ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ (КВ - 1)

 

 

Тяжелые танки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Танковые войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Бронеавтомобиль "Русский Гарфорд"
Легкий танк "Русский Рено"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т - 26
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

 

 

 

 

 

   В разрабатываемой советскими военными специалистами в начале 30-х годов теории глубокой наступательной операции основанной на переосмыслении опыта первой мировой войны, значительное внимание уделялось вопросам  прорыва заблаговременно подготовленной укрепленной полосы обороны противника. Задачу прорыва в  масштабе фронта предполагалось решать в ходе армейской наступательной операции путем сосредоточения на участке прорыва значительного количества стрелковых частей и соединений усиленных средними и тяжелыми танками, инженерными средствами при массировании сил, средств и огня армейской и приданной артиллерии на узком участке приложения основных усилий войск, в условиях их плотной поддержки действиями фронтовой авиации. Особую роль в успешном проведении подобной операции должны были сыграть многобашенные тяжелые танки,  которые продвигаясь впереди стрелковых цепей поражали бы огневые средства противника, расположенные в долговременных фортификационных сооружениях (впоследствии с этими задачами вполне справлялись самоходные артиллерийские установки - САУ). Для этих целей в СССР в первой половине 30-х годов были разработаны и серийно производились трехбашенные средние танки Т-28 и пятибашенные тяжелые Т-35. Если для своего времени Т-28 был неплохой машиной, то Т-35 уже на стадии своего создания не соответствовал требованиям современного общевойскового боя. Машина изначально отличалась большими габаритами,  малой подвижностью, явно недостаточным моторесурсом и была необоснованно перенасыщена бортовым вооружением. Скажем, трудно представить, в каком случае могло быть применено 45 мм орудие, расположенное в задней башне с сектором огня назад и на 90 градусов вправо по ходу танка. После обобщения первого опыта полученного советскими танкистами в ходе гражданской войны в Испании, стала очевидна полная непригодность Т-35 для боевого использования еще и по причине слабой броневой защите, не способной противостоять появившимся на поле бое системам противотанковой артиллерии. Учитывая перечисленные факторы, в середине 1937 г. Автобронетанковое управление РККА (АБТУ РККА) сформулировало тактико-техническое задание (ТТЗ) на создание тяжелого трехбашенного тяжелого танка с противоснарядной броневой защитой, вооруженного одной 76 мм и двумя 45 мм танковыми орудиями и восемью пулеметами. Проектирование предлагалось проводить используя агрегаты и узлы ходовой части и трансмиссии Т-35. Разработчиком было выбрано КБ Харьковского паровозостроительного завода. (ХПЗ им. Коминтерна) Предлагая создать современный тяжелый танк на основе Т-35, который не имел ресурсов к дальнейшей модернизации, АБТУ ставило перед конструкторами трудновыполнимую задачу. Кроме этого, КБ ХПЗ было загружено работами по технологическому сопровождению производства танков БТ-5 и БТ-7, и их модификаций, разработкой среднего танка нового поколения. По этим причинам процесс проектирования нового танка продвигался с трудом и к началу 1938 г. не пошел дальше эскизных разработок. В апреле того же года ТТЗ было передано в СКБ-2 Ленинградского кировского завода (ЛКЗ, ныне ОАО "Кировский завод") и в КБ завода № 185 (г. Ленинград). В СКБ-2  опытно-конструкторские работы (ОКР) организовывались под общим руководством главного конструктора ЛКЗ Ж.Я. Котина, непосредственно над созданием проекта трудился коллектив под руководством ведущего конструктора Н.В. Цейца, при активном участии ведущих инженеров А.С. Ермолаева и Н.Л. Духова. В КБ завода № 185 руководство проектом осуществлял Э.Ш. Палей. К августу 1938 г. в обоих КБ были готовы эскизные проекты. 10 октября приемочной комиссии АБТУ были представлены чертежи проекта и деревянные макеты танков СМК (Сергей Миронович Киров - проект ЛКЗ) и изделия 100 (Т-100 - проект завода № 185). Проект СКБ-2 ЛКЗ предусматривал постройку тяжелого танка весом 55 т с вооружением включающее одну 76 мм и два 45мм орудия расположенных в трех башнях с карбюраторным двигателем АМ-34 мощностью 850 л.с., бронирование танка состояло из набора броневых листов толщиной 30-75 мм, ходовая часть в основном повторяла устройство ходовой части Т-35, за исключением  конструкции подвески. В новом проекте она предусматривалась торсионного типа (на Т-35 - на спиральных пружинах). Длина СМК составила 8750 мм. Танк Т-100 представлял из себя 58 т машину, с компоновкой и составом пушечного вооружения аналогичными СМК, с двигателем АМ-34, бронированием 20-60 мм с подвеской балансирного типа на пластинчатых рессорах, длиной 8495 мм. Несмотря на значительные отступления от требований ТТЗ, приемочная комиссия своим решением одобрила проекты. В начале декабря проекты рассматривались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета обороны, после чего в ТТЗ АБТУ были внесены некоторые изменения, в частности было решено в целях снижения массы машин отказаться от одной из 45 мм башенных установок. Кроме того, по предложению директора ЛКЗ И.М. Зальцмана и главного конструктора Ж.Я. Котина было решено изготовить опытный образец танка с характеристиками СМК, но с одной башней. Дело в том, что проектирование однобашенного варианта танка велось в СКБ-2 с конца октября 1938 г. в качестве дипломной работы группы выпускников Военной академии механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА). С начала февраля 1939 г. коллектив СКБ-2 приступил к полномасштабной к отработке проекта тяжелого танка КВ ("Клим Ворошилов", так назвали проект однобашенного танка). 27 февраля были согласованны и утверждены требования ТТЗ на проектирование КВ.  Кроме того, решением Комитета обороны № 45 сс от того же числа ответственность за создание однобашенного тяжелого танка в кратчайшие сроки уже официально возлагалась на руководство СКБ-2. Используя заделы группы выпускников ВАММ, конструкторы ЛКЗ уже к 9 апреля 1939 г. представили на рассмотрение комиссии эскизный проект и деревянный макет танка в натуральную величину, а к 1 сентября был изготовлен первый опытный экземпляр КВ, который тот час же был представлен на заводские испытания. Конструкция корпуса нового танка в основном повторяла общую схему корпуса СМК. На КВ установили дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., специально сконструированную коробку передач, 76 мм и 45 мм орудия устанавливались в единственной башне, в которой уже не оставалось места для курсового пулемета. Из проекта СМК позаимствовали так же элементы ходовой части, трансмиссии, оптические приборы и специальное оборудование. КВ выгодно отличался от прототипа сравнительно небольшими линейными размерами и боевой массой.
  20 сентября опытные экземпляры танков СМК и Т-100, постройка и испытания которых завершилась несколько ранее и опытный экземпляр КВ приняли участие в показе новейших образцов военной техники руководителям советского правительства и вооруженных сил. С началом советско-финской войны в ноябре 1939 г. опытные экземпляры всех трех танков проходили войсковые испытания в боевых условиях в составе 91 отдельного танкового батальона 20 тяжелой танковой бригады, в ходе которых участвовали в прорыве линии Маннергейма на Карельском перешейке. В процессе испытаний опытный экземпляр СМК был подбит огнем финской артиллерии. Анализируя опыт боевого применения и обобщая отзывы из войск о новых тяжелых танках, руководство АБТУ  рекомендовало к принятию на вооружение и серийному производству танк КВ, который заслужил лишь одно серьезное нарекания со стороны войсковых специалистов: установленное в башне второе 45 мм орудие стесняло и затрудняло действия экипажа боевой машины. Значительную роль в решении АБТУ сыграл факт использование на танке дизеля В-2, который планировался к массовому производству и установке на средний танк Т-34. Не дожидаясь окончания войсковых испытаний тяжелый танк КВ постановлением Комитета обороны № 443сс от 19 декабря 1939 г. был принят на вооружение под тем же названием. Решение было явно преждевременным ввиду того, что танк не прошел установленное программой испытаний количество километров пробега. Когда, уже после окончания войны и постройки машин установочной серии, АБТУ подвергла несколько танков из ее состава пробегу в соответствии с нормативами, выявились серьезные недостатки в работе узлов и агрегатов трансмиссии, ходовой части и силовой установки, от некоторых из которых, танк не смог избавиться вплоть до окончания его серийного производства. В серийном варианте КВ вместо 45 мм пушки в башне предусматривалась установка 7,62 мм пулемета ДТ спаренного с 76 мм орудием. По конструкции танк КВ представлял из себя машину классической компоновки в состав которой входили бронекорпус, башня , комплект вооружения, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и специальное оборудование. Бронекорпус изготавливался из катанных броневых листов толщиной 75, 40, 30 и 20 мм соединяемых между собой посредством сварки. Листы толщиной меньшей 75 мм использовались только для горизонтального бронирования . В лобовой части корпуса бронелисты устанавливались под рациональными углами наклона, что значительно повышало защиту танка. Конструктивно корпус танка делился на три отделения: в носовой части находилось отделение управления, в центральной части которого размещалось рабочее место механика-водителя  над которым устанавливался люк на крышке которого был смонтирован прибор наблюдения механника-водителя. Справа от рабочего места механика-водителя размещалось рабочее место стрелка-радиста, там же была смонтирована радиостанция, перед сидением стрелка-радиста монтировалась шаровая установка под курсовой пулемет ДТ. Боевое отделение находилось в центральной части корпуса и в башне. В кормовой части размещалось силовое отделение, в котором устанавливался двигатель и элементы трансмиссии. В днище корпуса под боевым отделением располагался люк аварийного выхода экипажа. На КВ-1 в процессе производства могли устанавливаться три вида башен: сварная с прямоугольной нишей, сварная с закругленной нишей и литая. Толщина листов сварных типов башни равнялась 75 мм , листы устанавливались под рациональными углами.  Толщина стенок литых башен достигала 95 мм. Лобовая часть башни - литая, имела сферическую форму и изготавливалась отдельно от корпуса башни. Маска орудия представляла из себя гнутую бронеплиту и имела три отверстия: под орудие, орудийный прицел и спаренный пулемет. Башня устанавливалась на башенный погон корпуса диаметром 1535 мм и фиксировалась стальными захватами. На погоне насекалась угломерная шкала для горизонтальной наводки орудия при стрельбе с закрытой огневой позиции (ЗОП). В башне размещались рабочие места остальных членов экипажа: командира танка - справа от орудия, наводчика и заряжающего соответственно, слева. На крыше башни над рабочим местом командира находился люк на крышке которого монтировался панорамный прибор наблюдения командира танка ПТ-К. Над рабочим местом наводчика выполнялось отверстия, прикрываемое защитным колпаком для установки перескопического прицела. В кормовой части башни сзади рабочего места заряжающего размещалась шаровая установка для установки кормового пулемета ДТ. В 1941 г. некоторая часть КВ-1 были изготовлены с усиленным бронированием, представлявшее из себя набор 25 мм бронелистов, крепившегося к корпусу и башне с помощью болтов. Впоследствии от дополнительного бронирования отказались, т.к. оно было явно избыточным. В комплект вооружения танка входили 76 мм танковая пушка на первоначальных сериях Л-11, впоследствии Ф-32, затем и ЗИС-5 с увеличенной длиной ствола и три 7, 62 мм пулемета ДТ. Орудие наводилось в цель с помощью телескопического прицела ТОД-6, стрельба с ЗОП осуществлялась с помощью перископического прицела ПТ-6. На каждой пятой машине на крыше башни устанавливалась зенитная турель для пулемета ДТ. Боеукладки устанавливались вдоль левого и правого бортов боевого отделения. В силовом отделении устанавливался V-образный четырехтактный 12-цилиндровый двигатель В-2К, аналогичный по устройству дизелю В-2. Двигатель запускался с помощью электрического стартера СТ-700 или же мог быть применен запуск сжатым воздухом для чего в боевом отделении устанавливались два баллона  емкостью по 5 л. Топливо поступала из топливных баков общим объемом 600 л, расположенных в боевом и силовом отделении. Во второй половине 1941 г. на КВ стали устанавливать карбюраторный авиационный двигатель М-17Т мощностью 500 л.с. в следствии мероприятий по эвакуации ХПЗ, где производились дизели В-2. В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, левый и правый многодисковые бортовые фрикционы, левый и правый бортовые редукторы планетарного типа, ленточная тормозная система. Приводы управления трансмиссией - механического типа. Подвеска ходовой части торсионного типа с внутренней индивидуальной амортизацией для каждого катка. Гусеничный движитель состоял из шести штампованных обрезиненных катков, ведущего колеса со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления установленного сзади и ленивца. Гусеница поддерживалась в верхнем положении тремя малыми катками. Напротив каждого катка на корпусе наваривались ограничители хода балансиров подвески. Каждая гусеница состояла из 88 одногребневых траков шириной 700 мм. Механизм натяжения - винтового типа. С конца 1941 г. катки стали изготовлять методом литья без обрезинивания. Питание электрооборудования танка осуществлялось от генератора ГТ-4563А и четырех АКБ 6-СТЭ-128 общей емкостью 256 А/ч. Рабочее напряжение в электросети - 24 В. В состав электрооборудования входили фонари внешнего и внутреннего освещения, устройства подсветки прицелов и шкал прицелов, электроизмерительные приборы, звуковой сигнал, средства связи, пусковой электростартер и пусковое реле. На танке устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 и внутреннее переговорное устройство ТПУ-3. Впоследствии устанавливалась радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ - 4-бис. На некоторых танках были установлены авиационные радиостанции типа 9Р. Радиостанция 10Р работала в диапазоне от 3,75 до 6 МГц и обеспечивала связь в телефонном режиме на дальности до 25 км.
Производство КВ-1 (так стали называть КВ после появления танка КВ "с большой башней" или КВ-2) было организовано с февраля 1940 г. на ЛКЗ. В соответствии с совместным Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 июня 1940 г. к производству КВ подключался Челябинский танковый завод. Всего за 1940 г. и первое полугодие 1941 г. было изготовлено 637 танков КВ-1 и КВ-2. Серийное производство танков КВ всех модификаций завершилось в конце лета 1943 г. в связи с началом производства танков ИС-1. За этот период было построено 4775 танков КВ всех модификаций. На основе тяжелого танка КВ-1 были разработаны следующие модификации танков и САУ:
- тяжелый танк КВ-2 - модификация с 152 мм гаубицей, серийно выпускался с 1940 г по октябрь 1941г.;
- тяжелый танк КВ-3 - танк с 90-100 мм лобовой броней корпуса,  76 мм пушкой Ф-32 или 85 мм пушкой Ф-30. Изготовлено 4 опытных экземпляра в 1940 г.;
- тяжелый огнеметный танк КВ-8 с 45 мм пушкой с маскировочным кожухом и огнеметом АТО-41 (АТО-42) - выпускался небольшой серией на ЧТЗ;
- тяжелый танк КВ-1С (скоростной) - облегченная модификация с бортовой броней до 40 мм и толщиной стенок литой -башни - 85 мм, улучшено качество узлов и механизмов трансмиссии, боевая масса - 42, 5 т. Разработан под руководством Н.Ф. Шамшурина, выпускался серийно с августа 1942 г.;
- тяжелый танк КВ-85 - модификация танка КВ-1С с 85 мм орудием, установленном в башне разработанной для танка ИС-1. Выпускался малой серией с середины до конца 1943 г.;
САУ-152 (КВ-14) 152 мм самоходная установка с качающейся частью 152 мм пушки-гаубицы МЛ-20 на шасси танка КВ-1С. Выпускалась серийно с 1943 до начала 1944 г.
Некоторое количество танков КВ всех модификаций после небольших переделок использовались в 1941-1945 гг. в составе вермахта и финской армии.
   Создание советской конструкторской мыслью подвижного и маневренного тяжелого танка с противоснарядной броней, классической компоновкой и мощным дизельным двигателем обеспечило абсолютное качественное превосходство советских танковых войск. Инженерные решения воплощенные в конструкции КВ надолго определили основные тенденции в мировом танкостроении.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения КВ-1 с пушкой Л-11 КВ-1 с пушкой Ф-32 КВ-1 с пушкой ЗИС-5 КВ-1С
1 Экипаж чел. 5 5 5 5
2 Вооружение пушка

пулемет

76 мм Л-11

 3х7,62мм ДТ

76 мм Ф-34

3х7,62 мм ДТ

76 мм ЗИС-5

3х7,62 мм ДТ

76 мм ЗИС-5

3х7,62 мм ДТ

3 Боекомплект:  пушка

                             пулемет

шт. 111

2772

135

2772

114

2772

114

2646

4 Мощность дизельного двигателя В-2К л.с. 500 500 500 500
5 Максимальная скорость км/ч 34 34 34 42
7 Боевая масса т  47,4 47,4 47,4 42,5
8 Запас хода по топливу км 150 180 180 225
9 Длина по корпусу мм 6675 6675 6675 6675
11 Ширина мм 3320 3320 3320 3320
12 Высота мм 2710 2710 2710 2640
13 Дорожный просвет мм 450 450 450 450
14 Бронирование мм 30-75 30-75 30-75 30-82
15 Максимальная дальность стрельбы из пушки бронебойным снарядом м 4000 4600 4750 4750
16 Масса качающейся части орудия кг 724 1155 1155 1155
17 Масса откатных частей кг 437 538 532 532
18 Длина ствола клб 30,5 41,5 41,6 41,6
19 Максимальный угол возвышения град. 25° 25° 25° 25°
20 Угол склонения град. -5° -5° -5° -5°
21 Начальная скорость полета снаряда УБР-354Б м/сек 612 662 813 813
22 Практическая скорострельность выстр./мин. 6-7 7-8 4-6 4-6
23 Масса снаряда осколочно-фугасного снаряда УОФ-354М кг 6,2 6,2 6,2 6, 2
24 Бронепробиваемость максимальная мм 86 94 96 96
25 Прицельные приспособления   телескопический ТОД-6

перископический ПТ-6

телескопический ТМФД-7

перископический ПТ-4-7

телескопический ТМФД-7

перископический ПТ-4-7

телескопический ТМФД-7

перископический ПТ-4-7

26 Радиостанция к-т 71-ТК-3 71-ТК-3 71-ТК-3 10Р
27 Внутреннее переговорное устройство к-т ТПУ-3 ТПУ-3 бис ТПУ-3 бис ТПУ-4бис

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru