БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП - 3

 

 

 Боевые машины пехоты

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Мотострелковые войска и ВДВ
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ
Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ-2
Бронетранспортер БТР-40
Бронетранспортер БТР-152
Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортер БТР-60
Бронетранспортер БТР-70
Бронетранспортер БТР-Д
Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-2
Боевая машина десанта БМД-1
Боевая машина десанта БМД-2
Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча"

 

 

 

 

 

 

   Начало работы над созданием боевой машины пехоты нового поколения было положено проводившимися в середине 70- х годов прошлого столетия научно - исследовательскими работами (НИР) в Специальном конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода (СКБ Курганмашстроя, ныне АО "Специальное конструкторское бюро машиностроения СКБМ" г. Курган) совместно со специалистами Всесоюзного научно - исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИТрансмаш,  ныне ОАО "ВНИИТрансмаш" г. Санкт-Петербург). Эти изыскания имели целью определить достижимый в ближайшем будущем уровень совершенствования узлов и механизмов перспективной боевой машины пехоты (БМП). Деятельность творческой группы плавно переросла в опытно - конструкторскую работу (ОКР) по теме "Басня", которая и привела к созданию проекта новой машины. ОКР возглавил главный конструктор СКБ А.А. Благонравов, непосредственное руководство работами осуществлял ведущий инженер В.А. Зиновьев. Итогом ОКР стала выработка проекта тактико - технических требований (ТТТ) для перспективной боевой машины. Проект был утвержден Министром оборонной промышленности СССР в мае 1979 г. В соответствии с утвержденными ТТТ, планировалось создать БМП со значительно увеличенной мощью комплекса бортового вооружения за счет введения в его состав 30 мм автоматического гранатомета АГС - 17 "Пламя" и увеличения боекомплекта к установке ПТУР и 30 мм автоматической пушке 2А42. Планировалось также повысить бронезащиту, обеспечить транспортировку машины авиационными средствами. Как и все предыдущие БМП, новая машина должна быть плавающая. По условиям ТТТ машина должна иметь броневую защиту в лобовой проекции защищающая от огня существующих и перспективных автоматических пушек вероятного противника, а с боковых - обеспечить защиту от огня стрелкового оружия калибром 12, 7 мм включительно. Учитывая требования относительно способности машины к плаву и авиатранспортировки, эта задача оказалась крайне сложной и, казалось не имела инженерного решения. Выход был найден в использовании для бронирования алюминиевого броневого сплава АБТ - 101, который уже применялся для производства боевых машин десанта БМД - 1. Правда, скоро выяснилось, что существующие предприятия алюминиевой отрасли не в состоянии будут обеспечить потребное для производства новой БМП количество сплава. Для решения этой задачи, одновременно с началом разработки машины, был заложен новый завод по производству алюминиевых сплавов (ныне Самарский опытно - экспериментальный завод алюминиевых сплавов). Первоначально планировалось установка на БМП дизельного двигателя с турбонаддувом 2В-06 Челябинского тракторного завода  (ЧТЗ, ныне ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак"), однако при окончательном проектировании оказалось, что для установки челябинского двигателя потребуется значительное увеличение габаритов машины, что было неприемлемо для заказчика. После изучения данного вопроса А.А. Благонравов остановился на двигателе УТД - 29 Барнаульского завода транспортного машиностроения ("Барнаултрансмаш", ныне АО "Барнаултрансмаш" г. Барнаул Алтайского края), который в сжатые сроки был разработан на предприятии под руководством главного конструктора Б.Г. Егорова, специально под новую боевую машину. Большая проблема возникла с комплексом вооружения. В утвержденных ТТТ речь шла о комплексе в составе хорошо себя зарекомендовавшей пушке 2А42, АГС - 17, пусковой установке ПТУР 9К111 и курсовом пулемете ПКТ. Был даже построен первый опытный образец новой БМП с этим комплексом. Однако на очередной коллегии Миноборонпрома СССР министр С.А. Зверев резко раскритиковал этот комплекс, по причине отсутствия существенного скачка в огневой мощи и запретил дальнейшую работу в этом направлении. К работе над созданием нового комплекса вооружения срочно подключались специалисты Центрального научно - исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочмаш, ныне АО "ЦНИИТочмаш г. Подольск Московской обл.") и Конструкторского бюро приборостроения (КБП, ныне АО "Конструкторское бюро приборостроения" г. Тула). Новый комплекс был разработан в течении месяца и включал в себя нарезную 100 мм пушку - пусковую установку 2А70, способную вести огонь артиллерийскими выстрелами и осуществлять пуск ПТУР 9М117 "Басня", спаренную с ним 30 мм автоматическую пушку 2А72 и курсовой 7, 62 мм пулемет ПКТ. Кроме этого два подобных пулемета устанавливались в передней части машины в шаровых установках в надгусеничных нишах. Решающую роль в создании комплекса сыграл известный конструктор - оружейник В.П. Грязев. Впервые в мировой практике было принято решение об установки на новой машине автоматизированной системы управления огнем (СУО). Большую помощь в разработке систем, обеспечивающих авиационную транспортировку БМП оказали специалисты Государственного научно - производственного центра "Универсал" (ГНПЦ, ныне ООО "НПЦ Универсал" г. Москва).
   Пробная обкатка первого экземпляра "объекта 688" (такое заводское обозначение получила новая машина) была осуществлена в 1978 г. и прошла успешно. До 1984 г. машина проходила всесторонние заводские испытания с участием специалистов Научно - исследовательского института бронетанковых вооружения и техники (ныне 38 Научно - исследовательский испытательный Ордена Октябрьской революции Краснознаменный институт бронетанковой техники им. маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко, войсковая часть 68054 г. Кубинка Московская обл.). В ходе испытаний выявлялись крупные и не очень недоработки, которые, впрочем,  оперативно исправлялись. Не обошлось и без неприятностей. Так одна опытная машина затонула в ходе испытаний на плаву. Две других были потеряны в ходе испытательного десантирования парашютным способом. До 1982 г. опытные экземпляры "объекта 688" изготавливались с первоначальным комплексом вооружения. С 1982 г. на машины устанавливался уже утвержденный комплекс и СУО, элементы которых также проходили всестороннюю проверку. В 1984 г. в 38 НИИ были отправлены две опытные БМП для показа высшему военному руководству. Боевая машина понравилась и было дано разрешение на завершение цикла заводских испытаний и проведения государственных. Они начались в марте 1985 г. на полигоне 38 НИИ в Кубинке. На них были представлены четыре БМП с новым боевым отделением. Гос. испытания длились около года. Машину проверяли  на полигонах в Кубинке, Смолино (Нижегородская обл.), Средне-Азиатском, Туркестанском, Закавказском и Сибирском военных округах. Председателем Государственной комиссии был назначен заместитель начальника Военной академии бронетанковых войск генерал-полковник П.Д. Гудзь. Испытывались машины и на плаву. Водные испытания проходили на полигоне "Сатурн" 810 гв. обрмп. Во время испытательных стрельб, одна из БМП огнем из автоматической пушки на плаву с дистанции 1500 м фактически вывела из строя исправный танк Т-55, снятый с хранения. Были уничтожены все наблюдательные приборы и прицел, 100 мм орудие танка оказалось пробито в четырех местах. По итогам испытаний машина получила 600 замечаний и 17 отказов на 1000 км пробега при норме одного. Недостатки устранялись, строились новые БМП, проводились новые испытания. К 1987 г. количество отказов на 1000 км сократилось до 5, впоследствии количество отказов было доведено до нормы. Весной 1987 г. на коллегии Министерства обороны СССР было рекомендовано принять на вооружение "объект 688". 1 сентября 1987 г. приказом Министра обороны СССР "объект 688" под названием БМП - 3 был принят на вооружение Советской Армией и ВМФ.
    Серийное производство машины было организовано на Курганмашстрое в том же году, что потребовало значительной перестройки и обновления производственных мощностей предприятия.
    БМП - 3 - бронированная боевая машина, предназначенная для обеспечения мобильности и защиты мотострелковых подразделений, их огневой поддержки в условиях современного общевойскового боя. Машина состоит из следующих основных частей, узлов и механизмов, это: бронированный корпус и башня, комплекс вооружения, механизм заряжания пушки 2А70, приборы наблюдения, прицеливания и целеуказания, силовая установка (двигатель УТД - 29 и его агрегаты), трансмиссия, приводы управления, электрооборудование и средства связи, комплекс защиты от оружия массового поражения (ОМП), система пожаротушения, средства маскировки на местности. По компоновке БМП разделена на четыре отделения: отделение управления, распложенного в носовой части машины, боевое отделение - в средней, десантное отделение, расположено сразу за боевым и моторно - трансмиссионное отделение в кормовой части. В отделении управления размещаются места механика - водителя и двух стрелков (слева и справа от места механика - водителя.) В отделении имеются приборы и агрегаты управления машиной, приборы наблюдения механика - водителя, два пулемета ПКТ, установленных в нишах бортов машины, впереди мест стрелков. Прицеливание осуществляется с помощью приборов ТНПЗВЭ - 01 - 01 с мест стрелков. При отсутствии десанта на борту стрельба из этих двух пулеметов (неприцельная), осуществляется с места механика - водителя. Места механика - водителя и стрелков оборудованы индивидуальными  люками. Боевое отделение размещается в средней части корпуса и в башне. В бронемаске башни установлены в едином блоке пушки 2А70, 2А72 и пулемет ПКТ. Под вращающимся поликом боевого отделения размещается конвейер механизма заряжания 100 мм пушки с 22-я артиллерийскими выстрелами к ней. На полике боевого отделения размещаются механизм заряжания пушки, патронная коробка пулемета, система боепитания 30 мм автоматической пушки, а также оборудованы места командира машины и наводчика - оператора (слева от места командира). На рабочем месте наводчика - оператора установлены: прицел - прибор наведения 1К - 13 - 2, прицел - дублер ППБ - 2, пульт управления наводчика - оператора, привод наведения комплекса вооружения в вертикальной плоскости, привод поворотного механизма башни, стопор башни, указатель азимута ПТП5КС1Г, блок индикации, пульт управления дальномером, комплекс управления электрооборудованием башни 6ЭЦ088, два прибора наблюдения ТНПО - 170А, тепловизионный прибор наблюдения ТНПТ - 1, прибор танкового переговорного устройства Р - 174. На месте командира машины установлены: прицел 1ПЗ -10, пульт управления командира, прибор наблюдения ТКН - 3МБ, пульт ПЛ - 088 комплекса 6ЭЦ088, два прибора наблюдения ТНПО - 170А, два прибора наблюдения ТНПА - 65А, прибор наблюдения ТНПТ - 1, пульт управления обогрева смотровых приборов КР - 60. Кроме того, в боевом отделении расположены: радиостанция Р - 173, радиоприемник Р - 173П, стабилизатор вооружения в двух плоскостях 2Э52, баллон гидропневмоочистки, боеукладки ПТУР, танковый баллистический вычислитель 1В529, блок управления БУ-088, коробка защиты электрооборудования КЗ - 088. На правом борту отделения установлена фильтр - вентиляционная установка (ФВУ) и укладки ЗИП. Места командира машины и наводчика - оператора оборудованы индивидуальными люками. На крыше башни установлены лазерный дальномер 1Д16 - 2 и инфракрасный прожектор ОУ - 5. В настоящее время на машину устанавливается основной прицел наводчика - оператора СОЖ, в связи с чем из системы управления огнем исключен лазерный дальномер, т.к. новый прицел имеет встроенный дальномерный канал. Десантное отделение расположено между боевым и моторно - трансмиссионным отделениями. В отделении оборудованы семь мест для стрелков, пять у стенки моторно -трансмиссионного отделения и два откидных дополнительных. В отделении установлены четыре прибора наблюдения ТНПЗВЭ - 01 - 01 и один тепловизионный прибор ТНПТЧ. Под стационарными сидениями оборудована боеукладка для 18 артиллерийских выстрелов к 100 мм пушке. В левом и правом бортах отделения установлены по две амбразуры для ведения огня из личного оружия стрелков. В отделении установлено санитарное устройство. Моторно - трансмиссионное отделение отгорожено от десантного термошумоизоляционными перегородками. В нем установлены агрегаты силовой установки и трансмиссии, также автоматическая система пожаротушения. Для посадки и высадки десанта в кормовом бронелисте имеются две двери. В левой имеется амбразура для стрельбы из личного оружия.  На крыше десантного отделения имеются два люка.
   На базе БМП - 3 разработаны и серийно производятся ряд боевых и технического обеспечения машин:
   Командирская машина БМП - 3К. Разработана в конце 80-х годов прошлого века под руководством ведущего инженера СКБ А.Б. Витвинова. В десантном отделении машины оборудованы рабочие места для работы офицеров штаба и управления. Установлена дополнительная радиостанция Р - 173 и электросиловой агрегат для питания средств связи во время стоянок. В связи с установкой дополнительного оборудования сокращен боекомплект. Визуально от БМП - 3 отличается наличием дополнительных антенн в кормовой части корпуса.
       Боевая машина пехоты БМП - 3Ф. Предназначена для вооружения подразделений морской пехоты. Разработана в конце 90 - х годов прошлого века. Из конструкции машины исключена система самоокапывания. Машина дополнительно оборудована телескопической воздухозаборной трубой. На оснащение российской морской пехоты не поступила, т.к. в 2008 г. вся установочная партия БМП - 3Ф в количестве 20 машин, предназначенная для проведения войсковых испытаний была неожиданно продана Индонезии. В последствии было произведено еще 37 машин по заказу, опять же, Индонезии. На машине устанавливался только прицел СОЖ.
       Бронированная ремонтно - эвакуационная машина БРЭМ - Л "Беглянка". Предназначена для эвакуации однотипной неисправной боевой техники и ее ремонта в полевых условиях. Производится на "Курганмашстрое".
       Боевая разведывательная машина БРМ -3К "Рысь". Предназначена для вооружения подразделений войсковой разведки. Разработана в начале 90-х годов и производится на Рубцовском машиностроительном заводе (г. Рубцовск Алтайского края.). По сути это не модификация БМП - 3, а вполне самостоятельная разработка, хотя в ней использованы многие технические решения, узлы и механизмы курганской машины. "Рысь" имеет стальной броневой корпус. Вооружение ее составляют 30 мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней курсовой пулемет ПКТ.
        Кроме того в настоящее время разработаны на шасси БМП - 3 и производятся серийно: универсальное гусеничное шасси "Объект 699", самоходное комбинированное орудие 2С31 "Вена",  УР-07 - установка разминирования, 9П157-2 - боевая машина ПТУР "Хризантема - С", но это уже совсем другая история, которая найдет в свое время своих авторов.
        БМП - 3 и машины разработанные на ее базе поставлялись и поставляются во многие страны: Алжир, Ирак, Венесуэла, Индонезия (не менее 57 БМП-3Ф), Кипр, Республика Корея, Кувейт, ОАЭ (около 600 БМП-3), Шри - Ланка. Небольшое количество БМП - 3 ранних выпусков имеются в Азербайджане, Туркмении и на Украине.

Тактико-технические характеристики
№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМП-3 БМП-3К БРМ-3К
1 Экипаж чел. 3 6 6
2 Десант чел. 7 + 2 доп. места - -
3 Вооружение 100 мм пушка-ПУ 2А70

30 мм пушка 2А72

7,62 мм ПКТ

9К117 "Басня"

 

1

1

3

1

 

1

1

3

1

 

-

1

1

-

 

4 Боекомплект 100мм

30 мм

7,62мм

ПТУР 9М117

40

500

6000

8

22

500

2000

3

-

600

2000

-

5 Максимальная дальность стрельбы из 100 мм пушки 2А70 м 10000 10000 -
6 Максимальная дальность стрельбы из 30 мм пушки 2А72 м 4000 4000 4000
7 Максимальная дальность стрельбы ПТУР м 4000 4000 -
8 Дальность поражения воздушных целей по высоте по дальности м 2500 2500 2500
9 Мощность двигателя УДТ-20С1 л.с. 500 500 500
10 Максимальная скорость км/ч 70 70 70
11 Скорость на плаву км/час 10 10 -
12 Боевая масса т 18,7 18,7 19,6
13 Запас хода по топливу км 600 600 600
14 Длина по корпусу мм 7140 7140 7020
15 Ширина мм 3230 3230 3280
16 Высота (по приборам прицеливания) мм 2450 2450 2570
17 Дорожный просвет мм 450 450 450
18 Среднее удельное давление на грунт кг/см² 0,60 0,60 0,60
19 Бронирование   Обеспечивает защиту от поражения: в лоб -30 мм снарядами, с бортов 12, 7 мм пулями и осколками

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru