БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР - 70

 

 Бронетранспортеры

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Мотострелковые войска и ВДВ
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ
Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ-2
Бронетранспортер БТР-40
Бронетранспортер БТР-152
Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортер БТР-60
Бронетранспортер БТР-Д
Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-2
Боевая машина пехоты БМП - 3
Боевая машина десанта БМД-1
Боевая машина десанта БМД-2
Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча"

 

 

 

 

 

 

    В начале 60-х годов прошлого века в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода (ныне холдинг "Горьковский Автомобильный Завод" (ГАЗ), г. Нижний Новгород) в инициативном порядке под руководством главного конструктора предприятия И.С. Мухина, проводилась разработка проекта колесной боевой машины пехоты на основе узлов, механизмов и общей компоновки бронетранспортера БТР-60ПБ (ГАЗ-49) с комплексом вооружения, разработанным в КБ завода "Приборостроение" (ныне АО Конструкторское бюро приборостроения ("КБП") имени академика А.Г. Шипунова, г. Тула) для боевой машины пехоты. Машина получила заводское обозначение ГАЗ-50, была изготовлена в единственном экземпляре, который принял участие в конкурсных испытаниях опытных экземпляров боевых машин пехоты в 1961 году. Проект БМП горьковского автозавода изначально не рассматривался, как претендент на развернутое серийное производство, так как не соответствовал тактико-техническим требованиям ГБТУ ВС СССР. В конце 60-х годов в КБ ГАЗ начались работы по глубокой модернизации бронетранспортера БТР-60ПБ. В своей работе конструкторы широко использовали наработки полученные при проектировании БМП ГАЗ-50, в частности общую концепцию конструкции корпуса, водометный движитель, систему автоматического пожаротушения и т.п. Основными отличиями конструкции новой машины от своего предшественника заключались в установке двух двигателей ЗМЗ - 66 разработанного на Заволжском моторном заводе (ныне ПАО "Заволжский моторный завод (ЗМЗ)", г. Заволжск Нижегородской области), взамен ЗМЗ - 53, того же завода; наличии системы противоаварийной защиты (ПАЗ) и автоматическая системы противопожарного оборудования (ППО); изменении порядка расположения посадочных мест мотострелков в десантном отделении, теперь они располагались лицом к бортам, что позволяло ведение огня из личного оружия через бойницы не покидая своих мест; уменьшении высоты корпуса на 185 см, в нем по обоим бортам в нижней части корпуса устроены люки для высадки и посадки десанта. После государственных и войсковых испытаний, новый бронетранспортер под названием БТР - 70 был принят на вооружение приказом Министра Обороны СССР от 22 августа 1972 г. № 0141 с условием устранения выявленных недостатков. Устранение конструктивных недостатков и разработка технологической документации затянулись на долгие четыре года.  Серийное производство новой машины началось на ГАЗе лишь в 1976 г. В 1981 г. было перенесено на Арзамасский завод автомобильных запасных частей (ныне ПАО "Арзамасский машиностроительный завод" (АМЗ), г. Арзамас Нижегородской области), где продолжалось до конца 1985 года. В ходе серийного производства в конструкцию машины были внесены ряд изменений: на крыше башни стали устанавливать прибор наблюдения ТНПТ-1, примерно в то же время с левой стороны башни появляется прибор наблюдения ТНП-205, учитывая опыт боевого применения бронетранспортера в горной местности, на машину стали устанавливать башенную пулеметную установку БПУ-1 с прицелом 1ПЗ-2, позволяющие ведение огня из пулеметов под углом возвышения в 60˚; на крыше корпуса дополнительно установили четыре бойницы (по две с каждого борта), обеспечивающие ведение огня из личного оружия в вертикальной плоскости. Машины последней серии получили новые ограждения световых приборов, алюминиевые колпаки на колеса и металлические буферы, расположенные на задней стенке корпуса.
    В конце 80-х годов незначительное количество бронетранспортеров на ремонтных заводах было переоборудовано в командно - штабные машины под названием БТР-70КШ (в некоторых источниках БТР-70КШМ). Другие, часто упоминаемые модификации машины в советское время представляются фантазийными.  Бронетранспортер применялся в ходе афганской войны 1979 - 1989 гг., в конфликтах на территории СССР в период его распада, в Чеченских кампаниях, в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г., в конфликте на территории Донецкой и Луганской областей обеими противоборствующими сторонами. На экспорт машина поставлялась только в Германскую Демократическую Республику (ГДР) в количестве около 1800 шт. Еще 180 бронетранспортеров были произведены в Румынии по лицензии под названием ТАМ-77 на заводе "Механика".
 
  Бронетранспортер БТР-70 - боевая колесная плавающая бронированная машина, вооруженная 14, 5 мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7, 62 мм пулеметом ПКТ в башенной установке. Он предназначен для для транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и для их огневой поддержки. Основные части бронетранспортера: броневой корпус, башня с установленным в ней вооружением, приборы наблюдения, силовая установка, трансмиссия, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и специальное оборудование. Бронетранспортер четырехосный (восьмиколесный) со всеми ведущими колесами, обладает высокими динамическими качествами, проходимостью и плавностью хода, способен следовать за танками, преодолевать склоны, траншеи и водные преграды.
    Корпус машины закрытый, герметичный, изготовлен из броневых листов, снабжен фильтрветиляционной установкой
(ФВУ) для создания избыточного давления и очистки воздуха, нагнетаемого в его обитаемую часть. Корпус машины является основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы бронетранспортера. В кормовой части корпуса установлены два карбюраторных  восьмицилиндровых двигателя мощностью 120 л.с. каждый. Двигатели м агрегаты трансмиссии не связаны между собой, а сблокированы лишь приводы управления ими. Корпус предназначен для размещения экипажа и десанта, защиты их от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ.
    Трансмиссия от каждого двигателя к колесам включает в себя сухое однодисковое сцепление, механическую коробку передач, раздаточную коробку с прямой и понижающей передачами, карданные передачи, главные пары двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами и четыре колесных редуктора.
    Колеса первого и второго мостов управляемые с помощью рулевого механизма с гидроусилителем.
    На машине установлены две независимые тормозные системы: рабочая, действующая на все восемь колес и стояночная, действующая на трансмиссию. Рабочая тормозная система имеет раздельный (двухконтурный) гидравлический привод с пневмоусилением, действующий на тормозные механизмы первых и третьих колес машины (первый контур) и тормозные механизмы вторых и четвертых колес (второй контур).
    Для движения по воде машина оборудована водоходным движителем
, установленным в кормовой части корпуса. Поворот машины на воде осуществляется водным рулем, сблокированным с рулевым управлением.
    Для самовытаскивания машины, застрявшей при преодолении труднодоступных участков пути, а также для вытаскивания других застрявших машин, в передней части корпуса установлена лебедка с карданным приводом от правого двигателя через коробку передач и коробку отбора мощности, смонтированной на правой раздаточной коробке.
    Средствами связи машины служат ультрокоротковолновая радиостанция и танковое переговорное устройство на три абонента.
    Для обеспечения управления огнем и маневром машина укомплектована дневными и ночными приборами наблюдения.
    Корпус машины разделен на три отделения: отделение силовой установки, десантное отделение и отделение управления.
   Отделение силовой установки. Расположено в кормовой части корпуса. В нем размещены два двигателя в сборе со сцеплениями и коробками передач, смонтированные на общей раме, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, аккумуляторная батарея, генераторы, пусковой подогреватель, компрессоры, водомет, четвертый мост, водооткачивающий насос, ФВУ, термодатчики, релейная коробка и распылители системы ППО. Отделение силовой установки изолировано от остальной части корпуса перегородкой. Для доступа к двигателям в перегородке имеются два люка с крышками. В корме корпуса имеются два изолированные от отделения силовой установки отсека для топливных баков.
    Десантное отделение. Расположено в средней части корпуса. В нем размещается башенная пулеметная установка, два одноместных и два сдвоенных трехместных сидений для восьми человек десанта, укладки боеприпасов, приборы наблюдения, дегазационный комплект ДК-4В, войсковой прибор химической разведки ВПХР и другие принадлежности.
    Отделение управления. Расположено в передней части корпуса
. В нем размещены органы управления машиной, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, ТПУ (аппараты № 1, № 2 и  № 4), сидения командира и водителя, лебедка, дозиметрический прибор ДП-22В, укладки для двух автоматов АК-74 и другие принадлежности.
    Между полом и днищем десантного отделения и отделения управления размещены агрегаты трансмиссии, раздаточные коробки и карданные валы. Там же расположены рычаги и тяги рулевого управления, тяги привода к коробкам передач и раздаточным коробкам, к коробкам отбора мощности на водометный движитель и тормозным механизмам стояночной тормозной системы, к лебедке, трубопроводы гидроусилителя руля, управления заслонкой водомета, волноотражателем и клапанами водоотводной системы.
    В целом, БТР-70 превосходил своего предшественника по энерговооруженности, подвижности, проходимости и условиям обитаемости, обладая при этом равным с ним вооружением. В войсках он пользовался популярностью. Однако, главный порок присущий бронированным машинам ГАЗа - двухдвигательная силовая установка, к сожалению, не был изжит и в этой модели. 

        Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Десант чел. 8
3 Вооружение пулемет 14,5 мм КПВТ

7,62 мм ПКТ

4 Боекомплект 14,5 мм патроны

7,62 мм патроны обр. 1908 г. шт.

500

2000

5 Мощность двигателя ЗМЗ-66 л.с. 2 х 120
6 Максимальная скорость км/ч 80
7 Скорость на плаву км/ч 10
8 Боевая масса т 11, 5
9 Запас хода по топливу км 600
10 Колесная формула   8 х 8
11 Длина по корпусу мм 7535
12 Ширина мм 2800
13 Высота мм 2320
14 Дорожный просвет мм 475
15 Радиостанция шт. Р-123М
16 Танковое переговорное устройство к-т Р-124
17 Бронирование мм 5-11

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru