ЭСКАДРЕННЫЕ БРОНЕНОСЦЫ ТИПА "БОРОДИНО"

 

Эскадренные броненосцы

 

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Военно - морской флот
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Противолодочные крейсера пр.1123
Линейные корабли типа "Севастополь"
Линейные корабли типа "Императрица Мария"
Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада"
Эсминцы типа "Новик"
Большие десантные корабли  проекта 775
Канонерская лодка "Гиляк" 1898 г.
Минные заградители типа "Буг"
Торпедный катер типа Ш-4
Подводная лодка "Дельфин"

 

 

 

 

 

 

Страница 2

 

                            

"Князь Суворов", "Император Александр 3 ", "Орел", "Слава"

     В начале 1898 Николай II утвердил программу, предполагавшую сосредоточить к 1903 году на Дальнем Востоке 10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 крейсеров I ранга водоизмещением 5-6 тысяч тонн, 10 крейсеров II ранга по 2-2,5 тысяч тонн, один-два минных транспорта по 8 тысяч тонн , два минных заградителя и 36 эскадренных миноносцев. Для достижения указанного состава по особой программе "Для нужд Дальнего Востока" в 1898-1902 гг. предстояло построить 5 эскадренных броненосцев, 5 крейсеров 1-го ранга и другие корабли. Прототипом для проекта  новой серии эскадренных броненосцев был выбран эскадренный броненосец "Цесаревич", построенного в 1903 году на верфях французского акционерного общества "Форж э Шантье де ля Медитэранэ" ("Forges et chantiers de la Méditerranée", Ла-Сен-сюр-Мер, пригород г. Тулона, с 1966 года не существует) под руководством директора АО Жана Антуана Амабля Лаганя.  Компания к тому времени имела репутацию надежного партнера русского морского ведомства. На ее верфях было построено для Русского императорского флота более 20 кораблей, в том числе эскадренный броненосец, четыре крейсера, серия миноносцев типа "Фопрель" и другие. Руководство разработкой проекта новой серии было возложено на главного корабельного инженера Санкт - Петербургского порта старшего судостроителя Д.В. Скворцова. Он же руководил постройкой головного корабля серии эскадренного броненосца "Бородино".
     Корпус кораблей набирался по общепринятой в то время поперечной системе набора с установкой шпангоутов в соответствии с принятым в проекте Лаганя (по метрической системе мер) расстоянием 1,2 м. Стальной прокат поставлялся Путиловским (
ныне ОАО "Кировский завод" г. Санкт - Петербург) и Александровским ( с 1904 г. присоединен к Обуховскому заводу, г. Санкт - Петербург) сталелитейными заводами.  Горизонтальный киль склепывался из двух наложенных друг на друга листов шириной 1,52 (наружный) и 1,22 м. Толщина листов соответственно составляли: в средней части корпуса по длине 20 и 18 мм, к оконечностям уменьшались до 18-16 и 16-14 мм. Второе дно высотой 1 м по всей длине корпуса состояло из листов толщиной 13 мм в средней части, а в остальных частях толщина уменьшалась до 11-9 мм. Флоры по шпангоутам имели толщину 9 мм. Листы наружной обшивки первых 6 поясьев имели толщину 18 мм в средней части, уменьшаясь к оконечностям до 17-15 мм, остальных трех поясьев -15 мм и ближе к оконечностям 14-13 мм. Толщина листов внутреннего вертикального киля от средней части к оконечностям уменьшалась с 14 до 13-11 мм.
Поперечные переборки устанавливались на шпангоутах №№ 5, 13 (до верхней палубы), 18, 23, 26, 32, 34, 42, 44, 47, 49,57, 59, 71, 77, 81, 87, 91 (все до броневой палубы), склепывались из листов толщиной 9 мм и подкреплялись, как это было принято, вертикальными стойками. Продольная переборка за броней пояса, установленная в 1, 98 м от борта имела толщину 15 мм, уменьшаясь к оконечностям до 13-11 мм. Переборка машинных отделений в диаметральной плоскости выполнялась из гофрированных (в виде коробки) листов толщиной 9 мм. Для бимсов платформ и кубриков (эти палубы имели плоскую поверхность) применяли коробчатый профиль размерами 175x70x19 мм, на батарейной и нижней броневой палубах высота коробки увеличивалась до 200, а верхней броневой -до 300 мм. Традиционный с начала броненосного судостроения таранно - бивневый форштевень выполнялся из стальной отливки толщиной в своем, выступающем под водой острие – 216 мм, по грузовой ватерлинии – 305 мм. Своими приливами в вертикальной н горизонтальной плоскостях штевень склепывался с усиленными двойными листами (толщиной по 16 мм) наружной обшивки, броневой палубой и днищевой коробкой корпуса в диаметральной плоскости.
     Бортовой пояс монтировался из листов крупповской брони, поставляемых с Адмиралтейских Ижорских заводов (с 1906 г. - Ижорские заводы, в советское время - Ижорский завод им. А.А. Жданова, с 1997 г. ОАО "Ижорские заводы", ныне "АЭМ - Ижора" Колпино, г. Санкт - Петербург) по ватерлинии толщиной 194 мм (против 250 мм на "Цесаревиче") в средней части корпуса и 145 мм (против 160 мм на "Цесаревиче") в оконечностях состоял из плит высотой 2 м, верхний пояс – из плит толщиной 152 мм и 102 мм высотой 1,67 м. Продольная броневая переборка, особенность проекта Лаганя, имела толщину 40 мм, батарейная палуба прикрывалась броней толщиной 65 и 47 мм. Броня казематов 75-мм орудий по борту имела толщину 76 мм, башен 12 дм. (305-мм) орудий – 254 мм (их подачных труб -229 мм), башен 6 дм. (152-мм) орудий -152 мм (подачных труб- 152 мм), боевой рубки и трубы под ней -203 мм (против 254 и 127 мм на "Цесаревиче"). Крыши рубок и башен имели толщину брони 50,8 мм. Общий вес брони составлял 4500 т.
     Увеличенная, по сравнению со всеми ранее построенными русскими броненосцами, ширина 23,2 м,  позволяла достичь остойчивости, требовавшейся для размещения  восьми орудийных башен. Целям повышения остойчивости служило весьма развитое по образцу "Цесаревича"  округление, и даже завал линии борта к палубе, отчего ширина по верхней палубе уменьшалась до 17, а по навесной до 14,7 м. Такая форма борта усложняла его конструкцию и резко увеличивала трудоемкость работ. В дальнейшем, правда, оказалось, что в условиях шторма срезы начали выполнять роль своего рода успокоителей качки за счет задерживающейся на срезе массы воды. Традиционным средством уменьшения качки служили скуловые или, как тогда говорили, боковые кили высотой 1 м.
     Несмотря на увеличенную, в сравнении с "Цесаревичем", длину до 118,67 м по ватерлинии, корпус оставался весьма полным (коэффициент общей полноты 0,63) и коротким: отношение длины к ширине составляло почти столько же, сколько на  "Князе Потемкине-Таврическом" (5,1) и "Ретвизане" (5,3) и уступало "Пересвету" (5,95). Осадка 7,9 м составляла тот предел, который позволял еще войти в Суэцкий канал. Вместе с таранными штевнями сохранялось и такое наследие прежней тактики, как боевые марсы, которые, однако, имели значительно менее громоздкую конструкцию, какой отличались броненосцы предшествовавших типов и головной серии "Цесаревич" и предназначались лишь для установки пулеметов. От типа "Пересвета" или "Князя Потемкина-Таврического" корабль отличался более развитой палубой полубака, называвшейся также навесной или спардеком. Составляя до 80% длины корабля, спардек выполнял две важные функции: обеспечивал высокое положение башенной артиллерии и служил для размещения тех жилых и служебных помещений, для  которых не хватало места в пределах основного корпуса корабля. Это было одно из следствий общей концепции многобашенного корабля при жестком ограничении водоизмещения.

     Вооружение. Носовая башня двух 12 дм. и четыре башни восьми 6 дм. орудий (носовая н кормовая пара), находясь на палубе спардека, обладали редкой по тем временам, почти 10-м высотой осей их орудий над ватерлинией. Две средние башни 6 дм. орудий располагались на уровне верхней палубы и обладали большим (для орудий этого калибра) углом обстрела – 180°. Все башенные установки имели уравновешивающию конструкцию, обеспечивающую  при их развороте в сторону  борта отсутствие  крена корабля, как это случалось на броненосцах ранних типов, электрические поворотные приводы, что обеспечивало скорострельность (не считая время на прицеливание)  12 дм. орудий один выстрел в полторы минуты, а  6 дм. - один выстрел в 15-20 сек. Не отличаясь принципиально, башни в конструктивном исполнении принадлежали к двум самостоятельным типам: на "Бородино", "Орле" и "Славе" – конструкции Санкт - Петербургского металлического завода (Ленинградский металлический завод им. И.В. Сталина, с 1962 г. Ленинградский металлический завод им. XXII съезда КПСС, ныне Ленинградский металлический завод в составе ПАО "Силовые машины"), на "Князе Суворове" и "Императоре Александре III – Путиловского завода. Из 20 75-мм пушек, 4 располагались в общем носовом каземате верхней палубы, 12 – в центральном и 4 в кормовом каземате (совмещенном с офицерской кают-компанией) батарейной палубы. Из 20 47 мм пушек 16 устанавливали поровну на крыльях носового и кормового мостиков и 4 предназначались для вооружения минных катеров. Для вооружения шлюпок и десанта имелись также 2 37 мм и 2 63, 5 мм пушки и 6, находившихся на мостиках, пулеметов. Еще 4 пулемета устанавливали на фор-марсе. Два подводных минных аппарата располагались в бортовых отсеках между 23 и 25 шпангоутами, два надводных заделывались по диаметральной плоскости в фор- и ахтерштевнях. Это оружие ближнего боя в то время предполагали использовать для добивания ослабленного или потерявшего возможность двигаться противника, а также в ходе таранной атаке или же ее отражении.
     12 дм. орудия картузного заряжания длиной ствола 40 калибров производства казенного Обуховского завода (Ленинградский государственный завод «Большевик», ныне ОАО "ФГУП Обуховский завод", входит в концерн ВКО "Алмаз - Антей" ) отвечали современному уровню техники и при считавшемся еще в то время достаточным угле возвышения 15° могли стрелять (вес снаряда 331 кг) на расстояния до 70-80 кабельтовых (14 800 м). 6 дм. патронные пушки длиной ствола 45 калибров системы французского инженера Кане принятые на вооружение флота в 1892 году, при угле возвышения 15° могли стрелять (вес снаряда 41,5 кг) на расстояние 53 кабельтовых (9815 м). Для 75 мм пушек (также системы Кане) дальность стрельбы (вес снаряда 4,92 кг) составляла 35 кабельтовых (6500 м). Вес разрывного заряда составлял около 2, 5% от веса снаряда, что было примерно в 4 раза меньше, чем в японских снарядах. Но зато, благодаря большой начальной скорости русские облегченные снаряды на близких дистанциях до 20 кабельтовых (3700 м) могли пробивать более толстую броню.
     Снаряды, заряды и раздельные патроны для орудий хранились в погребах, размещенных в трюмах под башнями. Боекомплект составлял: для 12 дм. орудий - по 18 снарядов и зарядов трех видов: бронебойных, фугасных стальных и фугасных чугунных, 4 картечных и 4 сегментных (вид крупной, нарезанной сегментами и плотно уложенной картечи для стрельбы по миноносцам), для 6 дм. орудий  по 47 тех же видов снарядов и патронов (раздельных – в виде снаряженной отдельно гильзы), 31 сегментных и 8 картечных. Для каждой 75-мм пушки полагалось по 125 бронебойных и чугунных унитарных патронов и 50 сегментных. Собственно, фугасных снарядов для этих орудий ко времени войны с Японией разработать не успели. Для пушек калибром 47 и 37 мм полагалось по 540 н 1350 бронебойных и чугунных снарядов. Кроме того, в отдельных погребах хранилось 57 700 ружейных патронов (из них 7300 учебных) н 1480 патронов для пушек Барановского. Из-за тесноты в трюмных помещениях и размещения в них 124 учебных патронов калибром 6 дм. часть боеприпасов, не поместившихся в своих погребах (60 снарядов и 27 патронов среднего 6 дм. бомбового погреба и 81 патрон носового 6 дм. погреба), хранилась в отдельном помещении в трюме. Подача боеприпасов в башнях осуществлялась системой норий (в виде бесконечной цепи, напоминающей пулеметную ленту). Для 75-мм орудий их унитарные патроны подавались с помощью принятой в русском флоте с 1892 г. системы беседок (поддонов с вертикально установленными в них патронами), которые в тельферных подвесках вручную развозились к орудиям по рельсам, подвешенным под палубами.
     Мины Уайтхеда (торпеды) образца 1897 г. калибром 381 мм имели вес заряда 66 кг, полный вес 450 кг н со скоростью 25 или 28 узлов могли соответственно пройти 914 или 550 м. Их корпуса хранились вблизи своих аппаратов, а зарядные отделения доставляли из погребов по рельсовым путям, подвешенным под броневой палубой. На каждый аппарат полагалось по две мины. 56-футовые минные катера ("миноноски") имели аппараты для укороченных (длина 4,57 м вместо 5,2 м) мин образца 1900 г., которые при скорости 27 уз проходили 366 м. Паровые катера снабжали аппаратами для метательных (не имевших двигателей и винтов) мин весом 67 кг (заряд весом 29 кг пироксилина), которые за счет инерции, приобретенной при выстреле, могли пройти в воде 46-60 м. Для защиты от атак миноносцев и катеров на необорудованных рейдах предусматривались сети Булливана из стальных колец большого диаметра, полотна которых подвешивались на откинутых от борта корабля шестах. Полагался кораблям и запас мин заграждения: 50 корпусов и якорей, хранившихся в особом погребе.
     Электрические приборы управления артиллерийским огнем, предложенные в свое время С. О. Макаровым и выпускавшиеся Электромеханическим заводом "Н.К. Гейслер и К˚" (с 1909 г. - Акционерное Общество Электромеханического и Телеграфного Завода Н.К. Гейслер и К˚, с 1922 г. - Петроградский телефонно - телеграфный завод им. А.А. Кулакова, с 1924 г. - Ленинградский телефонно-телеграфный завод им. А.А. Кулакова, с 1990 г. - ФГУП "Завод им. А.А. Кулакова", ныне ОАО "Завод им. А.А. Кулакова, г. Санкт - Петербург"), давали орудиям (по командам из боевой рубки} указания о направлении стрельбы, расстоянии до противника и виде снарядов, назначенном для стрельбы. Для определения расстояний все еще продолжали использовать микрометры Люжоля и Мякишева, представлявшие собой портативные ручные угломерные приборы. Использовать их можно было лишь зная высоту рангоута или корпуса корабля, до которого следовало определить расстояние. Прицеливание минами Уайтхеда ввиду неподвижности аппаратов осуществлялось специальными минными прицелами из броневой рубки, а наводка –изменением положения корпуса корабля.

Главные паровые машины тройного расширения с "вертикально опрокинутыми цилиндрами".  Они располагались в двух разделенных диаметральной переборкой отсеках. Оси их коленчатых валов, соединенных с дейдвуднымн и гребными валами, не были параллельны и расходились от машин к бортам и вверх. К такому неудобному решению, заставившему вхолостую тратить часть упора гребных винтов, вынуждали, с одной стороны, применявшиеся в то время малооборотные (107 об/мни) гребные винты большого диаметра (5,4 м), отчего их нельзя было опустить ближе к основной линии, а с другой – задача обеспечить машинам возможно низкое (из условий обеспечения остойчивости) положение на днище и достаточное удаление (для противоминной защиты) от борта. Для "Бородино" машины, во всем следуя чертежам завода Форж и Шантье, изготовлял завод "Галерный остров" франко - русского общества (в настоящее время не существует)  для остальных четырех кораблей серии – Балтийский завод ( Балтийский железоделательный судостроительный и механический завод, с 1934 г. - Балтийский завод им. С. Орджоникидзе, с 1936 г. - Завод № 189 им. Орджоникидзе, с 1992 г. - АО "Балтийский судостроительный завод", г. Санкт - Петербург) по частично откорректированным собственным чертежам.
     Диаметры цилиндров главных машин составляли: высокого давления – 1, 14 м, среднего – 1, 73 м, низкого – 1, 9 м. Ход поршня составлял 1, 12 м, частота вращения валов от 107 об/мин ("Бородино", "Орел") до 114 об/мин ("Император Александр III"). Пар для машин вырабатывали 20 водотрубных котлов Бельвиля, принадлежащих к группе котлов с малым наклоном к горизонту водогрейных трубок и большим (114 мм) их диаметром. Котлы в 1896 г. были освоены Балтийским заводом по лицензии фирмы Бельвиля и с тех пор поставлялись на все броненосцы и крейсера. Общая площадь колосниковой решетки составляла 118, 56 м² , нагревательной поверхности собственно котлов 2486 м² , экономайзеров (на "Цесаревиче") 1386, 8 и суммарной 3872, 8 м² . Рабочее давление достигало 19 атм. Вес агрегатов и механизмов машины в метрических тоннах составлял: главные машины и холодильники - 496; валы с приводами для их поворачивания - 108; гребные винты 25; воздушные и циркулярные насосы - 35, 2; трубопроводы машин и приемники воды - 56; площадки и трапы - 174; запасные части и принадлежности - 27; машинные вентиляторы - 6; кипятильники - 14; питательные цистерны - 53; котлы с кирпичной кладкой и экономайзерами - 366, 5; очистители, детандеры (уменьшители давления), цистерны для извести - 6, 5; донки - 9, 5; воздухонагреватели - 6, 5; дымовые выходы и дымовые трубы - 40; полный вес машин без воды составлял - 787,2; с водой в холодильниках, питательных цистернах, трубах и холодильниках - 809,2. Общий вес всех механизмов с водой составлял 1430 т.

       Паровые приводы.  В их состав входят: рулевая машина, две валоповоротные машины, ротационная машина системы Пульта, два двигателя носового и кормового шпилей, четыре лебедки подъема шлака из котельных топок, 8 насосов осушительной системы, два трюмных насоса, насос опреснительного аппарата, 4 насоса для перекачки пресной воды, 2 вспомогательных холодильника, 3 лебедки для подъема паровых катеров, 2 лебедки грузовой стрелы, рефрижераторная машина системы Холла, винтовые домкраты (грузоподъемностью по 110 т) для подъема башен при проверке катков приводились в действие вручную.

    Электрические приводы. Состояли из: вентиляторов общекорабельной и специальной систем вентиляции, 5 воздухо - охладительно -осушительных аппаратов, электрическая рулевая машина, 8 водоотливных насосов, 8 башенных установок, 10 лебедок подъема боеприпасов малокалиберной артиллерии от 37 до 75 мм. Такой увеличенный состав потребителей (включая палубное и боевое освещение), особенно – большое  число башенных механизмов и водоотливных насосов обусловили повышенную мощность корабельной электростанции.  Она на "Бородино" составляла уже 764 квт и обеспечивалась действием четырех пародинамомашин силой тока 1500 А  и двух силой тока 640 А. Напряжение в сети постоянного тока  составляло 105 В. Два генератора меньшей мощности располагались на батарейной палубе в помещении бронированного каземата 75-мм орудий, 4 больших, считавшихся боевыми – попарно на платформе в помещении машинных отделений под броневой палубой. Это гарантировало живучесть электростанции. Благодаря компаундному возбуждению и  применению уравнительных соединений генераторы могли работать параллельно. Схема коммутации электрической сети предусматривала две кольцевые магистрали, проложенные в разных палубах. Боевые генераторы мощностью по 157 кВт питали проложенную под броневой палубой сеть электродвигателей и в боевом режиме включались каждый на 25% силовой сети. Генераторы мощностью по 67 кВт питали сеть освещения, проложенную в жилой палубе. Ввиду риска повреждений в боевых условиях на них не рассчитывали, но в отдельных случаях они могли компенсировать недостаток энергии или выход из строя боевых генераторов и поэтому предусматривалось соединение сети освещения с силовой сетью.
     Потребляемая мощность  на "Бородино" распределялась следующим образом: две башни 12 дм. орудий (поворот при крене до 8°, работа подъемных механизмов, подъем зарядников, действие прибойников) - 162 кВт, три башни 6 дм. орудий (при стрельбе с одного борта)  61,5 кВт, одинадцать элеваторов подачи боеприпасов - 55 кВт. Эта 278 кВт мощность с учетом коэффициента одновременности могла снижаться до 185 кВт. На рулевое устройство при коэффициенте загрузки 0,6 требовалось 78 кВт. Считая, что одновременно могут работать один большой (из пяти) и один малый (из трех) водоотливные насосы, их потребляемую мощность определили в 90 кВт. Четыре прожектора из шести потребляли 40 кВт. Освещение при коэффициенте 0,5 требовало 32 кВт, вентиляция погребов – 25 кВт, другие потребители – 10 кВт. При таком распределении (460 кВт) оставался резерв 36, 5% мощности боевых генераторов, который при работе малых увеличивался до 65,5%. Артиллерийские механизмы и рулевой электродвигатель питались через два специальных распределительных щита, подключенных непосредственно к силовым генераторам. Эти самые главные потребители могли получать питание и от сети электродвигателей. Еще два распределительных щита, подключенные к магистрали электродвигателей, питали прожекторы, водоотливные насосы, шпили, лебедки и вентиляторы. Таким образом, силовая нагрузка имела смешанную (магистрально-фидерную) систему включения, а осветительная – магистральную. Для кольцевых магистралей применяли голые прутья (сечение силовых магистралей 855 мм , осветительных – 200 мм ) с резиновой облицовкой, для "закрытых" электродвигателей – "освинцованные провода", для остальных потребителей обычные изолированные провода с оплеткой. Защитная аппаратура состояла из предохранителей и автоматов. Их особенно много (до 200) было в системах взаимной замкнутости башенных установок.

      Рулевое устройство. Важнейшее из судовых устройств – рулевое,  принадлежало конструктивному типу с перемещающейся от борта к борту рулевой тележкой, сквозь муфту которой пропускался конец румпеля. Тележка перемещалась системой тросов и имела два самостоятельных приводных механизма – от паровой рулевой машины и от электродвигателя. При их отключении можно было управлять рулем вручную от привода с пяти штурвальных колес. На случай поломки тележки все эти три привода позволяли управлять рулем через вспомогательный барабан. С выходом из строя всех  приводов, румпель можно было повернуть заведя к нему румпель-тали. Наконец, при поломке румпеля для поворота руля служили руль - шкентели в виде цепи, закрепленной на задней кромке рулевой рамы и с помощью стопорных обушков крепившихся на борту корабля снаружи. Обнеся этот свободный конец цепи на шпиль, можно было повернуть руль.

     Якорно-швартовное устройство. Четыре становых якоря системы Мартина со штоками имели вес каждый по 7 т, стоп - анкер (отдававшийся с кормы) – 1,85 т, три верпа для завоза при необходимости со шлюпок) – 820, 700 и 570кг. Две становые цепи шириной 63,5 мм имели длину по 315 м , одна запасная-210 м. Шпили, два носовых, один кормовой, приводились в действие электродвигателями. При тяговом усилии 40 т они выбирали цепь со скоростью 4,67 м/мин. Из-за стесненности расположения на полубаке и трудностей проектного удифферентования корабля вследствие близкого к носу расположения башни 305- мм орудий носовые шпили размещали не впереди, как обычно, а позади этих башен. В таком же, непривычном для отечественной практики удалении от клюзов (так делали для удифферентовки на старинных парусных кораблях) в выгородках внутри погреба 47-мм патронов на шпангоутах 26-28 располагались и цепные ящики. Чтобы цепь не касалась неподвижной брони башен (что привело бы ее к быстрому износу), применяли отводной битенг, что также не благоприятствовало условиям его использования.  Традиционным, с клюзами для пропуска только якорных цепей, с кран-балками и боковыми подушками (для них в борту и палубе приходилось вырезать хитроумные, сложнейшие, но не помогавшие упрощению уборки якорей ниши) для укладки якорей был и состав палубного якорного устройства.


     Шлюпочное устройство. Оно включало три пары поворотных шлюпбалок, обширные ростровые сооружения для хранения шлюпок и катеров в средней части корпуса над спардеком и четыре грузовых стрелы, которые в силу крайне неудобной для спуска шлюпок криволинейной конфигурации борта служили главным средством для подъема, спуска и установки по-походному всех корабельных шлюпок и катеров.  Гребные шлюпки принадлежали к традиционным со времен парусного флота и оставшимся практически неизменными типам. Это были шестивесельные ялы и вельботы, 14-весельные катера, 20-весельные баркасы. Наибольшими из имевшихся на флоте были 40-футовые (длина 12,2 м) и заимствованные из практики английского флота 56-футовые (17,07 м) минные катера, развивавшие скорость до 12 узлов.

    Общекорабельные системы.  На броненосцах типа "Бородино" водоотливная система включала 10 отливных труб диаметр0м 343 мм, установленных на настиле второго дна, и столько же центробежных насосов.

     Осушительная система. Предназначалась для полной очистки отсека от воды или удаления ее небольших масс. Ее трубы имели диаметр 102 мм. Она обслуживалась семью трюмно - пожарными насосами системы Вортингтона (двух типов – вертикального и горизонтального) с подачей 50 т/час и тремя ручными помпами (насосами) системы Стона.

     Пожарная система. Состояла из магистрали диаметром 102 мм, проходившей под броневой палубой по длине от 17 до 89 шпангоута и через присоединявшиеся к ней отростки могла подавать воду к пожарным шлангам до высоты палубы спардека. Она же служила для окатывания палуб при их мытье и уборке. Система затопления погребов боеприпасов обеспечивала их заполнение водой самотеком (за счет гидростатического давления забортной воды) в течение (эта норма сохранилась и в последующие периоды судостроения) примерно 15 мин. Открывая клапаны с дистанционными приводами с верхней палубы, можно было пустить воду в каждый (или сразу в группу) из 37 имевшихся на корабле погребов. Для доступа воды внутрь корпуса служили забортные отверстия с приемниками и клапанами. На "Бородино" их было 19, на "Орле" их число довели до 26.

     Креновая система. Состояла из креновыех труб диаметром 180 мм, которые сообщали между собой противолежащие бортовые отсеки. И хотя они, не соединяясь ни с кингстонами, ни с осушительной системой, были замкнуты лишь на внутренние отсеки корабля, их возможности  существенно расширились, и корабль избавился от риска получения опасных кренов.

    Система водоснабжения, проходившая почти по всем палубам, состояла из отдельных магистралей трубопроводов, по которым подавали и перемещали пять видов воды: опресненной, береговой пресной, береговой пресной горячей, соленой забортной и грязной, поступавшей для откачивания за борт после мытья в банях, ванных, душах и очистки трюмов. Существовали и местные системы подачи жидкостей в виде смазочных масел из цистерн и водки из винного погреба на раздачу баталерам. Значительно большой мощностью и разветвленностью от существовавших на прежних кораблях отличалась система парового отопления, распространявшаяся и на неотапливаемые прежде помещения башен, казематов, отсеков концевых минных аппаратов. Всего ее обслуживало до 120 грелок-радиаторов, размещенных по всем пяти этажам корабельных палуб. Самостоятельное значение для повседневной деятельности корабля имела и система продувания вспомогательных механизмов и труб отработанного пара, включая пять видов трубопроводов (воздушного, выпускного, отработанного пара, свежего пара, собственно продувательных), а также обеспечивающие их использование сепараторы и конденсационные горшки.

     Система общесудовой вентиляции. Наиболее разветвленная общекорабельная система вентиляции Обслуживалась 15-ю вентиляторами подачей воздуха по 3000 кг/час. Из них 5 располагались в помещении кубрика, 9 на броневой палубе и один на верхней палубе в зарядном отделении носовой башни. Их вдувные и вытяжные трубы пронизывали все палубы и переборки, исключая трюм. В каждой из групп таких отсеков, обслуживавшихся своими вентиляторами, воздух в течение часа обменивался от 5 (отсек носового минного аппаратами минной каюты) до 40 раз (подбашенное отделение носовой башни 305-мм орудий).

     Дельные вещи, оборудование. Для дельных вещей и оборудования корабля были характерны традиционность и частью уже проявлявшая себя стандартизация некоторых его видов и образцов. Так предшествующий опыт броненосного судостроения воплощали тросовые вьюшки, стопора для цепей и стальных тросов, якоря, кнехты, леерные стойки, бортовые клюзы, кипы, обуха, рымы. Их в большинстве конструктивно выбиравшиеся размеры гарантировали длительный срок службы и многократные (зачастую с избытком) запасы прочности. Новшеством стало применение стальных трапов, пришедших на смену оставшимся от наследия парусного флота деревянным из дуба или красного дерева.
     На "Бородино" боевой перевязочный пункт (операционная) находился на броневой палубе с правого борта на шп. 63 - 68. Состав его оборудования впервые определялся под наблюдением медицинской службы флота и по чертежам, утвержденным флагманским доктором Балтийского флота Р. И. Гловецким. Он включал: пароэлектрический перегонный самовар с холодильником н цистерной для дистиллированной или охлажденной воды, пароэлектрический стерилизатор для инструментов, пароэлектрический стерилизатор для перевязочных материалов, набор хирургических инструментов, операционный стол, а также необходимую мебель, полки, шкафы, умывальник, цистерну для воды на случай повреждения водопровода, подвод соленой воды, цистерну для стока жидкостей, ручной насос Альвейлора для откачивания сточной воды в шпигаты на батарейной палубе. Предусматривалась телефонная связь с боевой рубкой, центральным постом и левой батареей 75-мм пушек.

     Средства управления, наблюдения, связи. Управление кораблем сосредотачивалось в установленной на носовом мостике боевой рубке. Она имела овальную форму шириной внутри 5,8 м. В рубке устанавливались путевой компас, штурвал рулевого управления, машинный телеграф, переговорные трубы, минные прицелы (с обоих бортов), боевые указатели и задающие приборы управления артиллерийским огнем, дальномерные станции. В бою для управления кораблем в рубке должно находиться до 7 человек – рулевые, дальномерщики, старшие офицеры-специалисты (командиры боевых частей), командир, а если корабль флагманский, то и адмирал со своими флаг-офицерами. Кроме компасов, в боевой и ходовой рубках устанавливались дублированные штурвальные колонки, тумбы машинного телеграфа и тахометры, звонки от термостатов из угольных ям, четыре телефонных аппарата, переговорные трубы, кренометры, пульты колоколов громкого боя и предупредительной сигнализации о закрывании водонепроницаемых дверей.
    Основные навигационные приборы – магнитные компасы, устанавливались на четырех уровнях: в боевой и ходовой рубках, на крыше ходовой рубки и в центральном посту. В румпельном отделении ставили боевой компас, по которому правили при выходе из строя всех командных пунктов, а главный, по которому сверяли показания всех остальных, устанавливали на специально упрочненном (чтобы в соответствии с требованием Главного гидрографического управления ослабить влияние вибрации и корабельного магнетизма) основании на кормовом мостике. Общекорабельные средства управления включали шедшие от трех штурвалов (в двух рубках и центральном посту) валиковые приводы  к золотникам паровой рулевой машины и проводники к рулевым электродвигателям, тросовые приводы машинных телеграфов, традиционно развитую на русских кораблях сеть переговорных труб (из тонкой меди диаметром 50, 8 мм), проведенных ко всем главнейшим боевым постам, во многом дублировавшую телефонную сеть на 44 пары абонентов. Звонковая система обеспечивала вызовы вестовых и связь между компасами при работах по определению и ликвидации их девиации. Для управления артиллерийским огнем служила  система специальных электромеханических приборов  Система состояла из кабельных (47 жил) сетей напряжением 23В (с понижающим трансформатором), связывающих все артиллерийские боевые посты (башни, казематы, погреба боеприпасов) с боевой рубкой и дальномерными станциями, от которых передавались указания о направлении стрельбы, расстоянии до цели, роде снарядов и команды комендорам о ведении или прекращении огня. Эти указания, нанесенные на циферблаты принимающих приборов, поступали по кабелям при повороте рукоятки задающего прибора в боевой рубке. Главными приборами были два боевых указателя (на левой и правой стороне боевой рубки) в виде алидады на градуированном диске со зрительной трубой. Соответственно направлению, по которому поворачивали на цель эту трубу, поворачивались и автоматически следившие за ее поворотом стрелки циферблатов у орудий. Тем самым прислуге орудий давались указания на цель, по которой надо стрелять. Два снарядных и два сигнальных (командных) указателя посредством стрелок, останавливавшихся в соответствующих секторах циферблатов, содержали указания: первые два о роде применяемых снарядов, вторые -о виде выполняемой стрельбы ("дробь", "атака", "короткая тревога"). Четвертый тип задающего прибора - дальномерный ключ – входил в комплект дальномерной станции, состоящий из колонки с установленным на ней дальномером (первоначально – ручным микрометром Люжоля - Мякишева). Посредством ключа расстояния, определенные дальномером, передавались на циферблаты в боевую рубку и орудиям. Для проверки правильности передачи и приема приказаний (обратная связь) в состав дальномерной станции входил контрольный дальномерный циферблат. Отдельно в боевой рубке устанавливали две станции дальномерных циферблатов, два задающих дальномерных циферблата, два дальномерных ключа боевой рубки, четыре принимающих дальномерных циферблата, четыре разобщителя батарейных дальномерных циферблатов. Отдельная станция, дублирующая приборы боевой рубки, устанавливалась в центральном посту. Благодаря этой системе ПУАО, управляющий стрельбой артиллерийский офицер мог напрямую "дирижировать" огнем всей артиллерии корабля и каждым орудием в отдельности.
     Внешними средствами наблюдения и связи, помимо сигнальных флагов и биноклей, служили также шесть прожекторов ("боевые фонари") диаметром 750 мм, предназначенных для участия в отражении ночных атак миноносцев, создания световых преград при охране рейдов. Для дальней сигнализации так - же применяли прожекторы (освещая облака вспышками по азбуке Морзе), электрические фонари (меняя цвет с красного на белый и регулируя продолжительность вспышки, передавали сочетания по цифровой азбуке) и составлявшие особенность русского флота электровспышечные (за счет сгорания порошка) фонари системы Табулевича. Оборудовали на кораблях и краткий период применявшуюся на флоте систему сигнализации о положении пера руля. Связанный с румпелем тросовый привод поднимал или опускал на ноке рея красный (левый борт) или зеленый конус, а ночью – огни тех же цветов. На кораблях установили радиостанции системы "Сляби-Арко" берлинской фирмы Телефункен. В отличие от маломощных отечественных систем, немецкие станции  обеспечивали устойчивую связь на расстояниях до 100 миль (185 км).

Страница 2

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru