ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ - 2

 

 

Тяжелые танки

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Танковые войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Бронеавтомобиль "Русский Гарфорд"
Легкий танк "Русский Рено"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т - 26
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

 

 

 

 

 

   Как было отмечено в предыдущем обзоре, посвященном тяжелому танку КВ-1, упомянутая машина была принята на вооружение на стадии войсковых испытаний, которые она проходила совместно с опытными тяжелыми танками СМК и Т-100 в боевой обстановке, в соответствии с совместным постановлением ЦК ВКП(б) и Комитета обороны при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 г.. В январе 1940 г., после возвращения КВ на завод, было принято решение о строительстве установочной серии из 20 танков для проведения более тщательных испытаний в войсках. По предложению военного совета Северо-Западного фронта, на четырех из 20 новых машин должны были быть установлены 152 мм гаубицы. Разработку проекта танка КВ со 152 мм орудием поручили коллективам СКБ-2 ЛКЗ и артиллерийского опытно-конструкторского отдела (АОКО) КБ завода № 172 им. Молотова (г. Пермь, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы" ). Сроки на выполнение проектных работ были крайне сжатые. Строительство танков установочной серии велось практически параллельно с разработкой проекта. Осуществление комплекса ОКР по новой машине было возложено со стороны СКБ-2 на группу под общим руководством Ж.Я. Котина и ведущего конструктора Н.Л. Духова, со стороны АОКО работы возглавил Н.В. Курин и ведущие инженеры Н.Н. Ильин и Г.Н. Рыбин. Всего совместный коллектив разработчиков насчитывал 20 человек. Работы велись в ударном порядке, по 16-18 часов в сутки. На начальной стадии проекта в качестве базового орудия для нового танка рассматривалась качающаяся часть 152 мм гаубицы обр. 1909/30 гг., однако в ходе работ было решено разрабатывать проект под более современную и мощную 152 мм гаубицу обр. 1938 г. М-10 - разработку АОКО. Для установки качающейся части М-10 в танковую башню ее конструкция была переработана: уменьшена длина ствола, в определенной степени ослаблены баллистические характеристики (как следствие уменьшилась длина отката и отдача), был внесен ряд мелких конструктивных изменений, однако для более глубокой модернизации у конструкторов элементарно не оставалось времени. Танковая модификация гаубицы получила впоследствии название М-10Т. Для установки столь габаритного и массивного орудия была разработана башня новой конструкции. Для экономии времени решили не изменять конструкцию корпуса и устанавливать новую башню на погон диаметром 1535 мм - такой же как и для КВ-1. Высота башни вместе с защитным колпаком прицела достигала 1790 мм. В ее конструкции был предусмотрен технологический люк для установки орудия в полевых условиях, который прикрывался бронелистом крепившимся к корпусу башни с помощью болтов. Башня сваривалась из броневых листов толщиной 75 мм, лобовые листы устанавливались с наклоном. Для защиты поверхности канала ствола в конструкции башни была предусмотрена специальная крышка, которая перед стрельбой открывалась вручную с помощью специальной тяги, однако в серийных машинах она не применялась. Для предохранения ствола от пуль и осколков на него надевался кожух, выполненный из бронелиста толщиной 10 мм. Новая башня в сборе с орудием М-10Т получила название МТ-1. Первая башня МТ-1 была установлена на корпус опытного танка взамен меньшей башни с 76 мм орудием. 10 февраля 1940 г. были проведены первые испытательные стрельбы, признанные успешными. К 17 февраля были собраны два танка установочной серии с башнями МТ-1 и к началу марта отправлены на фронт для войсковых испытаний. Однако к тому времени линяя Маннергейма была уже прорвана и КВ с большой башней (так стали называть танки с 152 мм гаубицей) включая еще два экземпляра прибывших позже, испытывались стрельбой по захваченным долговременным укреплениям и надолбам. КВ с большой башней включили в план производства ЛКЗ. Производство артиллерийской части было организовано на заводе № 172, к тому времени освоившим производство 152 мм гаубиц обр. 1938 г. М-10. С июля 1940 г. до конца года должно было быть изготовлено 100 танков. После окончания боевых действий, танки установочной серии в июне 1940 г. были представлены на дополнительные испытания пробегом и стрельбой, которые были проведены в полном объеме и признаны успешными с некоторыми оговорками. С 1941 г. танки КВ с 76 мм пушкой стали называть КВ-1, со 152 мм гаубицей - КВ-2. Производство КВ-2 вел только ЛКЗ. Всего за период серийного производства танка с июля 1940 г. по октябрь 1941 г. было построено 334 машины, которые были в основном все потеряны в начальный период войны. Конструкция и компоновка корпуса, силовой установки, трансмиссии, ходовой части и электрооборудования танка КВ-2 не отличается от аналогичных узлов и механизмов КВ-1. Боевое отделение танка размещалось в средней части корпуса и в башне, в лобовой части которой устанавливалась на цапфах 152 мм гаубица МТ-10Т (индекс ГАУ - 52-ПТ-536) и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ДТ. После принятия на вооружение в марте 1940 г. КВ-2, в конструкцию его башни были внесены некоторые изменения: высоту башни несколько уменьшили, ее контуры закруглили, изменили конструкцию маски орудия, в кормовой части разместили дверь и шаровую установку под 7,62 мм кормовой пулемет ДТ. Необходимо отметить, что в усовершенствованной башне не был устранен такой крупный конструктивный изъян как неуравновешенность башни в следствии смещения центра ее тяжести относительно оси поворота. Это приводило к затруднениям при горизонтальной наводке орудия даже при небольших наклонах танка в поперечной плоскости. Не был устранен и такой "фирменный" недостаток танков КВ как ненадежная работа элементов трансмиссии и ходовой части. В состав артиллерийской части танка входили:
- ствол, состоящий в свою очередь из трубы - моноблока с 48 нарезами и выступом в дульной части, навинтного казенника со стопорными винтами и защитного кожуха с передними и задними захватами;
- поршневой затвор системы Шнейдера, состоящего из запирающего, ударного и выбрасывающего механизмов и предохранителя от затяжного выстрела;
- люлька корытообразной формы, служащая для направления отката ствола по полозкам, крепления и размещения противооткатных устройств (ПОУ) и крепления бронемаски;
- противооткатные устройства, состоящие из тормоза откатных частей гидравлического типа, емкостью 17 л жидкости типа стеол, компенсатора тормоза откатных частей емкостью 1,7 л и накатника гидропневматического типа, емкость заполняемая жидкостью типа стеол- -15,5 л, давление воздуха - 47 атм.;
- механизм вертикальной наводки - секторный, червячного типа. Наведение орудия в цель в горизонтальной плоскости осуществляется с помощью поворотного механизма башни.;
- рамка с наметками;
- бронемаска сварная коробчатого типа;
- бронекорыто сварной конструкции с болтами крепления;
- прицельные приспособления, состоящие из телескопического прицела Т-5 с оптическим коленом 150 мм и перескопического прицела ПТ-5.
На орудии применен принцип раздельно-гильзового заряжания.
Боекомплект размещается в боеукладках вдоль бортов боевого отделения танка. В состав боекомплекта входили выстрелы двух видов - с бетонобойными снарядами Г-530 (Г-530Ш) с донным взрывателем КТД и с морской полубронебойной гранатой обр. 1915/28 гг. с донным взрывателем КТД. Для бетонобойного снаряда применялся пороховой заряд, обеспечивающий начальную скорость снаряда 530 м/сек, а для полубронебойной гранаты - 436 м/сек. Стрельба морской полубронебойной гранатой на увеличенном зарядом строго запрещалась.
В башне КВ-2 размещались четыре члена экипажа. Слева от орудия располагались рабочие места наводчика и заряжающего, справа - командира танка и помощника заряжающего.
Оценивая проект я не буду повторяться и писать о торжестве советской конструкторской и инженерной мысли, о чувстве ужаса, охватывающем солдат и офицеров немецкой армии даже от простого созерцания столь грозного противника. По моему мнению, реализация проекта КВ-2 и организация его серийного производства не оправдана ни с точки зрения военной целесообразности ни с позиций экономических. Вспомним, что к началу проектирование машины конструкторов подвигло предложение (в некоторых источниках - требование) командования Северо-Западным фронтом дать войскам боевую машину на шасси танка КВ, неплохо зарекомендовавшего себя в декабре 1939 г. на войсковых испытаниях, вооруженную мощной 152 мм гаубицей. Как военный человек я понимаю причины такого предложения. Артиллерийская подготовка прорыва заблаговременно укрепленной обороны противника должна включать важнейший элемент - выполнение артиллерийскими подразделениями огневых задач на разрушение фортификационных сооружений. К стрельбе на разрушение привлекаются подразделения вооруженные артиллерийскими системами крупных калибров, кроме того такой вид стрельбы требует повышенного расхода боеприпасов. В условиях наличия на местности значительных лесных массивов, обширных заболоченных участков, глубокого снежного покрова и практически полного бездорожья, характерных для Карелии, задачи своевременного сосредоточения и маневра силами и средствами тяжелой артиллерии, обеспечения ее потребным количеством боеприпасов представляются трудновыполнимыми. По всей видимости, военные и предполагали создание тяжелой 152 мм самоходной гаубицы, способной , используя мощное танковое шасси быстро менять огневые позиции, своевременно занимая наивыгоднейшие для стрельбы на разрушение, перевозить на броне значительный боекомплект, в случае необходимости выходить на рубежи огня прямой наводкой, оказывая эффективную поддержку наступающим войскам и так же быстро оставлять их, используя маневренность, огнем и колесами сопровождать наступление пехоты и танков в глубине обороны противника. Рассмотрев предложения командования, руководство ВКП(б) и правительства, видимо распорядилось: дать войскам все что просят и как можно быстрей. Быстро спроектировать и запустить в серию (счет шел на дни) полноценную самоходную установку не получилось, т.к. для этого требовались коренные изменения в конструкции корпуса КВ. В итоге был создан такой вот танк - "КВ с большой башней". При прорыве укрепленной полосы обороны он мог бы пригодиться, хотя стрельба с ЗОП в следствии небольшого угла возвышения, представляется проблематичной. В качестве же тяжелого танка в маневренной войне в условиях отступления его боевая ценность по причине низкой скорострельности (3-4 выстрела в мин.), неспособность к ведению огня сходу, невысокой скорости и высокому силуэту, оказалась минимальной (что нельзя сказать о себестоимости). Это и явилось одной из причин свертывания его серийного производства в октябре 1941 г. Справедливости ради, отмечу, что создание проекта по-своему уникальной машины, какой несомненно был КВ-2, послужило хорошей школой для будущих создателей великолепных для своего времени, советских тяжелых САУ.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения КВ-2
1 Экипаж чел. 6
2 Вооружение гаубица

пулемет

152 мм М-10Т

 3х7,62мм ДТ

3 Боекомплект:  гаубица

                             пулемет

шт. 36

3087

4 Мощность дизельного двигателя В-2К л.с. 500
5 Максимальная скорость км/ч 34
7 Боевая масса т  52
8 Запас хода по топливу км 180
9 Длина по корпусу мм 6675
11 Ширина мм 3320
12 Высота мм 3250
13 Дорожный просвет мм 450
14 Бронирование мм 30-110
15 Максимальная дальность стрельбы из пушки полубронебойным снарядом м 3000
16 Масса качающейся части орудия кг 2800
18 Длина ствола клб 23,1
19 Максимальный угол возвышения град. 36°
20 Угол склонения град. -4°
21 Начальная скорость полета снаряда Г-530 м/сек 530
22 Практическая скорострельность выстр./мин. 1 выстрел в 3-4 мин.
23 Масса снаряда осколочно-фугасного снаряда УОФ-354М кг 6,2
25 Прицельные приспособления   телескопический Т-5

перископический ПТ-5

26 Радиостанция к-т 71-ТК-3
27 Внутреннее переговорное устройство к-т ТПУ-3

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru