БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА БМД - 1

 

 Боевые машины десанта

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Мотострелковые войска и ВДВ
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ
Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ-2
Бронетранспортер БТР-40
Бронетранспортер БТР-152
Бронетранспортер БТР-50
Бронетранспортер БТР-60
Бронетранспортер БТР-70
Бронетранспортер БТР-Д
Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-2
Боевая машина пехоты БМП - 3
Боевая машина десанта БМД-2
Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча"

 

 

 

 

 

 

   Идея оснащения пехоты ВДВ (воздушно - десантные войска) собственной бронированной боевой машиной, принадлежала их командующему генералу армии В.Ф. Маргелову. По его мнению, подразделения и части ВДВ должны были иметь возможность вести эффективные автономные боевые действия в любой точке на территории  противника, включая районы радиоактивного заражения. Вооружение перспективной боевой машины должно было позволить поражать не только огневые средства противника, но и бороться с его бронетехникой. Броневая защита машины обеспечивала снижение потерь личного состава в бою и его защиту от поражающих факторов оружия массового поражения. Кроме того, характеристики машины должны были обеспечивать ее десантирование как посадочным, так и парашютно - десантным способами. Необходимо отметить, что многие представители ВПК (военно - промышленного комплекса) и высших офицеров органов управления ВС СССР, скептически отнеслись к идеи создания бронированной машиной с мощным комплексом вооружения и жесткими ограничениями по боевой массе и габаритам. Вопреки общему мнению, маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, бывший в то время министром обороны, неожиданно поддержал начинание командующего ВДВ и дал добро на начал разработки проекта боевой машины.
   В апреле 1964 года конструкторское бюро (КБ) Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ, ныне ОАО "Мытищенский машиностроительный завод" Московская область г. Мытищи), ОКБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ, ныне ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ" г. Волгоград) и Всесоюзный научно - исследовательский институт ВНИИ - 100 (ныне АО "Всероссийский научно - исследовательский институт транспортного машиностроения" г. С. - Петербург), получили тактико - техническое задание (ТТЗ) на разработку аванпроектов боевой машины для ВДВ. Из ТТЗ следовало, что боевая машина десанта (БМД), должна по своим тактико - техническим характеристикам (ТТХ) находиться на уровне боевой машины пехоты (БМП) "Объект 765" (прототип БМП -1), но при этом боевая масса и габариты жестко ограничивались условиями десантирования машины парашютно - десантным способом.   Конструкторские коллективы КБ ММЗ под руководством Н.А. Астрова и ВНИИ-100, под руководством В.С. Старовойтова, начиная  работу над созданием аванпроектов, приняли за основу концепцию, что боевое применение создаваемой боевой машины будет ограничиваться одной - единственной десантной операцией, по  этой причине машину стремились сделать максимально дешевой, для ее проектирования максимально использовались компоновочные узлы и механизмы хорошо освоенных в производстве, но уже несколько устаревших гусеничных тягачей АТ-П и ГТМ, а также авиадесантной самоходной установки АСУ-57. Однако, широкое использование элементов названных машин, не позволило конструкторам ММЗ и ВНИИ-100 добиться полного выполнения условий ТТЗ, особенно в вопросах десантирования парашют - десантным способом. В КБ ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова, решили строго подчинить конструирование узлов и механизмов требованиям ТТЗ, а не подгонять их к имеющимся возможностям. Именно такой подход обеспечил победу представленного ВгТЗ проекта в конкурсе. Не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что все варианты проектов боевой машины КБ ММЗ и ВНИИ-100, предусматривали использование карбюраторного автомобильного двигателя ГАЗ-41 мощностью всего в 140 л.с., в то время как в КБ  ВгТЗ планировали оснащать БМД дизельным двигателем УД-20А разработанным на Барнаульском заводе транспортного машиностроения (ныне АО "Барнаултрансмаш") В случае использования 1В119 в качестве машины мощностью в 250 л.с.. 
   В разработке проекта БМД, получившим заводское обозначение "Объект 915",  под руководством главного конструктора И.В. Гавалова активно и плодотворно трудился конструкторский коллектив ОКБ ВгТЗ: Ю.М. Сорокин, Б.Н. Серов, Д.Н. Подобед, В.А. Чурилин и многие другие. Проектируемая боевая плавающая машина для ВДВ, представляла собой совершенно новую разработку, не имеющую аналогов ни у нас, ни за рубежом. Колоссальная работа была проделана в вопросах разработки и исследования алюминиевых броневых сплавов. В результате НИОКР, выполненных во ВНИИ  стали (г. Москва, до 1967 г. - филиал ВНИИ-100, ныне - НИИ стали РФ ), был создан уникальный по составу алюминево - цинково - магниевый сплав, который послужил основой для создания брони под названием АБТ- 101 (алюминиевая броня танковая) или броня марки 1901, которая послужила основным материалом для конструкции корпуса "Объекта 915".  Особых исследований потребовало и выполнение требований ТТЗ к ходовой части в вопросах высокой проходимости, обеспечение высокой скорости и плавности хода во время движения.
    В апреле 1965 года ГБТУ МО СССР выдала ОКБ ВгТЗ новое развернутое ТТЗ на создание проекта БМД, одновременно был заключен договор на производство опытных образцов машины и проведения этапа заводских испытаний в I квартале 1966 года. В новом ТТЗ появились новые непременные условия: использование унифицированного боевого отделения (башни) "Объекта 765", размещение рабочего места механика - водителя в корпусе машины, обеспечение перевозки самолетом ВТА АН-12А двух БМД, десантирование с применением платформы П-7 и многокупольной парашютной системой. Этап заводских испытаний был успешно завершен осенью 1966 г.
    Весной 1967 года начались полигонные и войсковые испытания "Объекта 915".  Полигонные испытания успешно прошли на полигоне ИБТТ (Московская область п. Кубинка). Войсковые испытания машины проходили на базе 106 гв. пдд. Председателем Государственной комиссии по приему машины был назначен ее командир - генерал-майор Ю.М. Потапов. Испытания проходили на Теснинском полигоне в Тульской области и были признаны Государственной комиссией успешными. Летом 1968 года машина испытывалась на полигоне в районе г. Чирчик (Узбекистан), где показала хорошую работоспособность в условиях жаркого климата. По результатам испытаний и итоговому заключению Государственной комиссии Постановлением СМ СССР от 14 апреля 1969 года "О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск" БМД "Объект 915" была принята на вооружение под названием БМД-1. Соответствующий приказ министра обороны был подписан 22 мая того же года. Интересно, что в разных документах расшифровка аббревиатуры "БМД" встречается в двух вариантах: "боевая машина десанта" и "боевая машина десантная".
    Серийное производство БМД-1 было организовано в том же году на Волгоградском тракторном и судостроительном заводах и продолжалось до 1987 г.
     Боевая машина десанта БМД-1 представляет собой боевую гусеничную плавающую машину, авидесантируемую самолетами АН-12, АН-22 и ИЛ-76. В состав экипажа машины входят: командир боевой машины, наводчик-оператор и механик-водитель, в состав десанта - старший стрелок, стрелок-пулеметчик, гранатометчик и стрелок - помощник гранатометчика.
     Вооружение БМД-1 составляют: 73 мм гладкоствольная пушка 2А28 "Гром", пусковая установка ПТРК 9К11 "Малютка", спаренный и два курсовых 7, 62 мм пулеметов ПКТ (6П7). Спаренная установка (пушка "Гром" и ПКТ) оснащалась комбинированным (дневным и ночным) бесподсветочным прицелом  1ПН22М1 "Щит". Боекомплект машины составляет: 73 мм выстрелы ПГ-15В - 40 шт., ПТУР 9М14 - 3 шт., 7, 62 мм патроны обр. 1908 г. - 4000 шт.
     По компоновочной схеме машина разделена на три отделения:
    1. Отделение управления. В нем размещены рабочие места командира боевой машины, справа от него - механика - водителя и  стрелка - пулеметчика. Смонтированы элементы механизма управления машиной, привод управления положения водоотражательного щита, органы управления подвеской и натяжения гусениц, контрольно - измерительные приборы, радиостанция Р-123 или Р-123М "Могнолия",  ТПУ - 124 (танковое переговорное устройство), гирополукомпас, баллон со сжатым воздухом, аккумуляторные батареи (АКБ),  комплект аппаратуры радиационной и химической разведки (РХР),  элементы электрооборудования и ЗИП,  пневморессоры подвески, боеукладка одной ПТУР 9М14, боекомплект к пулеметам. Слева и справа от рабочего места механика - водителя расположены пулеметные установки 7, 62 мм ПКТ. Перед люком механика - водителя помещены три прибора наблюдения ТНПО-170 или ТНПО-170А. При подготовке к движению на плаву, центральный прибор заменяется бинокулярным перископическим прибором ТНП-350Б, а при подготовке к вождению в ночных условиях - прибором ночного видения ТВНЕ-4 или ТВНЕ-4ПА (ТВНЕ-4Б). Перед рабочими местами командира боевой машины и  стрелка - пулеметчика располагаются приборы наблюдения - прицелы ТНПП-220 или ТНПП-220А.  Слева от прибора наблюдения - прицела командира боевой машины находится прибор наблюдения ТНПО-170 (ТНПО-170А), при вождении в ночных условиях он заменяется прибором ночного видения  ТВНЕ-4 (ТВНЕ-4ПА, ТВНЕ-4Б).
    2. Среднее отделение. Расположено в центральной части корпуса машины и в башне и отделено от моторно - трансмиссионного отделения герметической перегородкой. В башне размещается рабочее место наводчика - оператора, установлены 73 мм пушка 2А28 "Гром", спаренный с ней 7, 62 мм пулемет ПКТ, аппаратура пуска ПТУР, прицел и приводы наведения вооружения, кроме этого в башне расположены: механизированная боеукладка с боекомплектом к орудию, боекомплект спаренного пулемета, две боеукладки ПТУР 9М14, вентилятор,  ТПУ и элементы ЗИП. На крыше башни расположены четыре прибора наблюдения ТНПО-170 (ТНПО-170А), два перед рабочим местом наводчика - оператора, два слева и справа от него. Направляющая пусковой установки ПТУР крепится сверху орудия. В средней части корпуса, позади башни, расположены сидения старшего стрелка, гранатометчика и стрелка - помощника гранатометчика смонтированы шаровые установки для стрельбы из автоматов, элементы системы противопожарного оборудования (ППО), укладка для переносной радиостанции, вытяжной вентилятор, отопитель, фильтрвентиляционная установка (ФВУ), элементы ТПУ,  пневморессоры подвески, агрегаты гидросистемы и кроме того, крепления для укладки четырех автоматов АКС-74, пулемета РПКС-74, гранатомета РПГ-7 и боекомплекта к нему, сумки для укладки ручных гранат, СПШ и осветительных ракет к нему. По днищу среднего отделения проходят трубопроводы и тяги системы управления. На крыше отделения установлены два прибора наблюдения ТНПО-170 (ТНПО-170А), а в крышке кормового люка перископический прибор  МК-4С.
   3. Моторно -трансмиссионное отделение. Расположено в кормовой части корпуса машины. В нем размещаются дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д-20-240 с обслуживающими системами, бортовые передачи, водометные движители, система дымопуска, элементы электрооборудования, пневморессоры подвески, агрегаты гидросистемы и проем кормового люка.
    Конструкция БМД-1 включает в себя: башню, корпус, силовую установку и трансмиссию, ходовую часть.
  Башня - в форме усеченного корпуса, литая из броневой стали средней плотности, устанавливается в средней части корпуса сверху на шаровой опоре. В передней части башни имеются амбразуры для установки орудия и пулемета, прикрытые бронемасками. На крыше башни имеются люки с бронекрышками: наводчика - оператора и люк для перезаряжания пусковой установки ПТУР.
  Корпус - сварной, выполненный из катанных листов броневого алюминиевого сплава. В носовой части корпуса имеются по бортам две амбразуры для установки курсовых пулеметов и люк механика - водителя. Впереди монтируется щит водоотражателя. Борта корпуса - вертикальные, состоят из верхних и нижних бронелистов.  В нижней части бортов устанавливаются кронштейны и иные приспособления для крепления элементов ходовой части. В средних и верхних броневых листах имеются по одной амбразуре, прикрытой бронезаслонкой для стрельбы из автоматов. В кормовой части корпуса имеются отверстия для установки водоходных движетелей и для слива воды. Днище корпуса сварное из броневых листов, имеет три продольные и четыре поперечные выступа, обеспечивающие жесткость конструкции. В днище имеются лючки для слива масла и топлива, закрывающиеся пробками, а также два входных отверстия заборных патрубков водоходных движетелей. Крыша корпуса - сварная, имеет вырезы под установку погона башни, люков командира машины и стрелка - пулеметчика, а также расположенный за башней десантный люк. Проем над силовой установкой закрывается съемными листами, обеспечивающие доступ к двигателю. На крыше правой надгусеничной ниши имеются прикрытые лючки для доступа к заправочным горловинам.
  Силовая установка и трансмиссия. Силовая установка БМД-1 представлена V - образным шестицилиндровым бескомпрессорным дизельным двигателем жидкостного охлаждения 5Д20-240 (модификация двигателя УДТ-20А). В топливную систему двигателя входят три топливных бака. В состав механической трансмиссии входят главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, два бортовых многодисковых фрикциона сухого трения и два двухступенчатых соосных редукторов.
   Ходовая часть. Состоит из направляющего и ведущего, расположенного в кормовой части колес, пяти опорных и четырех поддерживающих катков и гусеничной ленты с каждой стороны. Подвеска катков - индивидуальная. Гусеничная лента - стальная, мелкозвенчатая, состоит из 86 траков.
   Электрооборудование. В состав электрооборудования машины входят: 24 -х вольтовая АКБ 12СТ-70М и генератор ВГ-7500Н.
   
На базе БМД-1 были разработаны и серийно производились следующие модификации:

а. БМД-1К - командирская машина, производилась с 1971 г., имела дополнительную радиостанцию Р-123М "Магнолия.";

б. БМД-1П и БМД-1ПК - производились с 1979 г.. Вооружались пусковой установкой ПТУР 9К111 "Конкурс", вместо 9К11 "Малютка".
БМД-1ПК оборудовалась дополнительной радиостанцией.

Кроме того на основе конструкции машины был создан бронетранспортер БТР-Д.
  

Десантирование с воздуха боевой машины производилось с помощью платформ П-7, П-7М и П-16 с многокупольными парашютными системами МКС-5-128Р, МКС-5-128М.
     БМД-1 на экспорт не поставлялась. По некоторым сведениям небольшое количество этих машин состояли на вооружении армий Анголы и Ирака.

      Принятие на вооружение  БМД-1 ознаменовало появление второго поколения боевых машин ВДВ. Боевая машина десанта придала качественно новое значение одному из основных преимуществ воздушного десанта - внезапности. Теперь в тылу врага могли в любой момент времени оказаться высокомобильные части ВДВ, оснащенные тяжелым вооружением.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМД-1 БМД-1К БМД-1П БМД-1ПК
  Год начала серийного производства   1969 1971 1977 1978
1 Экипаж чел. 3 6 3 6
2 Десант чел. 4 - 4 -
3 Вооружение 73 мм 2А28

7,62 мм ПКТ

9К11

9К111

1

3

1

-

1

3

1

-

1

3

-

1

1

3

-

1

4 Боекомплект 73 мм

7,62 мм

ПТУР

40

4000

3

40

3000

3

40

3940

3

40

3690

2

5 Мощность двигателя 5Д-20 л.с. 240 240 240 240
6 Максимальная скорость км/ч 60 60 60 60
7 Скорость на плаву км/час 9-10 9-10 9-10 9-10
8 Боевая масса т 7,2 7, 6 7, 6 7, 6
9 Запас хода по топливу км 500 500 500 500
10 Длина по корпусу мм 5400 5400 5400 5400
11 Ширина мм 2630 2630 2630 2630
12 Высота (по верхнему срезу башни) мм 1620-1970 1620-1970 1620-1970 1620-1970
13 Дорожный просвет мм 100-450 100-450 100-450 100-450
14 Аппаратура связи  

Р-123, Р-123М

 

1 2 1 2
15 Навигационная аппаратура  

ГПК-59

 

- 1 - 1
16 Зарядный агрегат АБ-0,5-П/30 - 1 - 1
17 Бронирование мм

 

10-32 10 - 32 10 - 32 10 - 32

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru