ЛЕГКИЙ ТАНК  "РУССКИЙ РЕНО"

 

 

Легкие танки и танкетки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Танковые войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Бронеавтомобиль "Русский Гарфорд"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т - 26
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

 

 

 

 

 

   Мысль о производстве собственных танков возникла у специалистов Главного Военно - Инженерного Управления РККА (ГВИУ РККА) в апреле 1919 года после осмотра и ознакомления с французским танком Рено FT - 17, одного из четырех, доставшихся в качестве трофея в ходе боя между войсками 1 Заднепровской стрелковой бригады из состава 2 Украинской Советской Армии и частями французской армии за железнодорожную станцию Березовка (ныне город в Одесской области) 17 марта 1919 года. Все захваченные танки были из состава 3 роты 303 полка штурмовой артиллерии французского контингента. Танк отправленный в Москву и был выбран в качестве прототипа для создания первого советского танка.  Первоначально планировалось организовать производство боевых машин исключительно на петроградских предприятиях, получивших к тому времени значительный опыт серийного изготовления бронетехники и артиллерийского вооружения, однако, учитывая неблагоприятную обстановку в районах обороны 7 и 15 Армий Западного фронта, ведущих боевые действия на петроградском направлении, 10 августа 1919 г. совместным Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР и Совета обороны, головным предприятием по производству танков был выбран завод "Сормово" (бывшее АО "Сормово", ныне ПАО "Завод "Красное Сормово"", г. Нижний Новгород). Изготовление броневых листов и элементов металлического каркаса поручалось Ижорскому заводу (ныне ПАО "Ижорские заводы" г. Санкт-Петербург). Проектирование и производство танковых двигателей и трансмиссии возлагалось на завод АМО (Автомобильное московское общество, в дальнейшем ЗИЛ, Завод имени Лихачева, ныне не существует). Планировалось производство десяти машин. 22 августа 1919 г. на заседании Коллегии правления завода "Сормово" было принято решение собрать первый танк через девять месяцев, а к исходу 1920 года сдать заказчику пятнадцать боевых машин, из них пять с пушечным вооружением и десять с пулеметным.
    29 сентября 1919 года танк «Рено» прибыл из Москвы на Сормовский завод в трех крытых вагонах в разобранном виде, без документов и спецификаций. После сборки оказалось, что машина находится в неисправном состоянии, многие детали и агрегаты были утрачены в период пребывания танка в столице.
   Для разработки технической и технологической документации приказом по Главному Броневому Управлению (Главбронь) на заводе была образована бригада конструкторов под руководством заведующего главным техническим бюро завода Д.М. Михеева и его заместителя Н.И. Хрулева. В состав бригады  в разное время привлекались инженеры А.И. Басов, А.В. Бояркин, Г.А. Золотухин, К.Г. Крылов, В.А. Московкин, П.И. Салтанов и К.И. Сафонов. Активно участвовал в создании боевой машины и заведующий пушечным цехом Л.Б. Алексеев.  В помощь им с Ижорского завода, который должен был изготавливать броневые листы для танков, прибыла т.н. "группа брони" из четырех человек под руководством технолога Артемьева. Общее руководство и контроль процесса конструирования и производство танка осуществлял представитель заказчика комиссар Главброни И.Х. Гаугель.
 Наиболее значимую проблему в проектировании танка представляло оснащение его двигателем и трансмиссией. Дело в том, что прототип оснащался карбюраторным двигателем "Renault 18CV", которые в России не производились. Организовать их закупку во Франции в условиях гражданской войны не представлялось возможным. В конце - концов, приняли решение на установку двигателя "FIAT 53A", который производился на заводе АМО и был близок по характеристикам к двигателю прототипа.  Для решения проблемы с моторно-трансмиссионной группой заводу АМО в Москве поручили «переконструировать» двигатель «FIAT» по типу танкового двигателя Рено. Ответственным за «моторный агрегат» танка был назначен инженер завода "Сормово" Калинин, который был откомандирован на АМО для решения всех проблем с моторной группой. В Москве вместе с ним работали  инженер АМО Пилоунковский и пять конструкторов-чертежников. Неоценимую помощь в этой работе оказали два французских специалиста, бывшие инженеры автомобильного производства в компании "Рено".
   1 ноября 1919 года для решения «всех конструкторских вопросов, касающихся изготовления танков», была создана специальная комиссия при Совете военной промышленности. С октября по декабрь 1919 года конструкторами были выполнено свыше 130 чертежей. К середине ноября были разработаны и выданы смежным предприятиям технические задания: Ижорскому заводу на производство элементов металлического каркаса и броневых деталей, заводу АМО - на производство двигателей и элементов трансмиссии, Путиловскому заводу (ныне группа компаний "Кировский завод", г. Санкт-Петербург) на производство пушечного вооружения.
   Сборка танков началась в декабре 1919 года в пушечном цеху завода "Сормово". Она шла очень медленно и с большими трудностями — не хватало квалифицированных рабочих, материалов, сырья, продовольствия. Значительные трудности возникли при раскройке бронелистов и производстве шестерней для коробки передач.
   Первый танк в серии, как и планировалось был готов к августу 1920 года.  1 сентября  И.Х. Гаугель отправил в Москву телеграмму следующего содержания:
   «Доношу, что 31 августа 1920 года было произведено испытание на ходу первого танка». Однако в ходе первого испытательного пробега в конструкции машины обнаружилось множество конструкторских и технологических недоработок. На устранение недостатков потребовалось более двух месяцев, и лишь 13 ноября "Русский Рено" вышел на второй этап испытаний, завершившийся через восемь дней. После успешного его завершения первый советский танк получил наименование "Борец за свободу тов. Ленин" был принят и отправлен в Москву.
    На первый танк "Русский Рено" была установлена 37-мм пушка Гочкиса SA-18, снятой с французского «Рено» FT-17. На остальные машины предполагалось установить 37-мм морскую пушку Гочкиса отечественного производства — по первоначальному плану пулеметное вооружение не предусматривалось. Но уже 31 октября 1920 года Бронеотдел ГВИУ обратился в Совет военной промышленности с письмом, в котором указывалось, что «вооружение танка одной 37-мм неавтоматической пушкой недостаточно для работы в условиях русского фронта, поэтому необходима еще и установка одного пулемета».
   По состоянию на 24 марта 1921 года состояние работ по танкам выглядело следующим образом:
   «Весь заказ на танки Сормзавод заканчивает. Собрано вполне — 10 танков, собрано без моторов — 4 танка, в сборке — 1.
    В процессе производства была попытка увеличить скорость машины. С этой целью в 1921 году на танк № 7 установили новую коробку передач "4-ю усиленную передачу" и "увеличенную бортовую передачу". В ходе сравнительных испытаний нововведение было признано нецелесообразным и от него отказались.
   Проблемы с вооружением послужили причиной задержки в сдаче танков. Первые три «Рено русских» (№ 1, 2 и 4) отправили в Москву в мае 1921 года, а вот с остальными возникли проблемы. Так, 2 июня 1921 года начальник бронесил РККА сообщал в Совет военной промышленности РСФСР, что пять танков не принимаются из-за того, что на них не смонтированы пушки Гочкиса. Дело в том, что для семи машин (помимо трех отправленных), на которые эти орудия имелись, Сормовскому заводу требовалось изготовить ряд деталей для монтажа орудий в башнях. Поэтому наблюдающий за бронированием на заводе получил предписание отправлять машины «без броневого листа башни танка, несущего на себе установку, а также и без самой пушечной установки». По мере окончательного изготовления установок, Сормовский завод должен был дослать их.


   В июне — начале июля в Москву отгрузили еще десять «Русских Рено». По состоянию на 15 июля 1921 года ситуация с танками на Сормовском заводе была следующей: «Очередные танки сданы уполномоченному Центроброней 21.06 с. г. Таким образом, не сдано только два танка № 7 и 8, причем на № 7 вместо предполагавшегося двигателя усиленного типа установлен двигатель нормального типа. Со стороны не дополучены только радиатор с завода АМО для образцового танка, и от ГАУ — пять 37-мм орудий Гочкиса».
Таким образом, последние танки «Русский Рено» были закончены летом 1921 года — на постройку 15 танков с момента принятия решения потребовалось более дух лет. В условиях Гражданской войны, разрухи и нарушенных промышленных связей между предприятиями — вполне неплохой показатель. Следует добавить, что пять «Русских Рено» так и не получили положенного им артиллерийского вооружения.
Упомянутый в последнем документе «образцовый» танк — это французский «Рено» FT-17, который послужил эталоном для постройки сормовских машин. В документах завода за август 1921 года сказано, что «образцовый танк отремонтирован, и используется в качестве трактора».
   Каждый танк "Русский Рено" после завершения постройки, получал собственное наименование: машина № 1 - "Борец за свободу тов. Ленин", №2 - "Парижская коммуна", № 3 - "Карл Маркс", № 4 - "Лев Троцкий", № 5 - "Лейтенант Шмидт", № 6 - "Карл Либкнехт", № 7 - "Красный борец", № 8 - "Красная звезда", № 9 - "Пролетарий", № 10 - "Свободная Россия", № 11 - "Черноморец", № 12 - "Илья Муромец", № 13 - "Буря", № 14 - "Керчь" и № 15 - "Победа".
  От своего французского прототипа «Русские Рено» отличались увеличенными размерами моторного отделения (двигатель «Фиат» по габаритам был несколько больше двигателя «Рено»), смешанным вооружением , наличием осветительных приборов (фар).
   Танк "Русский Рено" состоял из следующих основных частей и агрегатов: башня, система вооружения, корпус, двигатель, трансмиссия, ходовая часть.
   Башня - шестигранной формы, состояла из металлического каркаса, соединенного с броневыми листами с помощью заклепок. На верхнем листе башни монтировалась граненная командирская башенка грибообразной формы с горизонтальными прорезями, обеспечивающими обзор командиру танка.
   Вооружение - "Русские Рено" выпускались с двумя вариантами вооружения: с пушечным (машины №№ 1, 2) и с пушечно - пулеметным (машины №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15). Танки №№ 11, 12 и 13 на момент сдачи их в войска вооружения не имели вовсе. 37 мм орудие устанавливалось в лобовом листе башни в "люльке автомобильного типа" и имело бронемаску. На Путиловском заводе орудия комплектовались плечевым упором. 8 мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 г. устанавливался в правом бортовом листе башни в шаровой опоре. Для ведения огня из пулемета по курсу, башня разворачивалась на 90˚ влево. 37 мм орудия отнюдь не производились на предприятии. Они изыскивались на складах военно-морского ведомства, снимались с подбитых и неисправных танков FT-17, проходили на заводе капитальный ремонт и поставлялись на головное предприятие. На танки "Русский Рено" были установлены орудия: Гочкис - Пюто SA-18 - 2, причем одно из них с правой, а другое с левой нарезкой канала ствола, 37 мм пушки системы Гочкиса производства Обуховского завода (ныне ПАО "ГОЗ Обуховский завод" г. Санкт - Петербург ), 37 мм длиноствольная пушка системы Гочкиса французского производства.
   Корпус -   имел коробчатую форму. Собирался на металлическом каркасе из катанных бронелистов при помощи заклепок. Броневые листы лобовой части корпуса устанавливались под  острыми углами.  Корпус делился на три отделения. В носовой части располагалось отделение управления, где помещалось рабочее место механика-водителя, боевое отделение с рабочим местом командира танка - наводчика, там же помещался боекомплект, 37 мм выстрелы в брезентовой ленте, крепившейся под башней, 10 пулеметных лент на 300 патронов каждая укладывались на полике боевого отделения в жестяных коробках. В кормовой части размещалось силовое отделение. Там монтировался двигатель и элементы трансмиссии.
   Двигатель -  четырехцилиндровый карбюраторный однорядный жидкостного охлаждения
"FIAT 53A", производства завода АМО. Цилиндры имели диаметр в 100мм, ход поршня - 140 мм. Картер алюминиевый, двухчастный. При 1480 оборотов в минуту, обеспечивает удельную мощность 4, 5 л.с. на тонну массы. Система зажигания  - от магнето. Использовались магнето типа "Бош" и "Дикси".
    Трансмиссия -  механического типа, состояла из конического главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач, бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двухступечатых бортовых передач.
  
Ходовая часть - полужесткого типа, применительно к одному борту состояла из девяти сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных в четыре тележки, шести сдвоенных поддерживающих катков малого диаметра, направляющего колеса большого диаметра (ленивец) и заднего ведущего колеса. Гусеничная цепь состояла из 34 литых траков с башмаком и и двумя рельсами.
   «Русские Рено» в боевых действиях участия не принимали. В отечественной литературе иногда приводится обозначение «Рено» сормовского изготовления как «КС» («Красное Сормово»), что не корректно — наименование «Красное Сормово» предприятие получило только 17 ноября 1922 года. В документах 1920— 1930-х годов они именовались как «Русские Рено» или «Рено русские».
    В целом танк "Русский Рено" был вполне современной боевой машиной для начала 20-х годов прошлого столетия. Являлся первым в мире танком с пушечно-пулеметным вооружением. Работа по его созданию послужила основанием школы советского танкостроения.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Вооружение (машины №№ 1 и 2 имели только пушечное вооружение) пушка

пулемет

37 мм системы Гочкиса

8 мм системы Гочкиса обр. 1914 г.

3 Боекомплект пушка

пулемет

250

до 3000

4 Мощность двигателя АМО (ФИАТ 53А) л.с. 33, 5
5 Максимальная скорость км/ч 8,5
6 Боевая масса т 7
7 Запас хода по топливу км 120
8 Емкость топливного бака л 90
9 Длина по корпусу с хвостовой опорой мм 4960
10 Ширина мм 1750
11 Высота мм 2250
12 Дорожный просвет мм 420
Бронирование:
13 Лоб корпуса мм 16
14 Борт корпуса мм 16
15 Корма корпуса мм 13
16 Днище мм 6, 5
17 Крыша корпуса мм 8
18 Башня мм 22

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru