ГЛАВНАЯ

Карта сайта Военная форма одежды

назад

1

2 3 4 5 6 8 9 10

вперед

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Общее развитие военной формы одежды в 1901 - 1917 гг.
Общие правила ношения военной формы одежды в 1901 - 1917 г
Форма одежды чинов Свиты Его Величества
Форма одежды чинов имеющих мундир должности присвоенный
Форма одежды чинов гвардейской пехоты
Форма одежды чинов армейской пехоты
Форма одежды чинов армейской кавалерии
Форма одежды чинов армейской артиллерии
Форма одежды чинов инженерных войск
Форма одежды чинов военной авиации
Форма одежды чинов казачьих войск
Форма одежды чинов военно-морского ведомства

- 7 -

   Приказ по военному ведомству № 116 от 8 марта 1910 г.: Государь Император, во 2-й день Марта 1910 года, Высочайше повелеть соизволил: генералам, штаб- п обер -офицерам, коим приказами по военному ведомству 1907 года № 644 п 1908 года № 80, установлен двубортный мундир пехотного образца, присвоить укороченные шаровары покроя, установленного приказом по военному ведомству 1908 года № 178, для гвардейских частей пехоты и пешей артиллерии, при ширине в колене (сложенные вдвое) от 4 1/2 до 5 1/2 вершков.

(По Главному Интендантскому Управлению).

   Приказ по военному ведомству № 125 от 15 марта 1910 г.:  Утвержденное Военным Советом, 20-го Февраля 1910 года, описание ве- щевого мешка для нижних чинов гренадерской и армейской пехоты, пря этом объявляю но военному ведомству, в отмену опнсания, объявленного при приказе по военному ведомству 1909 года за № 115.

(По Главному Интендантскому Управлению).

  ОПИСАНИЕ

 вещевого мышка для нижних чинов гренадерской и армейской пехоты

   Вещевой мешок изготовляется из окрашенной в защитный цвет непромокаемой парусины и но своему наружному виду, размерам и способу изготовления должен отвечать установленному образцу. Мешок выкраивается из трех кусков непромокаемой парусины, из коих один служить передней его стенкой, другой задней, а трет боковыми стенками и дном, которое имеет закругленную форму. Задняя стенка мешка, изготовляемая длиннее передней, образует вверху клапан, который загибается на переднюю сторону я застегивается посредством имею- щихся на мешке двух ремешков с пряжками. На заднюю стёнку, внутри мешка, во всю его ширину, нашивается, круговым строчечным швом, планка из юфтевой кожи, шириною 21/2 вершков (11 см). Стенки мешка сшиваются с боками и дном одинарным швом (с подгибом краев) на 1/16 — 1/8 верш. (0, 3 - 0, 6 см) от краев мешка, причем ткань загибается внутрь 4/16 - 5/16  вершков (1, 1 - 1, 4 см). Длина задней стенки мешка вместе с клапаном (по середине) 131/4 —131/2 верш. (58, 3 - 59, 4 см), причем длина самой стёнки 81/2—83/4 верш. (37, 4 - 38, 5 см). Ширина задней стенки (по середине),  как и клапана, 71/4—73/8, верш. (32 - 32, 6 см). Края клапана загибаются наружу на 1/4 вершка (1, 1 см) (с подгибом краев) и прострачиваются машинным швом в расстоянии 3/16 верш. (0, 9 см) от края; число стежков 9—12 в 1 верш. (4, 4 см). Углы клапана скошены на 3/4— 1 верш. (3, 3 - 4, 4 см). Длина передней стенки равна 83/16—9 вершка (36, 1 - 39 см), ширина—71/4, —71/2 верш. (32 - 33 см). Между задней и передней стенками мешка вставляется полоса парусины, составляющая боковые стенки и дно, длиною 1 арш. 6—61/2 верш.  (736, 4 - 738, 6 см), а шириною в дне и закруглениях стенок 31/4 - З1/2 верш. (14, 3 - 15, 4 см); от этих закруглений означенная полоса парусины постепенно суживается и оканчивается вверху клиньями. К нижнему краю клапана, с наружной его стороны, пришнваются два ремешка, в расстоянии 11/4—13/4 верш. (5, 5 - 7, 7 см) от боковых краев клапана. Ремешки накладываются на клапан на 3/4 верш. (3, 3 см), и пришиваются двумя строчками на расстоянии от краев 1/16 вершка (0, 3 см), они изготавливаются из юфтевой кожи и имеют длину 31/8 —31/2 вершка (13, 8 - 15, 4 см) и ширину 3/8, верш. (1, 8 см). Эти ремешки имеют скошенные концы и о три дырочки, на которые клапан застегивается посредством двух железных луженых пряжек, длиною и шириною в 1/2 верш. (2, 2 см) с соответственными шпеньками и катышами. Пряжки прикреплены посредством двух ремешков, нашитых в соответствующих расстояниях от края мешка. Расстояние верхнего края передней стенки мешка до верхнего края пряжечного ремешка 2 — 21/2 верш. (8, 8 - 11 см). Пряжки эта прикрепляются посредством ремешков, нашитых на передней стенке мешка, из вдвое сложенной юфтевой кожи, длиною в отделке 1 —11/4 верш. (4, 4 - 5, 5 см) а шириною 3/8 верш. (1, 8 см), с кожаными гайками, шириною 3/8 вершка (1, 8 см). Эти ремешки пришиваются по бокам двумя строчками, длиной в 1 верш. (4, 4), с закреплением вверху у пряжек и внизу—между строчками. Для укрепления боковых стенок, а такие для предохранения от провисания дна мешка, вдоль стенок и дна, прокладывается тесьма защитного цвета из той же непромокаемой парусины, как и мешок, вдвое сложенной, с загнутыми внутрь краями и простроченной по бокам. Ширина тесьмы 1— 11/4 верш. (4, 4 - 5, 5 см). Она накладывается по бокам и дну мышка, а верхние концы ее пришиваются в боковым стенкам мешка двойной строчкой в расстоянии 11/4 - 11/2 верш. (5, 5 - 6, 6 см), ниже верхнего края мешка. Тесьма эта пропускается сквозь пять гаек из юфтевой кожи, шириною каждая 3/8 вершка (1, 8 см), а длиною по 13/4 верш. (7, 7 см), нашиваемых к боковым стенкам следующим образом: две верхние гайки на 33/4 —4 верш. (16, 5 - 17, 2 см) от верхнего края передней стенки мешка, две средние гайки на 3—31/4 верш. (13, 2 - 14, 3 см) от верхних гаек, а пятая гайка — по середине дна. Гайки эти нашиваются на равном расстоянии от краев мешка и пришиваются двумя поперечными строчками по концам. К левой стороне мешка нашивается рядом, поверх двух боковых гаек для тесьмы, по две малых гайки, также из юфтевой кожи, длиной в 1 верш. (4, 4 см) а шириной 1/2 верш. (2, 2 см) каждая, для продевания в них двух ремешков, которыми прикрепляется к мешку свернутое палаточное полотнище. Эти 4 гайки пришиваются двумя поперечными строчечными швами тройной льняной ниткой, с закреплением краев в расстоянии 1/16 - 1/8 верш. (0, 3 - 0, 6 см) от краев ремешка. Каждая верхняя гайка нашивается в расстоянии 1/8 верш. (0, 6 см) от боковых краев мешка, а нижняя на одной линии с верхней. Ремешки для прикрепления полотнища палатки выкраиваются из прожированной юфтевой кожи, имеют 9—91/2 верш. (39, 6 -41, 8 см) и ширину 3/8 верш. (1, 8 см). Один конец ремешков скошен, а к другому концу пришита железная луженая пряжка 1/2 верш. (2, 2 см) в квадрате, на ремешках прикреплено по гайке шириной 5/16—3/8 верш. (1, 4 - 1, 8 см) Загиб ремешка пришит двумя строчечными швами, с верхним закреплением у пряжки, идущими в расстоянии 1/16 верш. (0, 3 см) от краев ремня. Ремешок имеет 6 дыр, в расстоянии 4/8—5/8 верш. (2, 2 - 2, 8 см) одна от другой, а крайняя в расстоянии 1 верш. (4, 4 см) от конца ремня. Внизу, с наружной стороны задней стенки мешка (по середине) пришивается ремешок (для пристегивания мешка к поясному ремню во время носки его на спине) длиною 41/4—41/2 верш. (18, 3 - 19, 4 см) шириной 1/2 - 9/16 верш. (2, 2 - 2, 5 см) с 3-мя отверстиями, причем крайнее отверстие находится в расстоянии одного вершка от конца ремешка, а остальные 2 в расстоянии ее вершка одно от другого. Свободный конец ремня имеет скошенные углы, длиною 1/2 верш. (2, 2 см) каждый. Другим концом ремешок пришит (тройной льняной ниткой) двумя строчечными швами в расстоянии 1/4 верш. (1, 1 см) один от другого, причем наружный шов идет в расстоянии 1/16 верш. (0, 3 см) от конца ремня. Для застегивания ремня к мешку прикреплена пряжка посредством ремешка, пришитого по середине дна от края передней стенки мешка в расстоянии 1/8 —1/4 верш. (0, 6 - 1, 1 см) Ремешок, на который надета пряжка, выкроен из юфтевой кожи, вдвое сложенной, длинной в отделке 1 верш. (4, 4 см), а шириной 1/2 верш. (2, 2 см) с кожаной гайкою, шириной 1|2 верш. (2, 2 см). Этот ремешок пришивается по бокам двумя строчками, длиной 3/4 верш. (3, 3 см) каждая, с закреплением у пряжки и по середине наружного края между строчками. Пряжка изготовляется из железной луженой проволоки № 9 по английскому калибромеру и имеет ширину снаружи 11/16 верш. (3 см), а длину 1/2 верш. (2, 2 см), с соответственным шпеньком и катышом. Вверху к задней стенке, с наружной стороны, мешка, пришиваются две лямки, из втрое сложенной парусины, защитного цвета, прошитой с боков, в расстоянии 1/8 верш. (0, 6 см), от краев и по середине, во всю длину лямок, строчечными швами тройной льняной ниткой. У свободных концов лямок углы скошены на 1 — 1 1/4 верш. (4, 4 - 5, 5 см) и прошиты также строчечным швом, Каждый вершок (4, 4 см)строчечных швов должен иметь от 9 до 12 стежков.  Длина лямок до пришива, измеряя по середине, от 1 арш. 7 верш. (740, 8 см) до 1 арш. 7 1/2 верш. (743 см), а ширина 13/4—15/8 верш. (7, 7 - 7, 2 см). На каждой лямке, в расстоянии 7 верш. (30, 8 см) от пришива, нашиты тремя строчечными швами петли из той же ткани, в которые продеты 2 железные луженый пряжки; длина петель 11/2 — 13/4 верш. (6, 6 - 7, 7 см), они сшиваются также из тройной парусины, как и лямки. Каждая петля сложена вдвое и пристрачивается к лямке тремя швами (тройной льняной ниткой), из коих один идет на расстоянии 1 верш. (4, 4 см) от пряжки, средний шов отстоит от первого на 1/2 верш. (2, 2 см),  а третий в расстоянии 1/8—3/8 верш. (0, 6 - 1, 8 см) от края петли; причем концы петель подгибаются внутрь. Железные луженные пряжки, нашиваемые на лямки, имеют закругленные углы как снаружи, так и внутри; они выштампованы из цельного куска листового железа, толщиною № 11 по английскому калибромеру, имеют по средине перекладину. Длина пряжки по середине (по наружным краям) 2 верш. (8, 8 см), ширина 7/8 верш. (3, 9 см), ширина средней перекладины и боковых стенок пряжки по 5/32 верш. (0, 6 см). На лямках имеются еще две кожаные гайки из юфтевого ремня, шириной 3/8 - 1/2 вершка (1, 7 - 2, 2 см). Вес готового вещевого мешка, с лямками -2 фун. 60 зол.—2 фун. 80 зол. (1078 - 1164 г)  Для укрепления лямок, с задней стороны мешка, нашивается по ширине мешка планка из юфтевой кожи на 1/8—1/4 верш. (0, 6 -1, 1 см) ниже верхнего края внутренней юфтевой планки, шириной в 11/4 верш. (5, 5 см), длиной во всю ширину мешка до боковых швов. Планка эта пришивается круговым строчечным швом на расстоянии 1/16 верш. (0, 3 см) от краев. Нижние концы лямок проходят под планку до нижнего ее шва и пришиваются верхним швом планки и еще одним швом по середине планки параллельно первому (поперек лямки), кроме того двумя продольными, идущими в расстоянии 1/4 верш. (1, 1 см), от краев лямки. Наружный боковой край лямки у пришива отстоит от бокового края мешка на 4/8 — 5/8 верш. (2, 2 - 2, 8 см), причем лямка расположена несколько косо.  Непромокаемая парусина для вещевого мешка,  лямки и тесьмы, поддерживающей  боковые стенки и дно, изготовляется из чистой льняной пряжи; ткань должна быть ровная, плотная, без перетык, костры, узлов и дыр, гладкая (не мохнатая),   окрашенная в прочный защитный цвет и с некоторым наружным лоском. Число нитей в одном квадратном дюйме (2, 54 см²) парусины должно быть не менее по основе - 28 двойных, а по утку - 24 ординарных. Разрыв полоски непромокаемой парусины в 1 дм. (2, 54 см) шириной и 7 дм. (17, 8 см) длиной, должен выдержать, как но основе, так и по утку не менее 160 фун. (65, 5 кг). Вес одного квадратного аршина (710 см²) непромокаемой парусины должен быть:  70— 78 зол. (301 - 335 г) Непромокаемый состав, которым обрабатывается парусина, не должен быть липким, марким и пахучим; после 24-х часового лежания в воде при  обыкновенной комнатной температуре, пропитанная составом ткань не должна вовсе изменяться в качестве а состав не размокать в ней и не сходить с парусины, при соприкосновение ее с другими предметами. При испытании непромокаемой парусины на непромокаемость, парусина в течении 24 часов не должна пропускать сквозь себя воду  и не темнеть, т. е. не должна смачиваться, не  напитываться водой Если при испытании  парусины, взятого на пробу вещевого мешка, окажется, что она не соответствует вышеозначенным условиям, то бракуется вся партия, из которой пробный мешок  был взят. Ткань мешка должна иметь одинаковый цвет по всей длине куска без светлых или  темных полос и пятен. В отношении прочности окраски, окрашенная льняная ткань,  должна отвечать следующим требованиям: а) при трении белым платком ткань не должна его марать; б) при двухминутном кипячении отрезка ткани в воде, таковая не должна окрашиваться, а сама ткань  не должна изменять цвета окраски; в) при одноминутном действии подогретой (до 60° С) перекиси водорода, ткань может становиться несколько светлее, но не изменять цвета окраски; г) от капли крепкой серной кислоты должна принимать красный или фиолетовый цвет, а может  только невольно желтеть.  Кожаный прибор, нашиваемый на мешке, должен быть из белой и хорошо прожированной юфтевой кожи,  плотной, мягкой, без трещин и глубоких подрезей, небольшие оспины и подрези допускаются, но с тем, чтобы они приходились не на краях ремней. Металлический прибор должен быть  железный, луженый или оцинкованный, прочного изготовления. Большая пряжка (у лямок) должна иметь гладкие ребра, для чего заусеницы (град), могущие  быть на ребрах, после штамповки, должны быть перед лужением, тщательно заглажены. Малые пряжки (к застежным ремешкам) должны быть из луженой железной проволоки № 9  по английскому калибромеру паяная медным припоем и с аккуратно пригнанными катышами. Шитье мешка должно быть производимо аккуратно, чисто и прочно, льняною сученною вощенною  крепкою ниткою, выдерживающей разрыв в 17 фунтов (6, 96 кг), число стежков 1 верш. (4,4 см) должно быть не менее девяти. Пришив лямки к мешку и закрепление верхних углов мешка, где сходятся края его стенок, должны быть производимы прочной вощеною дратвой; число стежков в 1 вершке (4, 4 см) должно быть не менее шести. Швы в мешке должны быть тщательно затерты минеральным воском (церозином). На прочность всех швов мешка, а равно на прочность пришива лямок к мешку и закрепления их  верхних углов, должно быть обращено особое внимание. При приеме вещевых мешков, парусина кроме определения в ней числа нитей, испытывается на разрыв, на непромокаемость и на вес ее квадратного аршина (710 см²). Для сего независимо от испытания отрезка парусины, предъявляемой при сдаче определенной партии мешков, из каждых 500 вещевых мешков, подлежащих приему, выбирается один мешок, распарывается и подвергается сказанным испытаниям.  В случае же сомнения, для испытания выбирается и более одного мешка.

   Приказ по военному ведомству № 169 от 12 апреля 1910 г.: Государь Император, в 10-й день апреля 1910 года, Высочайше повелеть соизволил: 1) во всех военных округах и в Области войска Донского, всем юнкерам и строевым нижним чинам всех частей войск, ныне существующие зимние фуражки иметь впредь без козырьков, за исключением подпрапорщиков (подхорунжих), фельдфебелей (вахмистров) и нестроевых нижних чинов, коим сохранить ныне принятые зимние фуражки с козырьком. Наружных подбородных ремней, кому они были присвоены, впредь не иметь, а взамен их присвоить внутренне подбородные ремни, каковые иметь также и тем частям, кому они были ранее присвоены;
  2) генералам, штаб- и обер-офицерам, врачам, ветеринарам, фармацевтам, гражданским чиновникам и классным фельдшерам всех частей войск, управлений и заведений военного ведомства сохранить ныне существующие зимние фуражки, но без наружного подбородного ремня, кому они были присвоены;
  3) пря выступления в поход, при несении лагерной службы, на всех маневрах и зимою на полевых занятиях, поименованным в п. 2 лицам и всем нижним чинам иметь походную фуражку из сукна защитного цвета, с наружным подбородным ремнем, с кожаными гайками, и козырьком защитного цвета (по форме фуражки, установленной для офицеров приказом по военному ведомству 1909 года №100), без цветных тесемок на околыше, причем пуговицы у ремней должны быть: а) у офицеров и классных чинов — металлические и б) у нижних чинов -кожаные защитного цвета;
  4) указанные в п. 3-м походные фуражки с козырьком в военных округах: Кавказском, Киевском, Одесском и Туркестанском, а также в Области войска Донского, разрешить всем чинам носить во всех случаях, в летние периоды, определяемые Главнокомандующим и командующими войсками этих округов.
  Объявляя о таковом Высочайшем повелении по военному ведомству, присовокупляю, что: а) имеющиеся в запасах для нижних чинов летние фуражки должны быть, впредь до израсходования, использованы взамен походных фуражек, устанавливаемых настоящим приказом, причем на зимних маневрах иметь временно ныне существующие зимние фуражки, и 6) описание внутреннего подбородного ремня объявлено при приказе по военному ведомству 1899 года № 365 § 70.

(По Главному Интендантскому Управлению)

   Приказ по военному ведомству № 170 от 12 апреля 1910 г.: Государь Император, в 23-й день марта 1910 года, Высочайше повелеть соизволил: для нижних чинов частей армейской пехоты, пешей артиллерии п инженерных войск, коим не присвоены новые парадные го- ловные уборы, пожалованные знаки отличи на головные уборы носить впредь на зимних фуражках, согласно прилагаемому при сем рисунку. Объявляя о таковом Высочайшем повелении по военному ведомству, присовокупляю, что описание этого знака (большого размера) п способ его прикрепления к головному убору, объявлены при приказе по военному ведомству 1399 года № 365 § 28.

 (По Главному Интендантскому Управлению)

 

   Приказ по военному ведомству № 368 от 20 июля 1910 г.: Государь Император, в 8-й день июля 1910 года Высочайше повелеть соизволил: отменить, установленные согласно приказа по военному ведомству 1910 года № 169, наружные подбородные ремни на походных фуражках нижних чинов пехоты и инженерных войск, сохранив таковые для нижних чинов кавалерии, конной п конно-горной артиллерии, а также и для тех нижних чинов, коим при зимних фуражках положены внутренние подбородные ремни.

(По Главному Интендантскому Управлению).  

   Приказ по военному ведомству № 369 от 20 июля 1910 г.: Государь Император, в 28-й день июня 1910 года, Высочайше повелеть соизволил исключать из обмундирования войск летние шаровары защитного цвета, установленные приказом по военному ведомству 1907 года № 632.

(По Главному Интендантскому Управлению).  

    Приказ по военному ведомству № 626 от 10 ноября 1910 г.: Государь Император, в 16-й день Марта сего года› Высочайше соизволнл утвердить образец папахи для частей войск, расположенных в Приамурском, Иркутском и Омском военных округах (кроме казаков). Описание этой папахи, утвержденное Военным Советом 28-го Октября 1910 года, объявляю по военному ведомству в отмену описания, объявленного при приказе по военному ведомству 1875 года № 204.

(По Главному Интендантскому Управлению).

   Приказ по военному ведомству № 118 от 6 марта 1912 г.: Государь Император, 23-й день Августа 1911 года, Высочайше соизволил утвердить новый образец пехотной шинели, взамен шинели ныне действующего  образца.  Описание этой шинели, таблицу лекал, табель мер, таблицу ростовки и нормы отпуска материалов, утвержденный Военным Советом 19-го января 1912 года, объявляю по военному ведомству в отмену описаний, объявленных при приказах по военному ведомству 1881 года № 313, 1907 года № 612 в 1909 года № 100, и табелей мер, объявленных при циркуляре Главного Штаба 1906 года № 414.

(По Главному Интендантскому Управлению)

ОПИСАНИЕ

шинели для нижних чинов войск гвардии и армии, за исключением кавалерии и конной артиллерии

 Шинель строится из серого шинельного сукна, с двумя карманами из подкладочного холста и подбивается в боках до талии этим же холстом. Размеры лекал (выкроек) н готовых шинелей указаны в приложенных к сему таблиц и табели. Все составные части шинелей, а также и суконный подбой к ним выкраиваются по размерам утвержденных Техническим Комитетом лекал. Шинель шьется из следующих составных частей: из двух боков (бортов- пол), спинки, воротника, рукавов, хлястика и погон.  Края бортов: наружный до талии выкраивается по лекалу не прямо, а по выпуклой — кривой лини, верхний — срезается по прямой линии, образуя с наружным краем борта острый угол. Верхний край борта отстоит от места застегивания воротника на 23/8 вершка (9, 4 см); это же расстояние должно быть по талии от края борта до отвесной лини, опущенной из места застегивания воротника. В левый борт, по краю загиба, вкладывается холщевая полоска, шириною около 1/4 вершка (1, 1 см), на которую припосаживается борт, для образования выпуклости. На левом борту, по середине груди, по отвесу нашиваются 5 металлических, части присвоенных, пуговиц: верхняя пришивается на 1/2 верш. (2, 2 см) ниже места застегивания (нижнего крючка) воротника, нижняя — на 1/4 верш. (1, 1 см), ниже тали, а остальные три так, чтобы все пуговицы были на равном расстоянии одна от другой.  Левый борт от верху до талии подбивается таким же сукном, причем подбой этот может быть составным, но не более, как из 4-хъ кусков. Ширина подбоя не уже 3 верш. (13, 2 см), границами же длины для подбоя служат: вверху— край борта, а внизу — линия, идущая ниже тали не менее, как из 1/2 верш. (2, 2 см). От талии до подола, края обоих бортов загибается внутрь не менее, как на 3/4 верш. (3, 3 см) вверху и 1/4 верш. (1, 1 см) внизу, прострачиваются по загибу и подшиваются через край. Прострочка бортов по загибу идет кругом, от воротника до низа, на расстоянии не более 1/8 вершка (0, 6 см) от края борта. Для застегивая шинели к левому борту по краю пришиваются 4 металлических крючка, а к правому - столько же металлических петель. Первый крючок пришивается к верхнему углу борта, нижний крючок—против нижней пуговицы, остальные крючки пришиваются так, чтобы все были на равном друг от друга расстоянии. Петли пришиваются к правому борту в соответствующих крючкам местах. Лапки петель и крючков прикрепляются, для прочности пришива, небольшими кусочками серо -шинельнаго сукна, пришиваемыми к шинели через край. Крючки и петли пришиваются так, чтобы при застегнутой шинели кусочки сукна  не были видны из - под левого борта. В гривенках под погонами допускается во всех ростах шинели по одной надставке так, чтобы шов пришива этих надставок не выходил из -под переднего ребра погон. В боках шинели, ниже талии на 1/2 вершка (2, 2 см), делаются прорези, с уклоном назад, длиной 41/2 вершка (19, 8 см). К этим прорезям пришиваются изнутри холщевые карманы, которые прикрываются клапанами из вдвое сложенного отрезка сукна. Клапаны пришиваются к передней стороне прорези и закрепляются сверху и снизу двойною строчкой па расстоянии 1/4 вершка (1, 1 см) одна от другой. Оба бока шинели сшиваются со спинкой. Спинка, цельная, шьется с одной продольной, двухсторонней складкой (но образцу, как у офицерских пальто), пришитой наглухо вверху у воротника строчкою по форме треугольника, обращенного вершиной вверх. Основание треугольника должно иметь около 3-х верш. (13, 2 см) и проходить по ширине всей складки, высота же треугольника около 11/4 вершка (5, 5 см), причем вершина треугольника должна быть посредине спины у пришива воротника. Ширина складки в сшитой шинели с внутренней стороны, вверху, долина быть не менее 3 верш. (13, 2 см), а на талии не менее 31/2 вершка (15, 4 см). Снаружи спинка стягивается на талии хлястиком (перемычкой), длина и ширина которого должна соответствовать росту шинели, согласно табели мер. Хлястик подбивается шинельным сукном, причем подбой этот может быть из 2-х кусков, шов которых не должен приходиться па петлях. Хлястик застегивается на 2 металлические пуговицы (части присвоенные), которые пришиваются на талии по обеим сторонам спинки, где для прочности пришива пуговиц нашиваются прямоугольные столбики из шинельного сукна, шириною п длиною согласно табели мер. Хлястик имеет две прорезные и обметанные суровой льняной или серой бумажной ниткой петли, расположенные от концов около 3/8 вершка (1, 8 см), длиной каждая около 3/4 вершка (3, 3 см). Между боками и спинкой (внизу пол) допускается вставка клиньев одинаковой величины (разница в высоте и ширине между клиньями в одной и той же шинели не может быть более 1/4 вершка (1, 1 см) ), по одному с каждой стороны шинели, для получения указанной в табеле мер полноты. Для определения полноты шинели она складывается вдвое и измеряется по подолу с угла на уголь по прямой лини. Вставляемые в подол шинели клинья могут быть высотою (по лекалам) не более: для 1-го роста—71/2 верш. (33 см); для 2-го роста—9 верш. (39, 6 см), для 3-го роста— 101/4 верш. (45, 1 см), для 4-го роста— 113/4 верш. (51, 7 см), для 5-го роста—131/4 верш. (58, 3 см), для 6-го роста— 143/4 верш. (65 см). Воротник отложной, шириною согласно табели мер; в артиллерийских, инженерных, железнодорожных и других частях, где положено, края шинельного воротника должны иметь выпушки из сукна, части присвоенного, шириной около 1/8 вершка (0, 6 см). Для того, чтобы воротник лежал аккуратно, он должен иметь покрой не прямой, а закругленный, передние же концы его делаются скошенными (остроконечными). Воротник подбивается серо - шинельным сукном и кругом прострачивается. Он застегивается на два железных проволочных крючка с такими же петлями, пришиваемыми внизу, к краям воротника, из коих один находится у самого пришива воротника, а другой выше нижнего крючка на расстоянии около 1/2 вершка (2, 2 см); подбой воротника может быть составлен не более, как из 3-хъ частей. На концах воротника, параллельно верхнему его краю, нашиваются клапаны  (петлицы), части присвоенные, с выпушками или без выпушек (как кому полагается), у нижних чинов рядового звания — без пуговиц, у нижних чинов унтер-офицерского звания — с пуговицами на задних концах; размеры этих клапанов указаны в табеле мер. Клапан (петлица) пристрачивается с трех cторон на машине, а передний конец подгибается вовнутрь между воротником и подбоем, не менее, как на 1/4 вершка (1, 1 см), и подшивается вместе с подбоем, не закрывая выпушки вокруг воротника. Продольные стороны клапанов должны идти параллельно наружному краю воротника, а поперечные стороны должны быть параллельны переднему скосу. Наружная продольная сторона должна находиться в расстоянии 1/2 вершка (2, 2 см) от наружного края воротника. Рукава шьются из двух половинок: верхней — длинной и нижней короткой, ширина и длина рукавов должна быть согласно табеля мер. К рукавам пришиваются обшлага, высотою не мене 4 вершков  (13, 2 см) покрывающие пе менее, как на 1/2 вершка (2, 2 см) нижние края половинок рукавов. Обшлага пристрачиваются к рукавам наглухо, но в обшлаге левого рукава должен быть устроен карман, для чего посередине нижней половинки рукава обшлаг на протяжении около 31/2 вершков (15, 4 см) остается непристроченным, нижний же край этого рукава спивается с подкладкою. Со стороны нижней половинки в обшлагах допускаются надставки, но не более одной в каждом обшлаге и так, чтобы надставка не доходила на вершок до продолжения переднего шва рукава. Погоны из приборного сукна, части присвоенного, с выпушками или без выпушек, какие кому положено, подбиваются

назад

1

2 3 4 5 6 8 9 10

вперед

 

 

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru