ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ЗИС - 151

 

 

Военные автомобили Зил

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Автомобильные войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Грузовой автомобиль РБВЗ Т40-65
Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-12
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131
Легковой автомобиль ГАЗ-А
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-66
Грузовой автомобиль ЯГ-10
Грузовой автомобиль ЯАЗ-214
Грузовой автомобиль "Урал"-375Д
Грузовой автомобиль "Урал"-4320
Автомобиль УАЗ-452
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310
Грузовой автомобиль МАЗ-200

 

 

 

 

 

 

   После окончания Великой Отечественной Войны перед советской автомобильной промышленностью руководством страны была поставлена задача в короткий срок создать полноприводный трехосный грузовой автомобиль, который мог бы служить полноценной заменой для  поставляемых в рамках ленд-лиза подобных машин в войсках. Первоначально разработка проекта производилась на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ), где уже к 1946 г. прошел испытания трехосный автомобиль ГАЗ-33 имевший двигатель ГАЗ-51 и односкатные колеса. В процессе испытаний выяснилось, что газовский двигатель по мощности не подходит для трехосной модели. Для ГАЗ-33 подходила модель более мощного двигателя ЗИС-120, производимого на Заводе имени Сталина (ЗИС). По решению министерства автомобильной промышленности опытный образец ГАЗ-33 и вся проектная документация была передана на ЗИС для его доработки и унификации с автомобилем ЗИС-150. На ЗИСе имелись и собственные наработки по теме трехосного автомобиля. Проектирование нового автомобиля, названного ЗИС-151 было поручено конструкторам Г.Б. Арманду, К.М. Андросову, С.Т. Дееву, С.И. Кузнецову, Г.И. Пралю и другим, общее руководство изысканиями осуществлял Г.А. Сонкин. Уже к маю 1946 г. был построен  опытный образец автомобиля - ЗИС-151-2 с двухскатными колесами, осенью того же года на испытания вышел второй опытный образец ЗИС-151-1 с односкатными задними колесами. Летом 1947 г. были проведены сравнительные испытания автомобилей Studebaker US-6 , International  и ЗИС-151-2, ЗИС-151-1. По итогам испытаний лучшим по проходимости и скорости по бездорожью был признан ЗИС-151-1, однако по требованию заказчика (МО СССР) для серийного производства был выбран ЗИС-151-2 с двухскатными колесами. Серийное производство автомобиля было начато на ЗИСе в апреле 1948 г. и продолжалось до сентября 1958 г., когда его сменил ЗИЛ-157. В конструкции ЗИС-151 явно прослеживаются заимствования инженерных решений примененных в армейских полноприводных автомобилей поставляемых в Советский Союз по ленд-лизу: Studebaker US-6 , International  и GMC. Некоторые авторы опровергают этот факт, утверждая, что ЗИС-151 создан на основе узлов и механизмов ЗИС-150, но при этом забывают, что этот автомобиль в свою очередь представляет из себя почти копию International  K-7. Серийные ЗИС-151 комплектовались шестицилиндровым бензиновым четырехтактным двигателем с жидкостным охлаждением ЗИС-121, в трансмиссии использовалось двухдисковое сухое сцепление и пятиступенчатая коробка передач. До 1950 г. автомобиль имел деревометаллическую кабину (после 1950 г. - цельнометаллическую) и деревянный кузов универсального типа. На автомобиле не было предпускового подогревателя и отопителя. Выпускалась модификации: ЗИС-151А с лебедкой самовытаскивания и ЗИС-151Д с экранированной электропроводкой. На основе грузовика был создан и серийно производился бронетранспортер БТР-152. На шасси ЗИС-151 монтировались артиллерийские части боевых машин реактивной артиллерии БМ-13-16НН, БМ-14-16, БМ-31-12, БМ-24, БМД-20, а также специальное оборудование авторазливочной станции АРС-12, топливозаправщика АТЗ-З-151, войсковых автомобильных ремонтно-эксплутационных мастерских ВАРЭМ-1, ВАРЭМ-2 и ВАРЭМ-3. На основе седельного тягача ЗИС-151Б была создана транспортно-заряжающая машина ЗРК СА-75 ПР-11. Грузовик послужил базой для создания большого плавающего автомобиля БАВ (ЗИС-485) и колейного механизированного моста КММ. ЗИС-151 поставлялся на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, Китай, Вьетнам, Монголию, КНДР, в другие страны.          

Тактико-технические характеристики

 
№№

п.п.

                                                      Наименование характеристики  Единицы измерения   Значения характеристик
1 Количество мест в кабине   2
2 Колесная формула   6х6
3 Масса кг 5880
4 Грузоподъемность кг 4500
5 Максимальная скорость км/ч 55
6 Мощность двигателя: ЗИС-121 л.с. 92
7 Объем двигателя см³ 5555
8 Общая емкость топливных баков л 300
9 Расход топлива на 100 км пути л 46
10 Колесная база мм 3665
11 Колея мм 1590-1720
12 Длина по корпуса мм 6930
13 Ширина мм 2320
14 Высота мм 2310
15 Дорожный просвет мм 260
16 Радиус разворота м 11,2
17 Запас хода по топливу км 520

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru