ЛЕГКОВОЙ АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ - 67 (ГАЗ - 64)

 

 

Военные автомобили Газ

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Автомобильные войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Грузовой автомобиль РБВЗ Т40-65
Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-12
Грузовой автомобиль ЗИС-151
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131
Легковой автомобиль ГАЗ-А
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
Грузовой автомобиль ГАЗ-66
Грузовой автомобиль ЯГ-10
Грузовой автомобиль ЯАЗ-214
Грузовой автомобиль "Урал"-375Д
Грузовой автомобиль "Урал"-4320
Автомобиль УАЗ-452
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310
Грузовой автомобиль МАЗ-200

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

     Работы по созданию легкого полноприводного автомобиля были начаты на Горьковском автомобильном заводе (ныне холдинг "Горьковский Автомобильный Завод" (ГАЗ), г. Нижний Новгород) 3 февраля 1941 года под руководством ведущего конструктора автозавода В.А. Грачева в сотрудничестве с инженером Г.М. Вассерманом и техником А.Г. Кузиным. Разработка автомобиля производилась по инициативе Грачева, который в январе 1941 года ознакомился с материалами американской печати о ходе испытаний легкого полноприводного автомобиля Ford "Pygmy" (Форд "Пигмей"). Указанные характеристики "Пигмея" впечатлили конструктора и он обратился в Комитет Обороны при СНК СССР с предложением о проектировании легкого автомобиля со сходными характеристиками для, как было указано в заявлении "замены мотоциклов в Красной Армии". Одновременно статья заинтересовала и начальника Автотракторного управления бригинженера И.П. Тягунова, который в свою очередь, обратился к народному комиссару среднего машиностроения (НКСМ) В.А. Малышеву с просьбой распорядится о создании проекта легкого полноприводного автомобиля по типу Форд "Пигмей". Указания приступить к разработке автомобиля В.А. Грачев получил после личной встречи с В.А. Малышевым, к выполнению которых и приступил в начале февраля 1941 года. Следует отметить тот факт, что разработка автомобиля проводилась при отсутствии тактико - технического задания (ТТЗ) заказчика, что значительно упрощало задачу конструкторов. Одновременно задание на создание проекта легкого полноприводного автомобиля было выдано и Научному автотракторному институту (НАТИ, ныне Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно - исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ») г. Москва ). Работа шла ударными темпами с 3 февраля по 25 марта 1941 года. Так, 9 февраля была завершена компоновка машины, 12 февраля были выполнены рабочие чертежи, 18 февраля - завершено проектирование трансмиссии, 1 марта - изготовлена рама, 4 марта началась сборка автомобиля, 9 марта - завершены стендовые испытания основных узлов и механизмов, 17 марта была завершена сборка кузова, 25 марта состоялся первый выезд ГАЗ - 64 (заводское обозначение автомобиля). 29 марта машина была представлена наркому В.А. Малышеву. Крайне малое время, затраченное на проектные работы объяснятся широким использованием узлов и агрегатов моделей уже освоенных в производстве. Моторно - трансмиссионную группу, раздаточную коробку и укороченные мосты новый автомобиль унаследовал от ГАЗ - 61, двигатель, сцепление и коробку передач - от грузового автомобиля ГАЗ - ММ, диски колес - от ГАЗ М1, обода - от КИМ - 10 и, наконец, буксировочное устройство (фаркоп) - от ГАЗ - 61 - 40.
      15 апреля 1941 года два опытных экземпляров ГАЗ - 64 прибыли на 22 научно - испытательный автобронетанковый полигон (НИАБП, ныне 38-й Научно-исследовательский испытательный ордена Октябрьской революции Краснознамённый институт бронетанковой техники имени маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н., НИИБТ, 38 НИИ Минобороны России), г. Кубинка). Кроме ГАЗ - 64 в испытаниях, которые планировались к проведению с 15 по 27 апреля, привлекались ГАЗ - 61, опытный автомобиль разработки НАТИ - НАТИ - АР и немецкий легкий автомобиль Tempo G1200. Программа испытаний предполагала проведение 500 км марша по проселочным дорогам и бездорожью, 200 км из них автомобили следовали с 45 мм противотанковой пушкой на прицепе. По факту во время испытаний, которые проходили в период с 17 по 20 апреля 1941 года, ГАЗ-64 прошел 776 километров, из них 650 по шоссе разного типа, остальное по тяжелой проселочной дороге, а также по целине. Часть пути машина преодолела с 45-мм противотанковой пушкой, а также и с артиллерийским передком. В акте комиссии составленным по итогам испытаний, были отмечены следующие выявленные недостатки ГАЗ - 64: недостаточный запас хода - 334 км, перегрев двигателя в сложных дорожных условиях, недостаточная глубина преодолеваемого брода - 600 мм, недостаточный угол преодолеваемого подъема - 17˚, учитывая факт, что ГАЗ 64 имеет всего два пассажирских места, невозможно использовать автомобиль в качестве артиллерийского тягача. В качестве недостатков указывалось на отсутствие запасного колеса и тента. Заключительный вывод гласил: ГАЗ - 64 нецелесообразно использовать в РККА и народном хозяйстве. О результатах испытаний автомобилей доложили заместителю народного комиссару обороны маршалу Советского Союза Г.И. Кулику. Тот обратился к наркому В.А. Малышеву с просьбой продолжить работу по доведению ГАЗ - 64, учитывая большую потребность в подобном автомобиле в войсках. Работа по устранению недостатков заключалась в следующем: переделана передняя часть кузова, изменена форма дверных проемов, в комплект автомобиля включались тент, две брезентовые двери и запасное колесо, частично изменена конструкция рамы, устанавливалось дополнительное пассажирское кресло. 20 августа два экземпляра усовершенствованного ГАЗ - 64 прошли повторные испытания, по завершению которых машина была рекомендована к принятию на вооружение РККА и серийному производству. Серийное производство организовывалось на ГАЗе и продолжалось до апреля 1943 года. За период серийного производства были собраны 672 автомобиля.
      На шасси ГАЗ - 64 производился легкий бронеавтомобиль БА - 64, потребность в котором в войсках возрастала с каждым месяцем войны. В целом удачная бронемашина, обладала крупным конструктивным недостатком - узкой колеей, передней 1278 мм и задней - 1245 мм, что в сочетании с высоким центром тяжести, приводило к случаям переворачивания бронеавтомобиля в движении на поворотах. К лету 1943 года конструкторский коллектив завода пришел к выводу, что ходовую часть БА - 64 необходимо модернизировать. В августе 1943 года был собран первый бронеавтомобиль на основе рамы автомобиля ГАЗ - 61, которая обеспечивала переднюю и заднюю колею в 1446 мм, что устраняло склонность бронеавтомобиля к переворачиванию.  Модернизированная машина была принята на вооружение под названием БА - 64Б. В связи с тем, что производство рам автомобиля ГАЗ - 64 было прекращено, было принято решение изменить конструкцию машины с тем чтобы при его производстве можно было использовать ту же раму и мосты, что и для БА - 64Б. К разработке проекта модернизированного автомобиля был привлечен конструкторский коллектив в составе конструкторов Г.М. Вассермана, Ф.А. Лепендина, В.В. Банникова, А.Л. Иванова, Ю.М. Немцова и А.Г. Кузина под общим руководством ведущего конструктора В.А. Грачева. На ГАЗ - 67 (так стала называться новая машина) применили раму бронеавтомобиля БА - 64Б, обеспечивающей широкую колею одинаковую для переднего и заднего мостов, усиленною косынками, накладками и задней поперечиной, была переделана передняя часть корпуса, в конструкцию кузова были добавлены передние и задние крылья, предусматривались подножки. Задние рессоры выносились над балкой заднего моста, что увеличивало дорожный просвет, теперь они располагались с наружной стороны рамы. В конструкцию системы питания добавлен дополнительный топливный бак емкостью 31 л, который располагался под сидением водителя. Были усилены элементы подвески, рулевого управления и буксирного устройства. Благодаря применению более совершенного карбюратора К - 23, мощность двигателя возросла до 54 л.с. ГАЗ - 67 стал надежней своего предшественника, устойчиво работал на низкокачественных горюче - смазочных материалах, выдерживал значительные нагрузки в процессе движения. Первый ГАЗ - 67 сошел с конвейера уже  23 сентября 1943 года. Полноценный серийный выпуск нового автомобиля был организован в октябре того же года. До конца 1943 года было выпущено  718 машин, а до конца 1945 года - 6068 штук. После начала серийного производства в конструкцию ГАЗ - 67 непрерывно вносились изменения. В январе 1944 года завод перешел на производства модернизированного автомобиля ГАЗ - 67Б, прошедший испытания в июне того же года. В конструкцию были внесены следующие изменения: на переднем мосту установлены подшипники новой конструкции, усилены передняя подвеска, диски колес, применен новый распределитель зажигания Р - 15. После войны производство ГАЗ - 67Б было значительно увеличено. В 1948 году в конструкцию автомобиля были внесены очередные изменения: решетка радиатора стала штампованной, ряд узлов и механизмов унифицировались с агрегатами легкового автомобиля М - 20 "Победа" и грузового ГАЗ - 51. ГАЗ - 67Б серийно производился до сентября 1953 года. Всего за период серийного производства было выпущено 92 843 автомобиля.
      Автомобиль ГАЗ - 67Б представляет собой легкий армейский автомобиль повышенной проходимости, построенный на базе агрегатов легкового автомобиля М - 1. Он предназначен для перевозки людей или груза. Наличие на заднем конце рамы буксирного приспособления дает возможность использовать автомобиль для буксировки артиллерийских систем или прицепа массой до 800 кг.

УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

     Контрольные приборы и органы управления: педаль сцепления, тормозная педаль, педаль акселератора, рычаг переключения передач, рычаг ручного тормоза расположены так же, как и на других автомобилях ГАЗ. Рычаг включения привода переднего моста находится перед рычагом ручного тормоза. На щитке приборов размещены: замок зажигания, указатель уровня топлива, амперметр и спидометр. Эти приборы, а также левый стеклоочиститель такие же, как на автомобиле ГАЗ - ММ. Под основным топливным баком расположены: центральный переключатель света, кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора, кран топливного бака и кнопка ручного управления дроссельной заслонкой карбюратора. Ножной переключатель света расположен на наклонной доске пола слева от педали сцепления. Ножной переключатель служит для перевода света фар с дальнего на ближний и наоборот. Включатель стартера, штепсельная розетка для переносной лампы и плавкий предохранитель цепи освещения расположены на переднем щитке перед водителем.

      Двигатель. На автомобиле ГАЗ - 67 установлен четырехцилиндровый двигатель грузового автомобиля ГАЗ - ММ. В нем изменены лишь система охлаждения и система питания.

      Система охлаждения - водяная, с принудительной циркуляцией. В состав системы охлаждения входят: радиатор с шестью рядами трубок, вентилятор два спускных краника, водяной насос, трубопровод от нижнего бачка радиатора, трубопровод, подводящий воду в рубашку блока цилиндров, трубопровод к верхнему бачку радиатора.

      Система питания. В состав системы питания двигателя входят: топливопроводы, отстойник, топливный насос, карбюратор К - 23 - Б и воздухоочиститель, топливный бак емкостью в 40 л, топливный бак емкостью 31 л. Указатель уровня топлива имеется только на основном баке.

      Трансмиссия. В состав трансмиссии входят: сцепление, однодисковое, сухое, со специальным устройством привода; коробка передач автомобиля ГАЗ - 67 отличается от коробки передач автомобиля ГАЗ - ММ. Ее вторичный вал удлинен, что вызвано установкой на автомобиле раздаточной коробки.

      Раздаточная коробка передает часть мощности двигателя на передний ведущий мост через передний карданный вал. Зубчатая муфта на нижнем валу коробки служит для включения и выключения переднего моста с места водителя при помощи рычага включения. Раздаточная коробка крепится к заднему торцу картера коробки передач.

      Рулевое управление. Рабочая пара рулевого механизма состоит из глобоидального червяка и двойного ролика, находящихся в зацеплении. Рулевые тяги трубчатые; поперечная тяги расположены впереди переднего моста. Пальцы шарнирных соединений тяг шаровые, вставные.

      Тормозная система. Тормозная система колодочного типа на все четыре колеса. Тормозной привод механический. Тормозная педаль и рычаг ручного тормоза действуют на одну систему колодок.

      Ходовая часть включает в себя: передний мост, задний мост, рессорную подвеску из четырех четвертных рессор и четырех амортизаторов поршневого типа, колеса и шины.

      Электрооборудование состоит из: двух фар, генератора, аккумуляторной батареи (АКБ) , прерывателя - распределителя, четырех запальных свечей, индукционной катушки, звукового сигнала, стартера, амперметра,, включатель сигнала "Стоп", заднего фонаря, ножного переключателя света, штепсельного разъема переносной лампы, предохранителя, центрального переключатель света, кнопки сигнала, замка зажигания, плафона освещения щитка приборов.

     Тактико-технические характеристики

 
№№

п.п.

    Наименование характеристики Единицы измерения ГАЗ - 64 ГАЗ - 64Б
1 Количество мест  чел. 4 4
3 Масса (без груза) кг 1000 1320
4 Грузоподъемность кг 610 450
5 Максимальная скорость км/ч 88 90
7 Мощность двигателя ГАЗ-М л.с. 42 54
8 Объем двигателя см³ 3286 3286
9 Емкость топливного бака л 70 40 + 31
10 Расход топлива на 100 км пути л 13, 5 16
11 Запас хода км 334 440
12 Колесная база мм 2100 2100
13 Колея передняя мм 1278 1446
14 Колея задняя мм 1245 1446
15 Длина по корпуса мм 3305 3850
16 Ширина мм 1530 1690
17 Высота мм 1690 1700
18 Дорожный просвет мм 210 227

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru