещались в нише башни. Пулеметные магазины укладывались в специальных железных ящиках на полу корпуса танка. Сверху ящики закрывались откидными крышками, которые вместе с крышками снарядных ящиков являлись общим настилом пола боевого отделения. В ящиках размещались 40 магазинов, еще 6 магазинов располагались на специальном стеллаже на стенке башни с правой стороны. Кроме основного пулемета, в танке перевозился запасной пулемет. Он размещался на специальных кронштейнах под настилом пола боевого отделения у левого борта танка.
   Конструкция корпуса однобашенных танков ранних выпусков осталась практически без изменений, по сравнению с двухбашенными. Исключение составлял лишь подбашенный лист, на котором ближе к левому борту устанавливалась башня, а в задней части справа имелось вентиляционное отверстие, закрываемое крышкой. Осенью 1933 года в верхнем наклонном лобовом листе корпуса появился люк доступа к трансмиссии. Первоначально его крышка открывалась в сторону левого борта, а впоследствии — вверх против хода танка. При этом размеры люка увеличились.
   Уже в 1933 году на части танков начали устанавливать радиостанции 71-ТК-1, имевшие поручневые антенны. И если в первый год выпуска однобашенных Т-26 процент радиотанков был невелик по причине отсутствия необходимого количества радиостанций, то в последующем он составил половину, а затем и превысил количество танков без радиостанций.
   В 1934 году была усилена подвеска: толщину рессоры увеличили с 5.5 мм до 6 мм. Фару, крепившуюся неподвижно на вертикальном лобовом листе подбашенной коробки, перенесли на верхний наклонный лист, сделали откидной и в походном положении закрыли броневым колпаком. Сигнал перенесли с левого борта подбашенной коробки на ее лобовой лист.
   С 1935 года на танках устанавливалась 45-мм пушка обр. 1934 г. На этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа. Кроме того, пушка обр. 1934 г. отличалась от предыдущей конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затвора. проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли еще ряд небольших усовершенствований. С 1935 года корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Боекомплект пушки уменьшился до 122 выстрелов (у машин с радиостанцией — 82). была увеличена емкость топливного бака. Масса танка возросла до 9,6 т.
   В 1936 году ввели съемный резиновый бандаж на опорных катках, изменили натяжной механизм и в нише башни установили второй пулемет ДТ. При этом боекомплект пушки сократился со 136 до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т.
   В 1937 году на части машин стали монтировать зенитные пулеметы ДТ на турельных установках П-40, а позже на более совершенных 56-У322Б. На пушке поставили две фары-прожектора так называемого "боевого света", ввели новое ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла с 90 до 95 л.с. В 1937 году выпускались только радиотанки, причем с радиостанциями 71-ТК-З. Боекомплект танков с радиостанцией достиг 107 выстрелов (147 у танков без рации) и 3087 патронов. Масса танка составила 9,75 т.
   В 1938 г. в конструкцию танка были внесены очередные изменения. Корпус танка, по сравнению с машинами обр. 1933 г. последних выпусков, почти не подвергся изменениям. Лишь в днище боевого отделения был введен люк-лаз, а разборные жалюзи с прямыми планками над масляным радиатором заменили на сварные неразборные жалюзи с угловыми планками. Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм пушкой обр. 1934 г. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор. обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года — ТОО), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних выпусков, имевших один 182-литровый топливный бак. на машине поставили два таких бака емкостью 110 и 180 л, что позволило увеличить запас хода. Боевая масса составила 10.28 т. Танки Т-26 с конической башней и прямой подбашенной коробкой различались наличием или отсутствием радиостанции 71-ТК-З с поручневой антенной, кормового башенного пулемета ДТ, зенитной пулеметной установки 56-У322Б и прожекторов боевого света. Кроме того, существовало два типа конических башен—со сварным и штампованным лобовыми щитами. На части танков, главным образом с радиостанциями, устанавливалась командирская панорама ПТК.
   В 1939 году прошла очередная модернизация танка, в ходе которой ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, на части машин изъяли кормовой пулемет, а вместо него смонтировали дополнительную боеукладку на 32 снаряда. В результате боекомплект на танках без радиостанции возрос до 205 артвыстрелов и 3654 патронов (58 магазинов). На танках с рацией он составлял 165 выстрелов и 3213 патронов. Переговорное устройство ТПУ-3 было заменено на ТПУ-2. Некоторым изменениям подвергся двигатель (поднята степень сжатия), после чего его мощность достигла 97 л.с..  Подверглась изменениям и ходовая часть, главным образом в сторону усиления подвески. Было изменено стопорение пальцев траков (вместо шплинтов применены кольца), поставлены усиленные рессоры. От танков Т-26 предыдущей модификации машины с наклонной подбашенной коробкой отличались и расположением наружной укладкой ЗИПа.
   В 1940 году был проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную толщиной 20 мм. Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни и бакелетирование топливных баков. Масса Т-26 с экранами превысила 12 т.
   В общем объеме выпуска танков Т-26 химические танки составляли до 12%. В послевоенной литературе эти боевые машины обычно именовались огнеметными и в обозначении получали аббревиатуру ОТ (огнеметный танк): ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и т.д. На самом деле это не совсем так. Эти танки предназначались прежде всего для заражения местности боевыми ОВ, дымопуска и огнеметания. Поэтому аббревиатура ОТ в довоенных документах не встречается. Они именовались либо XT. (химический танк), либо БХМ (боевая химическая машина). Зачастую использовались оба обозначения. Так, все химические танки на базе Т-26 — XT-26, ХТ-130 и т.д. — имели обозначение БХМ-3. Для справки: обозначение БХМ-1 имели химические машины на базе автомобилей. БХМ-2 — на базе БТ-5 (выпущено незначительное количество), а БХМ-4 — на базе Т-27 и Т-37.
   Согласно принятой в начале 1932 года "Системе саперно-танкового вооружения РККА", в течение трех лет на вооружение Красной Армии должны были поступить танки — мостоукладчики (по тогдашней терминологии — саперные танки), танки — минные заградители, танки- тральщики, а также целый комплекс инженерно-строительных машин на танковых шасси. В феврале 1932 года к проектированию саперного танка и танка-тральщика приступила специальная конструкторская группа Военно-инженерной академии. Первый образец саперного танка, получивший индекс СТ-26, был готов к испытаниям летом 1932 года. Базой для него послужил обычный двухбашенный Т-26, на котором оставили только одну башню, установив ее по центру корпуса. Для уменьшения общей высоты машины верхняя часть башни со смотровым окном была срезана. Металлический колейный мост длиной 7.8 м укладывался на специальное опорное приспособление. Укладка моста на препятствие осуществлялась с помощью лебедки с тросом (отбор мощности от двигателя танка) за 25—40 с. Экипаж из двух человек в это время оставался в танке. СТ-26 предназначался для преодоления водных преград и рвов шириной 6—6,5 м и вертикальных стенок и эскарпов высотой до 2 м боевыми машинами типов Т-27, Т-26 и БТ. Осенью вышел на испытания второй вариант СТ-26 с выдвижной системой наводки моста, который укладывался на препятствие при помощи направляющей рамы специальной конструкции, а в марте 1933-го — третий, с опрокидывавшейся системой, представлявший собой модернизированный вариант первого. По конструкции моста все три варианта были почти одинаковы и различались лишь агрегатами, относившимися к разным системам наводки мостов. Летом1933 года все три СТ-26 участвовали в маневрах, проходивших в Тоцких лагерях. По результатам учений решено было запустить в производство танк с опрокидывающейся системой второго варианта, который оказался наиболее надежным и менее сложным в эксплуатации и обслуживании, по сравнению с двумя другими. По решению Комитета Обороны СССР до конца 1933 года промышленность должна была дать армии 100 СТ-26. Однако дело шло очень медленно: изготовление отдельных узлов мостовых конструкций велось на заводах "Стальмост" (ныне ОАО "Станкоагрегат", г. Москва), "Союзверфь" (г. Ленинград) и "Петрозавод" (г. Ленинград, ныне не существует). Окончательная сборка осуществлялась на заводе № 174. В течение 1934 года военная приемка приняла только 44 машины СТ-26, а в следующем году— еще 20. Но к этому времени эксплуатация саперных танковв войсках показала их невысокую надежность: при наводке мостов часто рвались тросы, гнулись стойки креплений. К началу 1940 года в Красной Армии имелось 70 саперных танков на базе Т-26, включая опытные образцы.
Согласно пункту 19 "Системы танко - тракторного автоброневого вооружения РККА", предусматривалось создание так называемого "среднего трактора" с использованием шасси танка Т-19. Проект такого трактора в начале 1930 года был разработан и получил рабочее название "Борец". Однако после принятия на вооружение танка Т-26 работы над "Борцом" прекратили и начали проектирование аналогичной машины на базе Т-26.
   В феврале 1932 года артиллерийским КБ завода "Большевик" был разработан трактор-тягач открытого типа с брезентовым тентом. В сентябре того же года Артиллерийская академия представила проект тягача-транспортера с полностью бронированным корпусом. Обе машины приняли на вооружение и запустили в серийное производство с 1 января 1933 года. Планировался ежегодный выпуск 200 тягачей Т-26Т2 и 150 тягачей-транспортеров Т-26Т. Однако выполнение этого плана сдерживалось необходимостью наращивания производства танков. Поэтому до конца 1933 года промышленность сдала армии только 163 тягача. Точное количество выпущенных тягачей-транспортеров Т-26Т неизвестно, однако план в 150 машин на 1933 год выполнен не был. В последующем ни Т-26Т, ни Т-26Т2 серийно не выпускались. На базе тягача-транспортера Т-26Т было изготовлено несколько машин передовых артиллерийских наблюдателей, так называемых "танков наблюдения"— Т-26ТН. Внешне от Т-26Т эта машина отличалась наличием шаровой установки пулемета ДТ в лобовом листе и поручневой антенны вокруг рубки. На базе танка Т - 26 были созданы многочисленные опытные образцы САУ,  бронетранспортеров и радиоуправляемых танков, которые не выпускались серийно
   Танк Т-26 был одним из немногих образцов советской бронетанковой техники периода 30-х годов, который в значительных количествах поставлялся за рубеж. Самая крупная партия танков, 297 единиц, была поставлена в Испанию. После поражения республиканцев вся советская техника, имевшаяся у них на вооружении, досталась франкистам. В испанской армии танки Т-26 эксплуатировались вплоть до 50-х годов. В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.) и Китай (82 шт.) В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского Вермахта, где они получили обозначение Pz.740 (r). Любопытно отметить, что практически никогда трофейные советские танки
не переоборудовались немцами в САУ. Исключение составляет лишь эпизод изготовления в конце 1943 года 10 самоходных орудий на базе танка Т-26. Вместо башен на них установили 75-мм французские пушки, прикрытые щитом.
Активно использовались Т-26 и союзниками Германии. Например, на 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 боевых машины этого типа. "Двадцатьшестые" были самыми массовыми машинами финской армии, танковый парк которой на 80% состоял из советских трофеев. После "зимней войны" в 1940 году на вооружение финских танковых частей поступили 34 танка Т-26 (двухбашенных и однобашенных), два ХТ-26 и четыре ХТ-130. После 1941 года число Т-26 в финской армии значительно возросло. При этом осуществлялась их модернизация: у шести двухбашенных машин сняли башни и заменили одной с 45-мм пушкой. С танков ХТ-133 демонтировали огнеметное оборудование, установили пушки, а слева от механика-водителя — шаровые установки пулеметов ДТ. Любопытно отметить модернизацию, которой подверглись танки "Виккерс". Их перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых Т-26; пистолеты- пулеметы "Суоми"  заменили советскими ДТ. Кроме того, ряд английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е. Внешне модернизированный таким образом "Виккерс" действительно был похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е — к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е. По состоянию же на 1 января 1960 года в Финляндии еще эксплуатировались или находились на хранении 2 Т-26 обр. 1933 года, 15 Т-26 обр. 1937 и 1939 годов, три тягача Т-26Т и один "Виккерс" Т-26Е.
   Прежде чем перейти к оценке Т-26, необходимо определиться с классификацией. В большинстве современных справочников эту машину относят к легким танкам. Это не совсем верно. На самом деле Т-26 — легкий пехотный танк, или легкий танк сопровождения пехоты. Впрочем, если быть абсолютно точным, то танк сопровождения в классическом варианте — это пулеметная версия Т-26. Так сказать, полный аналог британского "Виккерса" модели А, который был закуплен Советским Союзом. После оснащения Т-26 в 1933 году 45-мм пушкой получилось что-то вроде танка-истребителя. От пехотного танка осталась разве что ограниченная скорость движения. Однако, вне зависимости от нюансов классификации следует признать, что "Виккерс" 6-тонный модели А и его советский вариант Т-26 обр. 1931 года вполне соответствовали поставленным перед ними задачам. Их маневренные качества и вооружение полностью укладывались в концепцию легкого пехотного танка. Противопульное бронирование на тот момент нельзя признать недостатком. В конце 20-х годов ни в одной армии мира еще не было специализированных противотанковых пушек.
   К моменту принятия на вооружение Т-26 обр. 1933 года ситуация изменилась кардинальным образом.
С 1930 по 1933 год на вооружение Красной Армии были приняты сначала 37-мм, а затем и 45-мм противотанковые пушки. Танковым вариантом последней вооружили Т-26. При оценке бронезащиты танка существует следующий критерий: его броня должна "держать" снаряды собственной пушки. Броня Т-26 абсолютно не соответствовала этому критерию. Не "держала" она и снаряды противотанковых пушек меньшего калибра, появившихся к тому времени за рубежом. Так что уже на 1933 год Т-26 следует признать устаревшим. 

Тактико - технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики

Единица измерения Т - 26 обр. 1931 г. с пулеметным вооружением Т - 26 обр. 1931 г. с пушечно - пулеметным вооружением Т - 26 обр. 1933 г. Т - 26 обр. 1938 г. Т - 26 обр. 1939 г.
1 Экипаж чел. 3 3 3 3 3
Вооружение
2 Пушка шт. - 1х 37 мм ПС - 1 1х 45 мм 20К 1х 45 мм 20К 1х 45 мм 20К
3 Пулемет шт. 2х7, 62 мм ДТ 1х7, 62мм ДТ 2х7, 62 мм ДТ 2х7, 62мм ДТ 1х7, 62мм ДТ
Боекомплект
4 Артиллерийские выстрелы шт. - 113 136 136 186
5 7, 62 мм патроны обр. 1908 г. шт. 6489 3087 2898 2998 3528
4 Мощность двигателя л.с. 90 90 90 95 97
5 Максимальная скорость км/ч 31, 3 31, 3 31, 3 30 30
6 Боевая масса кг 8000 8400 9400 10280 10250
7 Запас хода по топливу км 140 140 140 225 225
8 Длина по корпусу мм 4620 4620 4620 4620 4620
9 Ширина мм 2440 2440 2440 2440 2450
10 Высота мм 2190 2190 2240 2330 2330
Бронирование
11 Лоб мм 13 13 15 15 20
12 Борт мм 13 13 15 15 15
13 Башня мм 13 13 15 15 20

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru