ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ - 66

 

 

Военные автомобили Газ

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Автомобильные войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Грузовой автомобиль РБВЗ Т40-65
Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-12
Грузовой автомобиль ЗИС-151
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131
Легковой автомобиль ГАЗ-А
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ЯГ-10
Грузовой автомобиль ЯАЗ-214
Грузовой автомобиль "Урал"-375Д
Грузовой автомобиль "Урал"-4320
Автомобиль УАЗ-452
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310
Грузовой автомобиль МАЗ-200

 

 

 

 

 

 

   Не секрет, что многие конструктивные решения для модельного ряда военных автомобилей послевоенного выпуска советских автомобильных заводов были скопированы с автомобилей иностранного производства, в основном американских, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу в годы войны. Вполне соответствующие потребностям войск и технологической оснастке предприятий во второй половине 40-х гг., к середине 50-х эти автомобили безнадежно устарели как в техническом плане, так и морально. Перед конструкторскими коллективами была поставлена задача по созданию новых моделей основных типов армейских грузовых автомобилей. Не остался в стороне и Горьковский автомобильный завод (ГАЗ, ныне ОАО "Горьковский автомобильный завод", г. Нижний Новгород). Там с конца 1957 г. начались проектные работы под руководством главного конструктора ГАЗа А.Д. Просвирина и ведущего конструктора Р.Г. Заворотного по созданию двухтонного полноприводного грузового автомобиля, призванного заменить на конвейере  ГАЗ-63. Изначально ГАЗ-66 создавался как армейский автомобиль в строгом соответствии с требованиями Министерства обороны СССР (для народного хозяйства проектировался ГАЗ-53 с аналогичными характеристиками). Автомобиль проектировался по бескапотной схеме, в его конструкции предполагалось применение наиболее новаторских для того времени решений: новый карбюраторный восьмицилиндровый V-образный двигатель, расположенная над ним откидывающаяся кабина, гидроусилитель рулевого механизма, гипоидные главные передачи и т.д. В проекте ГАЗ-66 широко использовались конструкторские решения, наработанные при создании 1, 2 т автомобиля ГАЗ-62. К середине 1960 г. было построено несколько опытных экземпляров автомобиля, испытания которых продолжались до середины весны 1963 г. В ноябре 1963 г. на заводе приступили к сборке первой предсерийной партии, которая и поступила на войсковые испытания. Потребность в автомобилях такого класса была так велика, что уже в следующем году ГАЗ-66 был принят на вооружение. Поспешность такого шага объясняет большое количество доработок и модернизаций автомобиля. Серийное производство "Шишиги" (армейское прозвище машины) началось 1 июля 1964 г. на Горьковском автозаводе и завершилось 1 июля 1999 г. Всего за 35 лет было изготовлено 965 941 ГАЗ-66 всех модификаций.
   Ходовая часть автомобиля монтировалась на штампованной, клепанной раме с выдвинутым передним бампером. Передняя и задняя подвески представляют из себя две продольные полуэллиптические рессоры несимметричного профиля с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Колеса с разъемным ободом и распорным кольцом. В передней части рамы монтировался карбюраторный бензиновый восьмицилиндровый V-образный двигатель мощностью 115 л.с. ЗМЗ-66, разработанный и производящийся на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ, ныне ОАО "Заволжский моторный завод" г. Заволжск Нижегородской обл.). Карбюратор К-135 вертикальный, двухкамерный, топливный насос Б9Д диафрагменный с ручным приводом. Система смазывания - комбинированная с масляным радиатором, масляный насос - односекционный шестеренного типа. Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком. В состав трансмиссии входят: однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом, механическая трехходовая коробка передач, механическая двухходовая раздаточная коробка с приводом на передние и задние колеса, карданная передача открытого типа, состоящая из трех валов, главная передача - коническая, гипоидного типа. Рулевой механизм червячного типа с усилителем гидравлического типа. Тормозная система - колодочная барабанного типа, привод тормозов - гидравлический двухконтурный с гидровакуумным усилителем в каждом контуре, с двухпоршневым главным цилиндром. Стояночная тормозная система - колодочная, барабанного типа с механическим приводом. Электрооборудование может быть неэкранированным или же экранированным (на отдельных модификациях). В его состав входят электропроводка, аккумуляторная батарея (АКБ) 6СТ-75, генератор Г-287, регулятор напряжения, стартер СТ-230Л, система зажигания, коммутатор зажигания, датчик-распределитель, катушка зажигания, свечи зажигания А-110, стеклоочиститель, фары, передние и задние фонари. Кабина - цельнометаллическая, двухместная, откидывающаяся вперед. Грузовая платформа - металлическая со съемными дерево - металлическими решетками и металлическими дугами.
   За все время производства ГАЗ-66 были разработаны и серийно выпускались следующие модификации автомобиля: ГАЗ-66-1 - базовая модель без централизованной системой регулирования давления в шинах; ГАЗ-66А - модификация с лебедкой; ГАЗ-66Б - десантный вариант со складывающейся крышей и телескопичческой рулевой колонкой, приспособленный для десантирования на платформе ПП-128-5000 с помощью парашютно-десантной системы МКС-5-128М; ГАЗ-66Д - модификация с коробкой отбора мощности; ГАЗ-66Э - модификация с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-01 - базовая модель с централизованной системой регулирования давления в шинах; ГАЗ-66-02 - модификация с лебедкой; ГАЗ-66-03 - модификация с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-04 - шасси с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-05 - модификация с экранированным электрооборудованием и лебедкой; ГАЗ-66-11 - модернизированная базовая модель; ГАЗ-66-12 - модификация с лебедкой; ГАЗ-66-14 - шасси с экранированным оборудованием и коробкой отбора мощности;  ГАЗ-66-15 - модификация с экранированным электрооборудованием и лебедкой; ГАЗ-66-16 модификация с двигателем ЗМЗ-513. На базе ГАЗ-66 были разработаны и серийно производились боевые и специальные машины: БМ-14-17 - 140 мм боевая машина реактивной артиллерии, БМ-21В - 122 мм десантная боевая машина реактивной артиллерии на базе ГАЗ-66Б, 9Ф37В - десантная транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) полевой реактивной системы М-21В "Град-В", 2Ф54 - транспортная машина 82 мм автоматического миномета 2Б9М комплекса 2К21, 1Т12 - топопривязчик,  БМДС-1 - боевая машина дежурных сил по охране объектов РВСН,  1В110 "Береза" - машина СОБ из состава КСАУО 1В17 "Машина-Б", 9В866 - контрольно-проверочная машина ПЗРК "Игла", 9В871 - контрольно-проверочная машина ПТРК "Фагот" и "Конкурс", 9В915 - контрольно-проверочная машина ЗРК "Стрела-10", 9В921 - контрольно-проверочная машина боевых машин 2С6 комплекса "Тунгуска",  Р-142 "Деймос" - передвижная радиостанция, Р-142Д - десантная комбинированная радиостанция на базе ГАЗ-66Б, Р-405М - передвижная радиорелейная станция, Р-415 "Диапазон" - передвижная радиорелейная станция, Р-4400Д "Кристал" - десантируемая станция спутниковой связи, Р-845М - наземная авиационная радиостанция, ПАР-10 - передвижная аэродромная приводная радиостанция, П-225М - аппаратная телефонной связи, П-226М1 - аппаратная ЗАС проводных линий связи, П-236 - аппаратная полевых узлов связи, П-238Т - аппаратная телеграфной связи, П-240Т - полевой телефонный коммутатор, П-241Т и П-244Т - комплексные аппаратные телеграфной связи, П-290М -аппаратная для измерения электрических характеристик полевого кабеля, АРП-11 - автоматический радиопеленгатор, Р-118БМ3 "Соболь" - передвижная радиостанция, понтонный автомобиль десантного понтонного парка ДПП-40 на базе ГАЗ-66-05, М3 - мастерская по ремонту средств связи, ПЛГ-2 - передвижная лаборатория по проверке качества ГСМ, ЭТЛ-1 - передвижная авиационная электротехническая лабаратория, МРС-ДАТ и РМ-ВДВ - десантируемые передвижные ремонтные мастерские на базе ГАЗ-66Б, ТДА-М - дымовая машина, ПОС - полевая окрасочная станция, ПРХМ-1М - ремонтная мастерская техники войск РХБЗ, БМ-202 - передвижная бурильная установка, ВФС-2,5 - войсковая фильтровальная станция, АП-2 - автоперевязочная, АС-66 - санитарный автомобиль, МЗ-66 - маслозаправщик, ТЗ-2-66Д - топливозаправщик на базе ГАЗ-66Б, ЗСЖ-66 - авиационный заправщик специальными жидкостями, ВСЗ-66 - авиационный спиртоводозаправщик, 5Л62 - заправщик ракетным топливом, ПСК-50М - перекачивающая станция ракетного топлива,  ДДА-2 - дезинфекционно-душевая установка, АФХ-66 и АФК-66 - войсковые комбинированные фургоны, КА-125 - передвижная войсковая кухня, ПАК-70, ПАК-89М - походные клубы,  АПП-66 - штабной автобус.
   ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем удостоенный в 1969 г. знака качества СССР. Все, кому доводилось в процессе службы иметь дело с этой машиной, несомненно, сохранили к ней теплые чувства. Обладающий поистине фантастической проходимостью, достаточно неприхотливый и при грамотном и регулярном техническом обслуживании, надежный, автомобиль по праву стал легендой советского автопрома. Из недостатков можно отметить неудобное расположение элементов управления на рабочем месте водителя.
   ГАЗ-66 и автомобили на его шасси поставлялись на экспорт во все страны социалистического лагеря, Финляндию и во многие страны Азии, Африки и Южной Америки.     

Тактико-технические характеристики

 
№№

п.п.

                                                      Наименование характеристики  Единицы измерения   Значения характеристик
1 Количество мест в кабине   2
2 Колесная формула   4 х 4
3 Число передач   4/1
4 Масса полная кг 5970
5 Грузоподъемность кг 2000
6 Максимальная скорость км/ч 90
7 Мощность двигателя ЗМЗ-66 л.с. 115
8 Объем двигателя см³ 4254
9 Общая емкость топливных баков л 2 х 105
10 Расход топлива на 100 км пути л 21
11 Колесная база мм 3300
12 Колея передних колес мм 1800
13 Колея задних колес мм 1750
14 Длина по корпуса мм 5805
15 Ширина мм 2322
16 Высота по кабине мм 2409
17 Дорожный просвет мм 315
18 Радиус разворота м 9,5
19 Запас хода по топливу км 800

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru