ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 1123 "КОНДОР" ("МОСКВА", "ЛЕНИНГРАД")

 

 

 Авианесущие корабли

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Военно - морской флот
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Авиационная база "Орлица"
Линейные корабли типа "Севастополь"
Линейные корабли типа "Императрица Мария"
Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада"
Эсминцы типа "Новик"
Большие десантные корабли  проекта 775
Канонерская лодка "Гиляк" 1898 г.
Минные заградители типа "Буг"
Торпедный катер типа Ш-4
Подводная лодка "Дельфин"

 

 

 

 

 

 

  

 

    С появлением в составе военно-морских сил США в конце 50-х годов атомных подводных лодок, вооруженных стратегическими ракетами "Поларис", коренным образом изменилась концепция оперативного использования военно-морского флота. Теперь флот из вида вооруженных сил, главным образом обеспечивающего успешные боевые действия сухопутных войск, превратился в составную часть ядерной триады, способную самостоятельно решать стратегические задачи по нанесению противнику решительного поражения и уничтожению его экономического потенциала. В связи с этим неизмеримо возросло значение  противолодочной обороны. Если в период второй мировой войны задачи по организации противолодочной обороны были актуальны в акваториях военно-морских баз, портов и на путях проводки конвоев, то теперь стартовые позиции атомных подводных ракетоносцев могли располагаться в любом районе мирового океана на значительных расстояниях до района предполагаемых целей. В 1957 г. Главный Штаб ВМФ предложил научно-исследовательским коллективам, работающими в области проектирования боевых кораблей, разработать эффективное средство обнаружения и уничтожения атомных ракетоносцев противника. Руководство ЦКБ-17 (ныне Невское проектно-конструкторское бюро г. Санкт-Петербург) предложило создать специализированный противолодочный  корабль-вертолетоносец дальней зоны с мощным бортовым противолодочным и зенитным вооружением. Для строительства серии таких кораблей предлагалось использовать семь недостроенных законсервированных на предприятиях крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ. Руководство ВМФ идею корабля-вертолетоносца в общем одобрило, однако от переоборудования недостроенных крейсеров отказалось. В 1958 г. в совместном постановлении ЦК КПСС и СМ СССР создание противолодочного корабля дальней зоны признавалось основной задачей советского судостроения. В том же году руководство ВМФ утвердило оперативно-техническое задание (ОТЗ) на разработку проекта противолодочного корабля - вертолетоносца, обозначенного как "проект 1123". К изыскательским проектным работам на конкурсной основе привлекались Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения (ЦНИИВК, ныне 1 ЦНИИ МО РФ г. Санкт-Петербург), ЦКБ-17 и ЦКБ-53 (г. Санкт-Петербург). Предэскизный проект представленный коллективом ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.В. Савичева предполагал создание корабля общим водоизмещением до 8000 т, несущего авиагруппу в составе 14 противолодочных вертолетов Ка-25, вооруженного двумя ЗРК М-11, одним ПЛРК (противолодочный ракетный комплекс) "Вихрь", двумя 573 мм торпедными аппаратами, двумя бомбометными установками РБУ-6000, двумя 76 мм артиллерийскими установками. Корабль должен был иметь трехвальную ГЭУ (главная энергетическая установка) мощностью 80 000 л.с. и оснащаться перспективными средствами обнаружения подводных целей. Несмотря на то, что требования заказчика  предусматривали в свете тенденций тех лет общее водоизмещение противолодочного корабля в пределах 4000 - 5000 т, руководство ВМФ остановилось именно на этом проекте. В начале 1960 г. главным командованием ВМФ было выдано тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку эскизного проекта 1123. В разработке проекта на конкурсной основе участвовали  научные коллективы ЦКБ-17 и ЦКБ-53 под руководством главного конструктора А.Л. Фишера. ЦКБ А.В. Савичева представила семь эскизных проектов, в том числе проект корабля по схеме катамарана. На совместном заседании в декабре 1960 г. Государственного комитета по судостроению и Главного управление кораблестроения (ГУК) ВМФ СССР предпочтение было отдано четвертому проекту ЦКБ-17. Технический проект корабля был выполнен уже к декабрю 1961 г., причем его общее водоизмещение увеличивалось по разным причинам до 9830 т. Однако, коррекции технического проекта и даже плазовой документации продолжались чуть ли не до спуска судна на воду.

   Закладка головного корабля проекта 1123 (в 1965 г. к названию проекта добавился шифр "Кондор") состоялась 15 декабря 1962 г. на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И. Носенко (до революции судостроительный завод "Наваль"). Сразу после закладки кораблю было присвоено наименование "Москва". 14 января 1965 г. корабль был спущен на воду и направлен на стоянку к достроечной стенке. 16 апреля 1967 г. на корабле был поднят военно-морской флаг и в августе "Москва" была представлена на государственные испытания, которые проходили очень непросто и закончились в декабре 1967 г. подписанием приемного акта. 31 декабря корабль прибыл в Севастополь где был включен в состав 21 бригады противолодочных кораблей Кразнознаменного Черноморского флота (КЧФ). К 30 марта 1968 г. экипаж "Москвы " выполнил задачу К-1 курса подготовки и был введен в кампанию. С мая по август того же года противолодочный крейсер последовательно выполнил задачи К-2 и К-3 КПБ и был первоначально введен в состав кораблей второй, в августе и первой линии. С 19 сентября по 5 ноября 1968 г. крейсер нес боевую службу в составе Средиземноморской эскадры, в ходе которой прошел 10 300 миль. 1 апреля 1969 г. в районе м. Херсонес потерпел аварию вертолет Ка-25 из состава корабельной авиагруппы. С 20 апреля по 16 мая - боевая служба в Средиземном море, пройдено 7304 мили. С 17 августа того же года корабль вновь вышел в средиземноморскую акваторию, где принимал участие до 14 сентября 1969 г. в учениях "Броня", пройдя 7347 миль. С 3 января по 29 апреля 1970 г. "Москва" вновь в составе Средиземноморской эскадры несла боевую службу, в ходе которой приняла участие в учениях "Океан" , провела мореходные испытания в Атлантике и заходила с деловым визитом в египетский порт Александрию, пройдя за этот период в общей сложности 21 598 миль. С 31 декабря 1970 г. по 8 августа 1971 г. корабль находился в ремонте на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев). 24 марта 1972 г. при посадке на мель корабль повредил обтекатель гидроакустической станции (ГАС) "Орион". В ноябре того же года крейсер принял участие в испытаниях истребителя вертикального взлета корабельного базирования Як-38М, в ходе которых были осуществлены взлет и посадка истребителя на взлетную палубу корабля. В 1973 году "Москва" несла боевую службу в Средиземном море ( с 1 марта по 22 мая) с заходом в порт г. Александрия,  в августе участвовала в съемках кинофильма "Океан". В апреле -июне 1974 г. крейсер снова вышел на боевую службу в Средиземное море, в ходе которой совершил заход в порт г. Риека (Югославия). 2 февраля 1975 г. на корабле случился пожар в из-за замыкания электропроводки, в результате которого погибло три человека из состава команды и крейсер был отправлен в средней ремонт на ЧСЗ, который проходил с 19 февраля 1975 г. по 30 октября 1976 г. После завершения послеремонтных ходовых испытаний 26 декабря 1976 г. "Москва " была включена в состав 11 бригады противолодочных кораблей 30 дивизии КЧФ. 31 мая 1977 г. крейсер введен в состав кораблей первой линии и уже 21 ноября того же года вышел на боевую службу в Средиземное море, где находился до 30 июня 1978 г., совершив официальный визит в г. Алжир и пройдя 20 509 миль. С 25 августа 1979 г. по 3 марта 1980 г. "Москва"  снова выходит в средиземноморскую акваторию. В сентябре 1979 г. делает заход в порт г. Дубровника (Югославия). Всего в 1979 г. корабль проходит 16 307 миль. 4 июня 1980 г. в районе Севастополя крейсер вновь повреждает обтекатель ГАС "Орион" . В 1981 г. с 5 марта по 6 августа корабль на боевой службе в Средиземном море. С 25 мая по 4 июня того же года - заход в порт Дубровник. За 1981 г. корабль прошел 12 840 миль. В 1982 г. С 25 февраля по 4 августа "Москва" в составе средиземноморской эскадры. 12 апреля того же года прибывает в порт Риеку с деловым визитом, в период с 12 июня по 2 июля совершает официальные визиты в г. Луанда (Ангола) и г. Лагос (Нигерия). В 1982 г. пройдено 20 058 миль. С 1 октября 1982 г. крейсер убывает на Севморзавод (г.Севастополь) для производства очередного среднего ремонта, который продолжался до 25 декабря 1989 г. 18 июня 1990 г. "Москва" была введена в кампанию после выполнения задачи К-1 КБП. С 10 по 11 августа 1991 г корабль совершил заход в порт г. Варна (Болгария) с официальным визитом. С 14 декабря по 2 декабря того же года - боевая служба на Средиземном Море, с деловым визитом в г. Тартус (Сирия). Всего за 1991 г. корабль прошел 9073 мили. В 1992 г. крейсер несет службу на Черном море и проходит 5300 миль в ходе  учений. 26 мая 1993 г. "Москва" последний раз выходит в море и проходит 410 миль. 27 апреля 1995 г. корабль выводится в резерв второй категории, а 26 июня того же года переименовывается в "ПКР - 108". 7 ноября 1996 г. на корабле производится торжественный спуск военно-морского флага. 27 мая 1997 г. корабль вышел в море на буксире и был отправлен в Индию для разборки на металл. За время службы ПКР "Москва" имел следующие бортовые номера: 857, 851, 848, 841, 854, 843, 853, 846, 850, 847, 104, 100, 106, 110, 108.    

   Закладка второго корабля проекта 1123  "Кондор" состоялась 15 января 1965 г. на  Николаевском судостроительном заводе № 444 имени И.И. Носенко.  Кораблю было присвоено наименование "Ленинград". 31 июля 1966 г. корабль был спущен на воду . 15 декабря 1968 г. на корабле был поднят военно-морской флаг. Государственные испытания "Ленинграда" начались 24 марта 1969 г. и проходили более гладко и спокойно, чем испытания головного корабля.  Подписание приемного акта состоялось 22 апреля 1969 г. 22 июня того же года корабль был включен в состав 21 бригады противолодочных кораблей КЧФ. С 25 марта по 5 июня 1970 г. "Ленинград" находился на боевой службе в Средиземном море и в Атлантике, в ходе которой принял участие в учениях "Океан". В 1970 г. крейсер прошел 26 670 миль. В 1971 г. корабль выполнил две боевые службы в Средиземном море: с 20 декабря 1970 г. по 7 мая 1971 г и с 31 мая по 21 июня 1971 г. В ходе последней "Ленинград" принял участие в учениях "Юг". В 1971 году крейсер прошел 18 157 миль. С 5 января по 31 марта 1972 г. корабль вновь на боевой службе. В этот период крейсер принял участие в спасательной операции ПЛАРБ К-19, за время операции совершил переход в г. Североморск, где прошел восстановительный ремонт. 6 мая 1972 г. "Ленинград" возвратился в Севастополь. В 1972 году корабль прошел 20 286 миль. С 14 августа 1972 г. по 26 сентября 1973 года крейсер проходил текущий ремонт на ЧСЗ. В 1973 году судно прошло 818 миль. С 15 июня по 6 декабря 1974 г. "Ленинград" принял участие в траление мин с воздуха в Суэцком заливе. В этот период совершил четыре захода в порты Бербера (Сомали) и Нгьема-Бийого (Экваториальная Гвинея) с деловыми визитами,  в Порт-Луи (Маврикий) и Дакар (Сенегал)- с официальными. В 1974 г. корабль прошел 28 919 миль. С 24 июня по 10 ноября 1975 г. "Ленинград" снова на боевой службе в Средиземном море, в ходе которой совершил два деловых визита в порты Дубровник (Югославия) и Александрия (Египет). В 1975 г. было пройдено 14 207 миль. С 30 мая по 1 декабря 1976 г. крейсер выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. Совершил заход в порт Сплит (Югославия) с официальным визитом. С 10 апреля 1977 г. по 28 декабря 1978 г. "Ленинград" проходил средний ремонт на ЧСЗ. С 1 июля по 31 августа 1979 г. - боевая служба в Средиземном море. В 1979 г. крейсер прошел 15 923 мили. С 28 февраля по 26 августа 1980 г. корабль на боевой службе в акватории Средиземного моря. В этот период совершил переход на Балтику в порт Ленинград и обратно. За 1980 г. крейсер прошел 25 408 миль. С 15 августа по 16 сентября 1981 г. корабль принял участие в учениях "Запад-81" в акватории Балтийского моря. С 16 ноября 1981 г. по 5 марта 1982 г. - боевая служба в Средиземном море. В 1981 г. "Ленинград" прошел 18 700, а в 1982 г. 6733 мили. В 1983 г. корабль нес службу в Черном море и прошел 11 855 мили. С 28 февраля по 16 июня 1984 г. крейсер был на боевой службе в Атлантическом океане, в ходе которой заходил в порт Гавана (Куба) с официальным визитом. С 18 августа по 6 ноября 1984 г. корабль выполнял правительственную задачу по разминированию акватории Красного моря, заходил с деловым визитом в порт Аден (Йемен). В 1984 г. "Ленинград" прошел 23 116 мили. С 25 декабря 1985 г. по 21 марта 1988 г. корабль находился в среднем ремонте на ЧСЗ. В 1985 г. он прошел 5000, а в 1988 г. - 2096 мили. В 1989-1990 гг. "Ленинград" находился на Черном море и прошел 20 787 мили. В 1991 г. крейсер был выведен из боевого состава КЧФ. 5 декабря 1992 на корабле был торжественно спущен военно-морской флаг. 24 августа 1995 г. "Ленинград" был уведен на буксире в Индию для разделки на металл. За время службы ПКР "Ленинград" имел следующие бортовые номера: 848, 845, 844, 853, 854, 847, 858, 103, 107, 113, 428, 109, 106, 702, 857. 

Появление в составе советского ВМФ противолодочных крейсеров проекта 1123 стало событием, оказавшим поистине определяющее влияние на дальнейшее развитие военно-морской тактики, состава соединений боевых кораблей, теорию и практику кораблестроения. Это были принципиально новые по конструкции, составу вооружения и основам боевого применения корабли.             

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                                           Наименование характеристики

Единица измерения

Значение характеристики

    1

Стандартное водоизмещение

              т

                      11 100

    2 Полное водоизмещение               т

 15 280

    3

Длина

   м

        189 

    4

Ширина

   м

          34

    5

Осадка

              м

                            7,5

    6

Длина полетной палубы

              м

                             95

    7

Скорость полного хода

         узлов

                             29

    8

Дальность плавания

         миль

                         8000

    9

Мощность силовой установки

             л.с.

                     90 000

  10 Тип силовой установки               паротурбинная

  11 

Экипаж

           чел.

                           850

  12

Вооружение ПВО

 

     2 х УЗРК М-11 "Шторм"

  13

Противолодочное вооружение

  

    -1 х ПЛРК РПК-1 "Вихрь"

    -2 х РБУ-6000

  14

Торпедное вооружение

 

  2 х пятитрубные 533 мм ПТА-53 (демонтированы во время среднего ремонта)

  15

Артиллерийское вооружение

 

             2 х 57 мм АК-725   

  16 Авиационное вооружение                         14 х Ка-25
  17 Боекомплект: - ракеты В-611 (УЗРК)

                             -ракеты 82Р (ПЛРК)

                            - глубинные бомбы РБГ-60

                            - торпеды СЭТ-65 

                            - 57 мм выстрелы  

           шт.                          - 96

                          - 8

                          - 240

                          - 10

                          - 22000 -?

  18 Боевая информационно-управляющая система (БИУС)                    "Корень"
  19 Радиолокационные станции (РЛС)   МР-600 "Восход", МР-310 "Ангара"
  20 Гидроакустические станции (ГАС)   стационарная - "Орион"

погружаемая - "Вега"

  21 Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ)   "Залив", "Гурзуф", "Гурзуф-1", ПК-2
  22 Дальность поражения воздушных целей            км                         35
  23 Высота поражения воздушных целей             м                 50 -25 000
  24 Предельная дальность поражения подводных целей            км                         25
  25 Глубина поражения подводных целей              м                       600
  26 Дальность поражения надводных целей (АК-725)              м                     13 200
  27 Предельная дальность обнаружения воздушных целей            км                      500
  28 Предельная дальность обнаружения подводных целей            км                        30

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru