ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА "ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ"

 

 

 Линейные корабли

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Военно - морской флот
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Авиационная база "Орлица"
Противолодочные крейсера пр.1123
Линейные корабли типа "Севастополь"
Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада"
Эсминцы типа "Новик"
Большие десантные корабли  проекта 775
Канонерская лодка "Гиляк" 1898 г.
Минные заградители типа "Буг"
Торпедный катер типа Ш-4
Подводная лодка "Дельфин"

 

 

 

 

 

 

  

"Императрица Екатерина Великая" (Свободная Россия)  "Император Александр III"("Воля", "Генерал Алексеев"),

   После окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. Черноморский флот сохранил  все корабли, входившими в его состав к ее началу и насчитывал к началу десятых годов ХХ века  13 эскадренных броненосцев постройки 1889-1904 гг., 3 крейсера, 13 эскадренных миноносцев, еще два эскадренных броненосца находились в постройке и безусловно доминировал в акватории. Однако, накануне мировой войны, Турция, выступавшая на стороне государств тройственного союза, предприняла беспрецендентные меры к усилению своего изрядно устаревшего флота. Так, в Германии были приобретены два броненосца додредноутного типа, четыре вполне современных эсминца, еще четыре эсминца были заказаны во Франции. Кроме того, Турции удалось успешно провести переговоры с несколькими ведущими британскими фирмами о постройке двух линейных кораблей уже дредноутного типа, шли переговоры о покупке готового линкора "Азенкур". Все это не могло не вызывать крайней озабоченности в России, рассматривающей  османский флот в качестве основного противника на Черном море. Учитывая складывавшуюся обстановку, в русском правительстве под руководством П.А. Столыпина на основе доклада Морского министерства был разработан законопроект, принятый Государственной Думой в марте 1911 г., который содержал и программу обновления Черноморского флота, предусматривающую строительство трех линейных кораблей, девяти эсминцев и шести подводных лодок. Всего для обновления Черноморского флота государство выделяло 150,8 млн. рублей, причем стоимость одного линкора закладывалась в 27,7 млн. рублей. В мае 1911 года император Николай II утвердил этот законопроект.
  Техническое задание на проектирование новых линкоров было разработано в Морском Генеральном Штабе в начале 1911 г.  В качестве прототипа  был выбран проект линейных кораблей типа "Гангут", строящихся в это же время на Балтике, однако учитывая особенности боевого применения линкоров в черноморской акватории, исходный проект был основательно переработан. Пропорции корпуса сделали более полными, мощность силовой установки была уменьшена, за счет чего существенно была усилена броневая защита, общая масса броневых плит которой достигла 7045 т. (31% от проектного водоизмещения против 26% у "Гангута"). Длина корпуса была уменьшена на 13 м, что позволило сократить длину броневого пояса, за счет чего была увеличена толщина броневых плит, их линейные размеры были подогнаны под шаг шпангоутов, таким образом, чтобы последние послужили дополнительной опорой, предохраняющие бронированные плиты от вдавливания в корпус. Значительно усиливалось бронирование орудийных башен главного калибра. В соответствии с требованиями технического задания толщина броневых плит боковых профилей должна была достигать 250 мм (вместо 203 на линкорах типа "Гангут"), крыша - 125 мм (вместо 75 мм), барбет - 250 мм (вместо 150 мм на "Гангуте"). Увеличилась и ширина по среднему шпангоуту. По расчетам проектировщиков, этот факт должен был привести к повышению отстойчивости новых кораблей, однако, на практике этого не произошло из-за чрезмерной перегрузки. Новые линкоры вооружались новыми орудиями противоминоносной артиллерии. Это были 130 мм орудия с превосходной баллистикой, с длиной ствола в 55 калибров (7, 15 м), разработанные инженерами Обуховского сталелитейного завода (ныне АО "ГОЗ Обуховский завод" г. Санкт-Петербург). На новых линкорах планировалось установка двадцати таких орудий, по 10 с каждого борта (вместо шестнадцати 120 мм орудий на линкорах типа "Гангут").  Орудия главного калибра были такими же 305 мм орудиями как и на прототипе и так же устанавливались в четырех башнях расположенных линейно. Башни новых кораблей имели несколько больший внутренний объем и были оборудованы дальномерами, что обеспечивало автономность стрельбы каждой башни. В связи с с требованием Технического задания об уменьшении мощности поменялась по сравнению с прототипом и компоновка силовой установки новых кораблей.
   Конструкция корпусов черноморских линкоров за исключением обводов, практически полностью заимствована у прототипа. Корпус набирался по продольной схеме. Его основу составляла  килевая балка коробчатого сечения изготовленная из листовой стали и угловых профилей, усиленная в плоскости шпангоутов через каждые 1200 мм, состоящая из двух вертикальных стенок и верхнего и нижнего двойных поясов. С каждого борта от нее устанавливались по девять стрингеров из которых каждый первый, пятый и девятый считая от килевой балки, изготавливались водонепроницаемыми, а первые и пятые, кроме того и нефтенепроницаемыми. Наружная обшивка стыковалась по осям стрингеров на накладных планках шириной 800 мм и толщиной 10-14 мм заклепками по два ряда с каждой стороны. Внутреннее дно набиралось из стальных листов толщиной в 6-10 мм на накладках шириной 600 мм. Третье дно в подбашенных отделениях набиралось из стальных листов толщиной в 5 мм, которые крепились "внакрой" по пазам и стыкам одним рядом заклепок с каждой стороны. Несущей составляющей продольного профиля корпуса служили продольные бимсы верхней палубы двутаврового профиля, которые монтировались по длине корабля между крайними (первой и четвертой) башнями главного калибра, по ширине - между продольными броневыми переборками. Линкоры "Императрица Мария" и "Император Александр III" имели по 18 главных поперечных водонепроницаемых переборок, "Императрица Екатерина Великая" (при закладке - "Императрица Екатерина II") - 21. Всего корабли имели по 150 шпангоутных рам.
Корпус имел три бронированные палубы. В средней части переборки доходили до второй, а в носовой и кормовой части корпуса - до верхней палубы. Верхняя палуба была выполнена практически плоской с небольшими возвышениями в оконечностях и покрывалась 50 мм сосновыми досками. В отличии от прототипа, корабли не имели броневой трюмной переборки. Подбашенные крепления корпуса изготавливались из сортов стали высокого сопротивления (допустимое напряжение - 72 кгс/см², растяжение - до 16%), килевая балка, стрингеры, продольные бимсы, наружная обшивка, флоры и бракеты - из стали повышенного сопротивления  (допустимое напряжение - 63 кгс/см², растяжение - до 18%), остальные элементы корпуса изготавливались из мягкой судостроительной стали (допустимое напряжение - 42 кгс/см², растяжение - до 20%). Для бронирования корпуса и изготовления башен применялась катанная цементированная броневая сталь. Бронеплиты основного броневого пояса в районе цитадели были толщиной 262, 5 мм, перед цитаделью - бронеплиты толщиной 217 мм, позади цитадели - толщиной 175 мм к носовой части толщина бронеплит уменьшалась сначала до 125 мм, затем до 75 мм. В районе кормы толщина бронеплит составляла 125 мм. Высота бронепояса корпуса кораблей составляла 5, 25 м, из них 3, 5 м над ватерлинией. Между корпусом и бронеплитами монтировался 75 мм деревянная прослойка. Траверс цитадели обшивался 50 мм броней спереди и 100 мм - сзади. Верхний броневой пояс набирался из плит толщиной 125 мм. В носовой оконечности перед казематами первых 130 мм орудий толщина бронеплит составляла 75 мм. В кормовой оконечности верхний бронепояс отсутствовал. Казематы первых 130 мм орудий имели 25 мм бронирование в траверсе и дополнительное 25 мм между каждой парой казематов. Башни орудий главного калибра изготавливались из броневых плит толщиной: в лобовой части и по бортам - 250 мм, задней части - 305 мм, крыша - 100 мм. Маски орудий имели толщину 50 мм. Барбеты башен защищались 250 мм броней, которая уменьшалась под верхней палубой до 150 мм у первой и четвертой башен и до 125 мм - у второй и третьей. Носовая и кормовая боевые рубки изготавливались из 300 мм брони, их крыши - из 250 мм. Крепления рубок защищались 250 мм бронеплитами. Их бронирование уменьшалось до 100 мм на уровне ниже верхней палубы. Система трубопроводов между рубками и центральным постом помещалась в 75 мм защитном кожухе. Дымовые трубы имели 22 мм бронирование. Толщина верхней палубы составляла  37, 5 мм, в кормовой оконечности - 6 мм. Средняя палуба имела толщину 25 мм в районе цитадели и в носовой части, 37,5 мм вне цитадели в кормовой оконечности и 19 мм над румпельным отделением. Нижняя палуба имела в основном толщину 25 мм.
   Основным вооружением корабля были двенадцать 304, 8 мм орудия образца 1907 г. Орудия стальные, нарезные с лейнированными стволами длиной в 52 калибра (15, 9 м). Тип затвора - поршневой. Масса орудия - 50, 7 т, начальная скорость снаряда - 762 м/сек, масса снаряда - 470, 9 кг. Принцип заряжания - раздельное, картузное. Орудия устанавливались по три в четырех орудийных башнях с линейно-одноуровневым расположением. Сектор обстрела составлял: для первой башни - 0˚-165˚, для второй - 30˚-170˚, для третьей - 10˚-165˚ и для четвертой - 30˚-180˚. Скорость поворота башни - 3,2˚ в секунду. Скорость вертикальной наводки - 3˚- 4˚ в секунду. Общая масса башенной артиллерийской установки - 858, 3 т. Для наведения, заряжания и подъема боеприпасов использовались электромеханические приводы. Скорострельность - до двух выстрелов в минуту. максимальная дальность стрельбы 29 340 м. Для орудия были разработаны снаряды: бронебойный обр. 1911 г., полубронебойный обр. 1911 г., фугасный обр. 1911 г. и практический обр. 1911 г. На крышах орудийных башен устанавливались 75 мм морские орудия обр. 1892 г. (на "Императоре Алексадре III" 76 мм обр. 1915 г.), служившие для учебных стрельб при обучении расчетов  в качестве орудий - заменителей, а также в качестве салютных орудий. Упоминание этих орудий некоторыми авторами в качестве зенитных не соответствует истине, хотя практическое использование их в таком качестве не исключено. На линейные корабли черноморской серии устанавливались по 20 (На "Императоре Александре III" - 18) 130 мм орудия обр. 1913 г. Орудие стальное, нарезное с поршневым затвором системы Виккерса, заряжание - раздельное, картузное, компенсатор - гидравлического типа, накатник - пружинный, подъемный механизм - секторный, поворотный механизм - червячного типа. Наведение орудия осуществлялось в ручную. Масса полубронебойного снаряда - 36, 86 кг. Скорострельность - 5-8 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы - 20 300 м. Орудия устанавливались в отдельных казематах по 10 на каждом борту (на "Императоре Александре III" по 9). На линкорах устанавливались по четыре 450 мм торпедных аппарата по два с каждого борта. Каналы выхода торпед оборудовались ниже ватерлинии. Для стрельбы использовались 450 мм торпеды системы Уайтхеда. Система управления огнем линкора включала два стериоскопических дальномера с шестиметровой базой, и механическое счетное устройство. Дальномеры устанавливались над боевыми рубками. Пост управления огнем размещался в носовой рубке. На пост управления огнем с периодичностью в 5 сек. поступали данные с дальномерных постов о положении цели, они вводились в механическое счетное устройство, которое выдавало после обработки данных дальность до цели, угловое положение цели в горизонтальной плоскости и угол места цели. На основе этих данных, после введения баллистических поправок, поправок на взаимное передвижение цели и корабля, на деривацию, метиоусловия, исчислялись установки для стрельбы, которые направлялись командирам башен. Выстрел производился в момент нулевого крена корабля автоматически.
   На линейных кораблях "Императрица Мария" и "Император Александр III" были установлены турбины производства британской фирмы "Джон Браун", на линкоре "Императрица Екатерина Великая" - отечественного производства. В состав силовой установки  входили 4 паровых турбины системы Парсона высокого и 4 низкого давления размещенные в отсеках между третьей и четвертой башнями, котельная установка, состоящая из 20 треугольных водоотрубных котлов системы Ярроу, установленных в пяти котельных отделениях. Котлы отапливались как углем так и нефтью. Два котельных отделения размещались между первой и второй башнями, другие три отделения - между второй и третьей башнями. Максимальное давление пара в котлах - 17, 5 атм. Площадь нагревательной поверхности - 6800 м². Угольные ямы располагались во всех котельных отделениях кроме первого. Полная бункеровка углем составляла около 2000 т., полная заправка нефтью составляла 600 т.
    Корабли оборудовались шестью турбогенераторами, обслуживающими две динамо-машины. Одна из них выдавала переменный (50 Гц, 220 В), другая — постоянный ток. Общая мощность — 1840 кВт. Основная электрическая сеть линкоров использовала переменный ток. Постоянный ток требовался крупным агрегатам — приводам башен главного калибра, кранам, мощным прожекторам («Императрица Мария» и «Александр» — четыре 90-см, два 120-см, «Екатерина» — шесть 90-см, «Николай» четыре 110-см и два 90-см). Корабли оборудовались радиостанциями мощностью 2 и 10 кВт. Спасательные средства были представлены парами лодок: моторные катера длиной 12,8 метра, 12,2 -м паровые катера, весельные баркасы (с двигателем и без), весельные вельботы и ялы, 5-метровые шлюпки. Спуск осуществлялся с помощью кранов.
   Линкоры имели по два балансирных руля. Рули состояли из стальных кованных баллеров и ребер, а пространство между ними заполнялось деревянными просмоленными брусьями. Внешние части гребных валов поддерживались четырьмя стальными литыми кронштейнами. Наибольший угол перекладки рулей должен был составлять по 35° на борт. В движение линкоры приводились четырьмя латунными винтами. Корабли имели два становых и один запасной якоря в носу (масса 7993 кг, длина цепи 274 м, калибр 76.7 мм), и один кормовой  (2664 кг, 183 метра).
   Экипаж линкоров состоял из 1220 человек, из них 33 офицера.
   Контракт на постройку линейных кораблей "Императрица Мария" и "Император Александр III" был заключен с Русским судостроительным обществом "Руссуд" (Николаевский судостроительный завод, ныне не функционирует в связи с выставлением на продажу за долги. ). Постройка третьего линкора черноморской серии "Императрица Екатерина Великая" осуществлялась Обществом николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ, Черноморский судостроительный завод, ныне не функционирует, г. Николаев Украина). Участие в постройке кораблей приняли предприятия всей страны: котлы силовой установки и котельное оборудование изготавливались на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне Государственное предприятие "Завод им. В.А. Малышева" г. Харьков Украина) и на предприятиях "Руссуда", артиллерийские орудия и установки поставлял Обуховский завод, оборудование управления огнем и торпедные (минные) аппараты - завод Лесснера (ныне ФГУП "Двигатель" г. Санкт-Петербург), рулевые машины изготавливались на предприятиях АО "Сормово" (ныне ПАО "Завод Красное Сормово", г. Нижний Новгород), оборудование камбузов кораблей поставил Механический завод Смирнова (ныне ЗАО "Завод Труд" г. Нижний Новгород), спасательные шлюпки и катера - Кронштадтский порт (ныне Кронштадтский морской завод, г. Кронштадт Ленинградской области), электрооборудование - Русское общество  "Всеобщая компания электричества" (ныне ПАО "Харьковский электромеханический завод" г. Харьков Украина).
   Линейный корабль "Императрица Мария". Заложен 17 июня 1911 г. на верфях Русского судостроительного общества в г. Николаеве. Проектировщик и ответственный за строительство полковник Л.Л. Коромальди. Линкор получил свое название в честь Марии Федоровны Романовой - супруги императора Александра III и в память о парусном линейном корабле "Императрица Мария" - флагманском корабле адмирала П.С. Нахимова в Синопском морском сражении. Спущен на воду 6 октября 1913 г. 20 марта 1915 г. линкор был передан с завода постоянной комиссии для испытаний, которые начались 23 марта 1915 г. и завершились 25 августа того же года. 23 июня на корабле впервые поднят Андреевский флаг и линкор официально был зачислен в состав Черноморского флота. В ходе испытаний в качестве основных недостатков были признаны большой дифферент на нос при ходе на большой скорости и неудовлетворительная аэрорефрижерация (система охлаждения) укладок боеприпасов. Для устранения дифферента было принято решение об уменьшении боекомплекта носовой башни почти на треть, также в два раза уменьшались боекомплекты первых 130 мм пушек. 30 июня 1915 г. корабль прибыл к месту базирования в гавань г. Севастополя. С 13 по 15 октября того же года "Императрица Мария" участвовала в операции совместно с кораблями 2-й бригады линейных кораблей ( "Пантелеймон", "Иоан Златауст", "Евстафий"). Со 2 по 4 ноября и с 6 по 8 ноября 1915 г. линейный корабль принял участие совместно с кораблями 2-й бригады в артиллерийском обстреле болгарских портов Варна и Евсиноград. С 5 февраля по 18 апреля 1916 г. "Императрица Мария" приняла участие в Трапезундской наступательной операции войск Кавказского фронта. В течении июня - октября 1916 г. линкор совершил 24 выхода в море с целью противодействия турецкому флоту. 22 мая того же года осуществлял преследование легкого крейсера "Мидилли" (немецкий легкий крейсер "Бреслау"). С середины лета по 7 октября 1916 г. являлся флагманским кораблем Черноморского флота. 7  октября 1916 г. линкор стоял на рейде в Северной бухте севастопольской гавани в полумиле от берега. В 0.20 под носовой башней главного калибра произошел мощный взрыв в пороховом погребе. В последующих 48 минут прогремело еще 15 взрывов и в 7.16. "Императрица Мария" кренясь на правый борт затонула вверх килем. Во время катастрофа погибло 217 матросов и офицеров. Причины происшедшего достоверно не выяснены до сих пор. Работы по подъему линкора начались сразу же после катастрофы. Корабль был поднят 8 мая 1918 г. и отбуксирован в сухой док. После окончания гражданской войны существовали планы восстановления линейного корабля, однако осуществиться им было не суждено. 21 ноября 1925 г. корабль был исключен из боевого состава РККФ, а в течении 1927 г. был разобран на металл на Северном морском заводе. (ныне ФГУП "Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе"). Башни орудий главного калибра, сорвавшиеся с креплений во время опрокидования корабля были подняты в начале 30-х годов. Дальнейшая их судьба достоверно не известна.
      Линейный корабль "Императрица Екатерина Великая". Заложен на верфях Общества николаевских заводов и верфей (завод "Наваль") 17 июня 1911 г. под названием "Императрица Екатерина II" в память о первом черноморском броненосце.  Спущен на воду 6 июня 1914 г. 27 июня 1915 г. зачислен в действующий состав Черноморского флота под названием "Императрица Екатерина Великая". При постройке корабля были учтены недостатки выявленные при испытаниях линкора "Императрица Мария". В конструкцию корабля были внесены некоторые изменения, в частности, для разгрузки носовой части назад к корме были смежены на две шпации (2, 4 м) все надстройки включая орудийные башни главного калибра, мачты и дымовые трубы. После приемки комиссией вошел в состав 2 тактической маневренной группы. Осенью 1915 г. принимал участие в обстрелах военных и важных экономических объектов на побережье противника. 8 января 1916 г. в ходе очередного выхода в море завязал артиллерийский бой с турецким линейным крейсером "Явуз Султан Селим" (германский линейный крейсер "Гебен"). Последнему удалось оторваться от преследования и укрыться в Босфорском проливе. С 5 февраля по 18 апреля 1916 г. принял участие в Трапезундской наступательной операции войск Кавказского фронта. 3 апреля 1916 г. вступил в артиллерийский бой с легким крейсером "Мидилли" (германский легкий крейсер Бреслау), вынудил противника прервать выполнение боевой задачи и скрыться в базе. В июле 1916 г. принял участие в операции по перехвату германо-турецких кораблей "Явуз Султан Селим" и "Мидилли". После гибели линкора "Императрица Мария" являлся флагманским кораблем Черноморского флота. 16 апреля 1917 г. получил название "Свободная Россия". В мае - июле 1917 г. принял участие в операции по прикрытию минных постановок в районе Босфора. 12 июня вместе с эсминцами "Гневный" и "Счастливый" преследовал возвращающийся после выполнения задач в северном районе Черного моря легкий крейсер "Мидилли". Последний боевой поход "Свободная Россия" совершила во второй половине октября 1917 г. с целью очередного перехвата легкого крейсера "Мидилли". Операция в этот раз была проработана тщательно, русское командование смогло сосредоточить на выгодных позициях первую и вторую тактические группы кораблей. Однако германо-турецкому крейсеру вновь повезло: команда "Свободной России" отстранив офицерский состав от командования и управления кораблем самовольно увела корабль в Севастополь. Операция была сорвана. 1 мая 1918 г. Некоторые корабли Черноморского флота, в том числе и "Свободная Россия" были переведены из Севастополя в Новороссийск, по причине занятия города немецкими войсками в соответствии с положениями мирного договора Советской России с Германией. По тому же договору все боевые корабли Черноморского флота передавались Германии. После ухода кораблей немецкое командование настоятельно потребовало от советского правительства выполнения условий договора. Судьбу кораблей на новороссийском рейде решали фактически команды во главе с судовыми комитетами. Команды некоторых кораблей приняли решение о возвращении в Севастополь. Офицеры и матросы "Свободной России" решили затопить свой корабль, но  не передавать его в руки противнику. 18 июня 1918 г. "Свободная Россия" была потоплена залпом из четырех торпед с эсминца "Керчь" в Цемесской бухте, где на глубине 40 м находится по сей день. В начале 30-х годов были подняты две башни главного калибра, сорвавшиеся с креплений и находившиеся рядом с линкором. После подъема башен было принято решение о подъеме линкора, однако в ходе работ произошла детонация боеприпасов, корпус корабля развалился на три части и от дальнейших работ пришлось отказаться.
     Линейный корабль "Император Александр III". Заложен на верфи "Руссуда" 17 июня 1911 г. вместе с "Императрицей Марией". Спущен на воду 15.04.1914 г. Приемо - сдаточные испытания проходили в первой половине 1917 г. Такая задержка с достройкой корабля на воде объясняется тем, что многие комплектующие (артиллерийские орудия, металлопрокат и т.п. ) предназначенные для "Александра III", были использованы для ускорения достройки "Марии" и "Екатерины Великой". Введен в строй 15 июня 1917 г. 16 апреля 1917 г. получил название "Воля". По конструкции от своих предшественников отличался отсутствием двух 130 мм орудий в двух первых казематах и боеукладок к ним. Таким образом "Руссуд" решал проблему чрезмерной перегруженности носовой части линкора, общую для всех кораблей черноморской серии линейных кораблей. 19 октября 1917 г. принял участие в неудачной операции по перехвату легкого германо-турецкого крейсера "Мидилли" (Бреслау). В декабре 1917 г. принял участие в операции по эвакуации войск 127 пехотной дивизии с территории Турции. В январе 1918 г. принял участие на стороне большевиков в боях с войсками Центральной Рады (сторонники независимости Украины) в г. Одессе. 29 апреля 1918 г. команда линкора подняла украинский флаг. С выходом германских войск сначала к Одессе, а потом и к Севастополю, настроение команды поменялось, флаг Украины был спущен и линкор вновь под Андреевским флагом вместе с группой кораблей Черноморского флота ушел в Новороссийск с целью не допустить передачу корабля Германии, как это предписывалось мирным договором между Советской Россией и Германией. Однако немцы продолжали упорно добиваться от Советского правительства выполнения условий договора, угрожая возобновлением боевых действий на Восточном фронте. В этих условиях советским руководством было принято решение о затоплении части кораблей Черноморского флота, находящихся в Новороссийске. По существу же, как я уже писал, судьбу каждого корабля решала команда во главе с судовым комитетом. Команда "Воли" приняла решение о возвращении в Севастополь, к тому времени уже занятым германскими войсками и сдаче корабля немецкому командованию. 17 июня 1918 г. "Воля" под командованием капитана I ранга А.И. Тихменева с группой кораблей прибыла на Севастопольский рейд.  Поднимался ли германский военно-морской флаг на "Воле", достоверно не известно. В боевых действиях на стороне Германии русские корабли не участвовали. 24 ноября 1918 г. после поражения Германии в войне, немецкие войска оставили Севастополь. На "Воле" вновь был поднят Андреевский флаг. С прибытием в Севастополь войск бывших союзников, остатки команды "Воли" были распущены и 15 декабря 1918 г. "Воля" с английской командой и под английским флагом ушла в турецкий порт Измит. В августе 1919 г. английским командованием было принято решение о передаче захваченных русских кораблей в том числе и линкора "Воля" Вооруженным Силам Юга России (ВСЮР). 25 сентября 1919 г. линкор прибыл в Севастополь и включен в состав Черноморского флота ВСЮР под названием "Генерал Алексеев", в память начальника штаба Верховного Главнокомандующего Русской армии, основоположника белого движения на юге России генерала-от-инфантерии М.В. Алексеева. В составе белого флота "Генерал Алексеев" принял участие в операции на Днепро-Бугском лимане с 31 июля по 18 августа 1920 г. После ее окончания линкор вернулся на свою стоянку в Севастополь и в море до окончания гражданской войны на Юге России не выходил. В 22.45 13 ноября 1920 г. имея на борту 2086 пассажиров линкор взял курс на Константинополь, куда прибыл 16 ноября. На отведенной стоянке в Мраморном море пополнив вместе с другими кораблями запасы топлива и продовольствия, предоставленные французским командованием, линкор отправился в свой последний поход. Целью перехода была французская военно-морская база в Тунисе расположенная близ г. Бизерта и предоставленная французским командованием для базирования остатков русского флота, куда и прибыл 27 декабря 1927 г. Служба на кораблях эскадры неслась под Андреевским флагом до 29 октября 1924 г., когда в связи с признанием СССР Французской Республикой флаги на кораблях были спущены, а команды расформированы и переведены в лагеря беженцев. Французское правительство признало право собственности СССР на корабли эскадры и даже допустила в Бизерту комиссию советский военно-морских специалистов для оценки технического состояния кораблей, однако взамен кораблей потребовало признание Советским правительством долгов Российской Империи, в чем конечно же ему было отказано. С 28 октября 1929 г. французское руководство приступило к продаже кораблей признанных советской комиссией непригодными к дальнейшему использованию на разборку. В 1933 г. дело дошло и до годных кораблей, хотя к тому времени вряд ли какой либо из них представлял из себя какую-то боевую ценность. Разборка "Генерала Алексеева" началась в 1934 г. и была завершена в 1937 г. Артиллерийские орудия и приборы управления огнем были сданы в арсенал Сиди Абдаллах. В 1940 г. Франция по просьбе правительства Финляндии уступила этой стране орудия главного калибра разобранного линкора. Поставка осуществлялась в течении года, причем восемь орудий благополучно прибыли в Финляндию, где еще долгое время использовались в системе обороны побережья страны, а четыре попали в руки немцев, во время стоянки транспортного судна в Норвежском порту. Эти орудия в последствии немцы использовали для вооружения немецкой береговой батареи "Мирус" на о. Гернси.
   Четвертый корабль серии черноморских линкоров - "Император Николай I" так и не был достроен. Был заложен 9 июня 1914 г. на заводе "Наваль" Общества николаевских заводов и верфей. Спущен на воду 5 октября 1916 г. 16 апреля 1917 получил наименование "Демократия". 24 октября 1917 г. принято решение о приостановке строительства. В начале 1927 г. выведен из состава Черноморского флота и 1 апреля того же года передан на Севморзавод для разделки на металл.
   В заключении, хотелось бы отметить, что проектирование и постройка кораблей такого класса как линейные корабли типа "Гангут" и "Императрица Мария" крайне сложная инженерно-техническая задача. Она оказалась под силу только считанным государствам, находящимся на острие научно-технического прогресса и тот факт, что наша Родина оказалась в то время в числе таких развитых стран, обладала достаточным интеллектуальным и экономическим потенциалом для постройки подобных кораблей - повод для гордости.   

Тактико-технические характеристики

 

№№

п.п.

    Наименование характеристики

Единица измерения

"Императрица Мария"

 "Императрица Екатерина Великая"

 "Император Александр III"

    1

Водоизмещение стандартное

     т

          22600

       23873

22600

    2

Длина

     м

          168

169, 46

168

    3

Ширина

     м

          27,43

28, 07

27, 43

    4

Осадка

     м

           8, 36

           8, 36

8, 36

    6

Силовая установка

 

8 турбин Парсонса. 25 котлов системы Ярроу

8 турбин Парсонса. 25 котлов системы Ярроу

8 турбин Парсонса. 25 котлов системы Ярроу

    7

Винтовая группа

 

       4 винта

     4 винта

4 винта

    8

Максимальная мощность силовой установки

   л.с.

       26 000

       27 000

26 000

    8

Максимальная скорость

  узел

          21, 5

        21,5

21,5

    8

Максимальная дальность автономного плавания

  миля

         2960

         2960

2960

  Дальность плавания на крейсерском ходу (12 узлов)

миля

1400

1400

1400

    9

Экипаж

   чел.

          1220

          1220

1220

  10

Артиллерийское вооружение:

- 305 мм орудия

- 130 мм орудия

- 75 мм орудия

- 76, 2 мм орудия

  шт.

 

 

12

20

4

-

 

 

12

20

4

-

 

12

18

-

4

  11

Минно-торпедное вооружение

- 450 мм торпедные аппараты

  шт.

                 4

           4

4

 

Боекомплект:

- 305 мм выстрелы

- 130 мм выстрелы

шт.

1140

3160

1200

4900

1200

4410

  Бронирование:

- борт

- палуба

- башни орудий главного калибра

- боевые рубки

- дымовые трубы

- трубопроводы верхней палубы

мм

 

100-270

25 - 50

125-305

250-300

22

75

 

100-270

25-50

125-305

250-300

22

75

 

100-270

25-50

125-305

250-300

22

75

 

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru