ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ

 

 

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Стрелковое оружие

Войска ПВО

ВКС ВМФ Военная форма одежды 1901-1917гг.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Общее развитие военной формы одежды в 1901 - 1917 гг.
Общие правила ношения военной формы одежды в 1901 - 1917 г
Форма одежды чинов Свиты Его Величества
Форма одежды чинов имеющих мундир должности присвоенный
Форма одежды чинов гвардейской пехоты
Форма одежды чинов армейской пехоты
Форма одежды чинов армейской кавалерии
Форма одежды чинов армейской артиллерии
Форма одежды чинов инженерных войск
Форма одежды чинов военной авиации
Форма одежды чинов казачьих войск
Форма одежды чинов военно-морского ведомства

 

 

 

 

 

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение. Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века  в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех  элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета. К слову, следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов - матерчатом  кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы - атрибутов различных рыцарских орденов. В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов,  шарфов, лент одного цвета и т. п.. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции. Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России по сообщениям иностранных авторов (Кемфер, Пальмквист), единообразная форменная одежда появляется в  московских стрелецких полках. Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила  кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца XVII века  униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г.военная форма и правила ее ношения  устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков. В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия - красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков. При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра  III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной  шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий. С воцарением сына Екатерины Великой - Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования - шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи.  После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского,  Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом "народности", истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания. Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы - РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций "кровавого" царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих - погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен "кафтана" защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия. В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды. В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров. В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка". Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века  характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте "арбатских" генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной  х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов. В заключении хочу отметить, что на протяжении всей истории Российского государства его руководители придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих первостепенное значение, благодаря чему русские и советские войска снабжались качественным и современным обмундированием в достаточном количестве.

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru