ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Танковые войска
 
 

 

 

 

 

 

 

Назад 

1

2

4

Вперед

На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л.с. при 2000 об/мин. с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Двигатель В-46 является модификацией двигателя В-55В и отличается от него, главным образом, установкой центробежного нагнетателя и многотопливностью. Масса двигателя - 980 кг. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Многотопливный двигатель В-46 может эксплуатироваться на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензинах А-66 и А-72 и керосинах Т-1, ТС-1 и Т-2. Основным видом топлива является дизельное. Перевод работы двигателя с дизтоплива на керосин или бензин осуществляется перестановкой маховичка трехпозиционного упора рейки топливного насоса НК-12 в соответствующее положение. В систему питания двигателя В-46 входят четыре внутренних и пять наружных топливных баков общей емкостью 705 и 495 л соответственно. Все баки последовательно соединены между собой трубопроводами. Внутренние баки сварены из стальных штампованных листов и для предохранения от коррозии внутри и снаружи покрыты бакелитовым лаком. Наружные баки сварены из алюминиевых штампованных листов и снаружи окрашены. С помощью специального оборудования к системе питания топливом могут быть подсоединены две дополнительные бочки емкостью 390 л. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке 1-12 установлен двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Первую ступень очистки составляет циклонный аппарат, состоящий из 96 циклонов. Циклонный аппарат обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99,4%. После прохождения воздуха последовательно через нижнюю, среднюю и верхнюю кассеты, которые являются второй ступенью очистки, окончательно очищенный до 99,8% воздух из головки воздухоочистителя через патрубок поступает в нагнетатель и затем по впускным коллекторам в цилиндры двигателя. Система смазки - циркуляционная, комбинированная. Масляный насос МЗН-2 - шестеренчатый, трехсекционный (одна секция нагнетающая и две откачивающие). Заправочная емкость системы - 65 л. Система охлаждения - жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором. Заправочная емкость системы - 90 л. В машине установлены два аналогичных по конструкции радиатора. Радиаторы трубчато-пластинчатого типа соединены последовательно с помощью патрубков и шлангов и установлены в изолированном стеллаже крыши силового отделения совместно с масляными радиаторами. Вентилятор - центробежный, с дисковым фрикционом, изготовлен из алюминиевого сплава. Передача вращения от двигателя к вентилятору осуществляется с помощью двухскоростного привода, состоящего из повышающего редуктора, смонтированного в картере гитары, конического редуктора, фрикциона вентилятора и двух карданных передач (гитара - конический редуктор, конический редуктор - фрикцион вентилятора). Вентилятор закреплен болтами к ведомой ступице фрикциона. Для повышения КПД вентилятор помещен в специальный кожух (улитку). Система подогрева предназначена для разогрева двигателя и обслуживающих его систем перед запуском. В систему подогрева входят форсуночный подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости узлов двигателя, водяные рубашки маслозакачивающих насосов и трубопроводы. Воздушная система танка обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом, очистку смотрового прибора механика-водителя от грязи и пыли, очистку входного и выходного штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27 (системы ЗОПМ) от грязи, зарядку воздушного баллона системы гидропневмоочистки прицела, работу пневматических приводов клапанов нагнетателя и клапана вентиляции на перегородке, очистку узлов внутри машины от пыли путем обдува сжатым воздухом при их обслуживании. Резервный пуск двигателя обеспечивается электрическим стартером-генератором СГ-10-1.

Силовая передача - механическая, с гидравлическим управлением, состоит из гитары и двух коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами. Гитара - шестеренчатый повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробкам передач. Передаточное число гитары - 0,706. Коробки передач - планетарные с семью передачами вперед и одной назад, с фрикционным включением и гидроуправлением. Коробки передач предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колесах, поворота и торможения машины, отключения двигателя от ведущих колес. Все эти режимы обеспечиваются включением и выключением определенных фрикционов в коробках передач. Поворот машины осуществляется:
а) при прямолинейном движении включением в одной из коробок передачи на одну ступень ниже, чем передача прямолинейного движения, при этом машина поворачивается с определенным (расчетным) радиусом поворота; при движении на 1-й передаче или передаче заднего хода включается тормоз, поворот осуществляется с радиусом, равным ширине машины;
б) частичным выключением в одной из коробок фрикционов, которые были включены при прямолинейном движении, и частичным включением фрикционов, соответствующих передаче на одну ступень ниже. Бортовые передачи представляют собой одноступенчатые планетарные редукторы с постоянным передаточным числом, понижающие обороты ведомых валов коробок передач и соответственно увеличивающие крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам гусеничного движителя. Передаточное отношение бортовой передачи - 5,454.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из шести двухсткатных обрезиненных опорных катков, трех односкатных поддерживающих катков с внутренней амортизацией, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы. Подвеска - индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2 и 6-м опорных катках. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с резинометаллическим (РМШ) или открытым (ОМШ) шарниром. Число траков в гусенице - 96. Ширина трака - 580 мм, шаг зацепления - 137 мм. Масса гусеницы с РМШ - 1698 кг, с ОМШ - 1430 кг. При необходимости на танке Т-72 могут использоваться также гусеницы с ОМШ, применяемые на танке Т-62, с установкой специальных венцов ведущих колес. Допускается использование гусениц и с машин Т-54 и Т-55 с увеличением количества траков до 97.

Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение и откачивающий насос ОПВТ - по двухпроводной). Напряжение - 27 В (для стартерной цепи - 48 В). Источники: четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140; емкостью 140 а.ч. каждая; стартер-генератор СГ-10-1 мощностью 10 кВт, работающий в режиме генератора. Потребители: приборы комплекса вооружения; стартер-генератор СТ-10-1, работающий в стартерном режиме; электродвигатели насосов и вентиляторов; радиостанция и переговорное устройство; приборы средств защиты; приборы освещения и сигнализации.

Средства связи танка. На танке Т-72 установлены радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124 на четыре абонента. Радиостанция - приемопередающая, телефонная, симплексная. Дальность связи при работе на 4-метровую штыревую антенну при движении по среднепересеченной местности со скоростью до 40 км/ч составляет не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном. Радиостанция имеет 1261 рабочую частоту с интервалом 25 кГц. Прием и передача ведутся на одной общей частоте. Радиостанция имеет механизм установки частот, позволяющий подготовить заранее и зафиксировать любые четыре частоты диапазона. Переход с одной подготовленной частоты на другую выполняется автоматически после переключения соответствующего переключателя.

 Система защиты от оружия массового поражения. Система защиты от оружия массового поражения (ЗОМП) предназначена для защиты экипажа танка, а также узлов и агрегатов, расположенных внутри танка, от ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Она также защищает экипаж от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия. Защита от ударной волны ядерного взрыва обеспечивается броней танка и его герметизацией. Защита экипажа от проникающей радиации ядерного взрыва также обеспечивается броней и установкой специального материала внутри танка. Защита экипажа от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия обеспечивается герметизацией боевого отделения и отделения управления и созданием в них избыточного давления (подпора) очищенного воздуха. Одновременно система осуществляет световую и звуковую сигнализацию, контроль уровня радиации и избыточного давления внутри танка, а также контроль наличия отравляющих веществ вне танка. Система ЗОМП состоит из следующих основных частей: прибора радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратуры ЗЭЦП-З управления исполнительными механизмами герметизации, фильтровентиляционной установки (ФВУ), исполнительных механизмов, клапана вентиляции и лючка вентиляции, подпоромера.

Противопожарное оборудование (ППО) . На Т-72 установлена автоматическая система ППО трехкратного действия. Противопожарное оборудование состоит из трех двухлитровых баллонов с огнегасящим составом, трубопроводов, соединяющих баллоны с боевым и силовым отделениями, и девяти термодатчиков. В ППО используется огнегасящая жидкость Фреон 114В2. Для тушения незначительных очагов пожаров имеется ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Система дымопуска.  На танке установлена термическая дымовая аппаратура (ТДА) многократного действия. В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Система дымопуска обеспечивает постановку дымовых завес только при работающем двигателе. Топливо из двух форсунок в распыленном состоянии попадает в поток выпускных газов, где под действием высокой температуры испаряется и, смешиваясь с газами, образует парогазовую смесь. Так как температура парогазовой смеси значительно выше температуры наружного воздуха, то при выбросе ее в атмосферу и соприкосновении ее с воздухом происходит конденсация паров топлива и образование тумана. При работе двигателя на керосине дымовая завеса получается слабая, и включать систему ТДА не имеет смысла. При работе на бензине использовать систему ТДА нельзя.

Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) предназначено для преодоления танком по дну водных преград глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Оно обеспечивает ведение боевых действий после преодоления преграды без остановки танка и проведения каких-либо работ, требующих выхода экипажа из танка. Комплект оборудования для подводного вождения состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк в предвидении преодоления водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке. К съемным узлам относятся: воздухопитающая труба; выпускные клапаны; уплотнения дульного среза пушки и амбразуры спаренного пулемета; колпачки с тросом для герметизации штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27. К постоянно установленным узлам относятся: уплотнения корпуса, башни и шариковой опоры башни; крышка воздухопритока к воздухоочистителю; уплотнение броневой зашиты пушки; откачивающий насос; лючок перетока воды на моторной перегородке; уплотнение крыши над силовым отделением. Кроме того, в состав ОПВТ входят спасательные жилеты и изолирующие противогазы на каждого члена экипажа. Движение танка по дну осуществляется на 1-й передаче. На монтаж съемной части ОПВТ требуется 20 мин. Для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды необходимо 1-2 мин., а для демонтажа съемной части ОПВТ и установки его в транспортное положение - 15 мин.

Для отрытия окопов и укрытий танк Т-72 оснащен оборудованием для самоокапывания, расположенном снаружи на нижнем носовом листе корпуса. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.

В 1974 году военпреды приняли на Уралвагонзаводе первые 220 серийных танков Т-72. Это при том, что министерство определило план в количестве 440 танков, а завод считал целесообразным ограничиться 100-150 машинами. УВЗ был не готов к выпуску Т-72, поскольку вплоть до 1971 года все мероприятия по перестройке производства на заводе планировались под выпуск танка Т-64. После принятия на вооружение Т-72, часть уже готовой оснастки списали, а часть пришлось переделывать. Кроме того, Т-72 был значительно сложнее, чем выпускавшийся на УВЗ Т-62. К примеру, башня Т-72 состояла из 699 деталей, а башня Т-62 - из 374. Лишь в конце сентября 1973 года было отштамповано первое днище корпуса "семьдесятдвойки" (раньше их переделывали из получаемых из Харькова днищ танка Т-64), в ноябре начали штамповать крышу башни. С трудом осваивался и выпуск коробок передач. Тем не менее, завод смог обеспечить ежегодный прирост выпуска танков не более 10-12%, в то время как от него требовали 20-25%.Практически одновременно с началом серийного производства танка Т-72 начался процесс внесения изменений и усовершенствований в его конструкцию. Так, например, на первых образцах танков Т-72 инфракрасный прожектор Л-2АГ "Луна-2" устанавливался слева от пушки, так же, как и на танках Т-64. С 1975 года этот прожектор стали устанавливать справа от пушки, над амбразурой спаренного пулемета. Перемещение прожектора было связано с безопасностью механика-водителя - для обеспечения выхода его из танка башня должна быть повернута таким образом, чтобы пушка и прожектор не находились над его люком. Если прожектор установлен слева от пушки, то в походном положении башня должна быть повернута влево от продольной оси танка на 10-12 градусов. Однако в таком положении над люком механика-водителя оказывается амбразура спаренного пулемета. Покидая танк, механик-водитель неизбежно какое-то время находится перед его стволом. В ходе эксплуатации танков Т-64 имели место трагические случаи. При размещении прожектора справа от пушки башню поворачивали вправо, и механик-водитель мог спокойно покидать танк, не рискуя получить случайную пулю из спаренного пулемета.В 1975 году был введен и теплозащитный кожух ствола пушки. Такой кожух предназначен для уменьшения влияния метеорологических условий на изгиб ствола в процессе стрельбы. Он состоит из четырех секций, стяжек, скоб, шпангоутов и крепежных деталей. В том же году появились и дополнительные приборы наблюдения у командира и наводчика. В дополнение к прибору наблюдения ТКН-3 и двум приборам ТНПО-160 командир танка получил два прибора наблюдения ТНПА-65, установленных в откидной крышке люка командирской башенки. В дополнение к прибору наблюдения ТНП-165А наводчика в крышке его люка был установлен прибор ТНПА-65.Начиная с 1977 года на серийных "семьдесятдвойках" стали устанавливаться литые башни с комбинированной броневой защитой с наполнителем из песчаных стержней. С 1 января 1978 года на танке Т-72 начали устанавливать устройство подтормаживания, с 1 марта того же года гусеницы получили цементированные пальцы шарниров. Наряду с танком Т-72 с 1973 года выпускался командирский танк Т-72К "Урал-К". Эта машина была оборудована дополнительными средствами связи: коротковолновой радиостанцией Р-130М, которая оснащалась 10-метровой антенной для работы с места. При этом дальность связи составляла до 300 км. Кроме того, танк был оборудован навигационной аппаратурой ТНА-3 и зарядным устройством АБ-1. Из-за установки дополнительного оборудования боекомплект пушки в Т-72К сократился до 31 выстрела.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 декабря 1976 года Уральскому КБ транспортного машиностроения, возглавляемому В.Н. Венедиктовым, было поручено провести модернизацию танка Т-72 с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик. Эта работа завершилась принятием на вооружение (приказ министра обороны от 22 июня 1979 года) танка Т-72А. В том же году началось его серийное производство, завершившееся в 1985 году.
Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм пушки 2А46, которая отличалась от Д-81ТМ лучшей точностью стрельбы и большой живучестью ствола. В тормоз отката был введен компенсатор количества жидкости, позволивший повысить равномерность отката и уменьшить сопротивление откату до вылета снаряда из канала ствола. Боекомплект пушки увеличили до 44 выстрелов, при этом емкость вращающегося транспортера автомата заряжения осталась прежней.Повышение огневой мощи танка способствовала установка на нем новых прицелов. На Т-72А был установлен лазерный (в документах именовался - квантовый) прицел-дальномер ТПД-К1. После этого процесс измерения наводчиком дальности стал занимать доли секунды, а ошибка стала составлять всего ±10 м независимо от расстояния до цели. На первых серийных Т-72А устанавливались еще старые башни из задела по Т-72. На них еще оставались защитные головки базовой трубы оптического прицела-дальномера. Левая - использовалась для установки лазерного дальномера, правая, за ненадобностью, закрывалась броневой крышкой. Вместо ночного активного прицела был установлен активно-пассивный ТПН-3-49. Дальность стрельбы ночью с этим прицелом и ИК-осветителем Л-4 "Луна-4" возросла до 1300 м. В пассивном режиме она составляла 500 м.Существенно возросла защищенность машины. Это было достигнуто как за счет увеличения толщины броневых деталей, особенно в лобовой части, так и применения комбинированной брони с наполнителями из новых неметаллических материалов. Из-за заметно увеличившихся лобовых скул башни Т-72А получил в армии США неофициальное, но широко применявшееся прозвище "Долли Партон". Вместо четырех откидных противокумулятивных щитков на каждом борту был установлен сплошной резинотканевый экран. Защищенность танка была повышена также установкой в передней части башни 12 пусковых установок системы запуска дымовых гранат 902А "Туча" и введением системы защиты от напалма "Сода". На Т-72А установили усовершенствованный двигатель В-46-6 и внесли некоторые изменения в ходовую часть. В частности число траков в гусенице было увеличено до 97, цельнолитые направляющие колеса заменили сварными, уменьшена масса и увеличен до 285 мм динамический ход опорных катков, введена система дорожной сигнализации. Механик-водитель получал в свое распоряжение ночной активно-пассивный прибор ТВНЕ-4Б.В процессе серийного производства танк Т-72А продолжал совершенствоваться. Так, в 1980 году было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм броневого листа и перераспределения толщины комбинированной брони: 60+100+50 мм вместо 80+105+20 мм. В том же году были внедрены торсионные валы с повышенным уровнем рабочих напряжений.В 1981 году на танк Т-72А начали устанавливать 125-мм пушку 2А46М. Особенность конструкции этого орудия - соединение трубы ствола с казенником с помощью быстроразъемного секторного устройства, что позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без демонтажа пушки из башни. На выполнение этой операции необходимо примерно 2 часа. В затвор был введен механизм, обеспечивавший его открывание за два такта с усилием, уменьшенным до 25 кг вместо 75 кг. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката были закреплены симметрично относительно оси канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает малозаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и плавное торможение при накате, а также уменьшает возможность сбиваемости выверки прицела. Пушка 2А46М имеет верхнее расположение полуавтоматики и устройство встроенного контроля количества жидкости в тормозах отката и накатнике, позволяющее производить их проверку без выполнения искусственного отката. Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.С 1982 года на Т-72А начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40, который включал в себя лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, устройство выработки боковых упреждений с блоком индикации и баллистический поправочник. В 1984 году на танках начали устанавливать стабилизатор вооружения 2Э42-2 с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим - в вертикальной. В том же году на Т-72А появился двигатель В-84 мощностью 840 л.с. В 1985 году началось производство танков с более эффективными воздухоочистителями и системой подогрева впускаемого воздуха (ПВВ).В ходе проведения регламентных работ и капитального ремонта с 1985 года на танках Т-72А устанавливалась навесная динамическая защита, состоящая из 227 элементов (61 - на корпусе, 70 - на башне и 96 - на бортовых экранах). Танки, прошедшие такую модернизацию, получили обозначение Т-72АВ. Параллельно с танком Т-72А выпускался его командирский вариант Т-72АК. Он отличался от линейной машины наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 5 июля 1981 года в рамках опытно-конструкторских работ "Совершенствование Т-72А" в УКБТМ был разработан технический проект, предусматривавший различные уровни модернизации этого танка. В процессе проектирования изделия, получившего индекс "объект 184", было разработано шесть вариантов башен, отличавшихся друг от друга уровнем бронирования, составом системы управления огнем и комплексом вооружения. После проведения всесторонних испытаний опытных образцов, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 октября 1984 года танк "объект 184" был принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-72 Б. Соответствующий приказ министра обороны последовал 23 января 1985 года. В конструкции Т-72Б были реализованы последние достижения советской оборонной промышленности тех лет - комплекс динамической защиты (КДЗ) и комплекс управляемого вооружения (КУВ). Комплекс динамической защиты "Контакт" состоял из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на танке Т-72АВ. Это было связано с новой формой лобовой части башни. За еще более развитые лобовые скулы американцы называли танк Т-72Б "Супер Долли Партон". Верхняя лобовая деталь корпуса была усилена 20-мм бронелистом. У Т-72Б был существенно повышен и уровень противорадиационной зашиты, главным образом за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной зашиты и локальной защиты членов экипажа, быстродействующего противопожарного оборудования 3 ЭЦ 13 "Иней". Огневая мощь танка значительно возросла, благодаря установке на него модернизированной пушки 2А46М и комплекса управляемого вооружения 9К120 "Свирь". Этот комплекс обеспечивает ведение стрельбы танковой управляемой ракетой (ТУР) днем с места и с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы ракетой, управляемой по модулированному лазерному лучу с вероятностью попадания в цель типа "танк" не менее 0,8, составляет 4000 м. В боекомплект пушки входят 45 выстрелов, 22 из которых размещены в транспортере автомата заряжания, а остальные - в боеукладках корпуса и башни. В состав системы управления огнем вошел прицельный комплекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый и на танке Т-72А. В этот комплекс входил баллистический поправочник, который автоматически вводил поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и другие условия стрельбы, что значительно повышало вероятность попадания первым выстрелом. Вместе с тем, баллистический поправочник не учитывал все изменяющиеся условия стрельбы, как это происходит при наличии в танке автоматизированной СУО с баллистическим вычислителем, так как учитывал только суммарную поправку, которая вводилась в него вручную перед началом стрельбы. Суммарная поправка вычислялась по номограммам, закрепленным на казенной части пушки у командира танка. В ходе модернизации боевая масса танка увеличилась до 44,5 т. Для сохранения подвижности машины, потяжелевшей почти на 3 т, на ней был установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения В-84-1 мощностью 840 л.с. Танк Т-72Б получил новые средства радиосвязи, объединенные в комплекс "Абзац". Он состоит из УКВ-радиостанции Р-173, радиоприемника Р-173П, блока антенных фильтров и ларингофонных усилителей. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км. Часть танков Т-72Б выпускалась без элементов комплекса управляемого вооружения и именовалась Т-72Б-1. Для активного противодействия не только кумулятивным, но и бронебойно-подкалиберным боеприпасам с 1988 года на танках Т-72Б стала устанавливаться встроенная динамическая защита, элементы которой находятся в броне танка. Эта модификация получила обозначение Т-72БМ. Параллельно с Т-72Б выпускалась и командирская версия - Т-72БК. Как и предыдущие командирские модификации "семьдесятдвойки", он оснащался коротковолновой радиостанцией Р-130, навигационной аппаратурой ТНА-4 и агрегатом автономного питания АБ-1.

После развала Советского Союза резкое сокращение финансирования оборонных программ поставило многие предприятия военно-промышленного комплекса на грань выживания. Это обстоятельство в 1992 г. вынудило «Уралвагонзавод»  заняться новым для себя делом — освоить ремонт танков объект 184, а также объект 172М1\ с модернизацией до уровня Т-72Б. Это, казалось бы, несложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где следовало разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов,  организовать слив топлива, масел и многое другое. За 1992 г. УВЗ в целях эксперимента отремонтировал для Минобороны машин в вариантах Т-72Б и Б1. Стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б составила 8,4 млн. руб., а до уровня Т-72Б1 – 6,4-6,85 млн. руб. соответственно. В то же время стоимость Т-72С изготовленного в этот же период составляла 14,5 млн. руб. (указаны внутренние цены на момент описываемых событий). Таким образом, модернизация тянула на 44-58% стоимости от нового танка. Качество ремонта на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта проводимого силами ТРЗ Минобороны, однако его высокая стоимость по сравнению с теми, же ТРЗ была отпугивающей. Тем не менее, руководство УВЗ в лице генерального директора В.С.Серякова надеялось осуществлять в 1993 г. ремонт до 40 машин в месяц.  УВЗ совместно с УКБТМ были проработаны три варианта глубокой модернизации  -  первый вариант «Б» — с установкой встроенной динамической защиты (ВДЗ) и комплекса оптико-элктронного подавления (КОЭП) «Штора»; второй вариант «Б1» — с установкой ВДЗ, КОЭП «Штора» и комплекса управляемого вооружения (КУВ) «Свирь»  -  третий, так называемый «идеальный» вариант — с установкой СУО 1А45, закрытой зенитной установкой (ЗУ), ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Рефлекс». Но программа глубокой модернизации танков не получила продолжения в силу полного отсутствия средств у заказчика. Вместо этого в 1993 г. небольшими партиями проводились простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 г. включительно модернизация и ремонт Т-72 не осуществлялись. Действия генерального директора УВЗ B.C. Серякова в этот период поставили объединение на грань существования. Со сменой Генерального директора (в июле 1997 г. на эту должность вступил Николай Александрович Малых) работы в области ремонта и модернизации Т-72 возобновились. В 1998 г. для отработки навыков по модернизации было решено взять 20—30 танков на капитальный ремонт. В марте 1998 г. была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-5». К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби. Однако данный вариант опять-таки признали слишком дорогим. Кроме этой машины, ставшей прототипом для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 «объектов 184» и «172М». Объем доработок на них, как и 5 лет назад, был невелик. Машины, прошедшие капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г., по внешнему виду легко спутать с танками Т-72С, поступившими в нашу армию в 1993 г. после срыва ряда экспортных поставок. Оба танка имеют навесную динамическую защиту (НДЗ) и единственным внешним отличаем между экспортными Т-72С и ремонтным Т-72Б 1998 г. является отсутствие антинейтронного надбоя на башне. Второй отличительный признак — меньшее число контейнеров НДЗ на бортовых экранах — не является показательным: в войсках вполне могут навесить штатные экраны от Т-72Б, либо вообще обходиться без них. Отремонтированные машины оснащались доработанной до уровня Т-72Б последних серий выпуска (1991 г.) автоматизированной СУО 1А40-1. Внешне машина с доработанной СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. Доработанная СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, но ввод суммарной поправки оставался по-прежнему ручной с помощью устройства 1В217.В 1999 г. на Уралвагонзаводе отремонтировали уже 30 танков Т-72Б и Т-72Б1, имевших ряд отличий от машин ремонта 1998 г. Эти танки получили обновленную ходовую часть с гусеницей с параллельным резнино-металлическим шарниром (РМШ), а некоторые машины вместо НДЗ «Контакт» оснащались комплексом ВДЗ «Контакт-5». Тем временем в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР), проводимой УКБТМ, решались задачи усиления огневой мощи, улучшения защищенности и подвижности серийных машин. Учитывая широкий крут поставленных задач, большое количество задействованных соисполнителей и сложности с финансированием тема затянулась на долгие годы, представляя собой в конечном итоге нескончаемую череду отдельных этапов. Черту под этой ОКР поставили государственные испытания, проводимые с целью проверки мероприятий по модернизации и, прежде всего, по модернизации СУО. Испытания проходили в три этапа, в период с 15 октября по 26 ноября 2000 г. Головным предприятием по организации работ и проведению государственных испытаний был ОАО «ВНИИТМ». На первом этапе состоялись стационарные и стрельбовые испытания. Второй этап предусматривал испытания климатические, а третий — пробеговые. Все испытания прошли в установленные сроки с положительными результатами, подтвердившими характеристики, заложенные в тактико-технических заданиях. Основная цель модернизации СУО заключалась в повышении точности ее работы при минимальных доработках объектов, которые должны быть проведены в местах эксплуатации. И эту задачу выполнили. После успешного завершения испытаний модернизированный танк Т-72Б был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» по внутризаводской документации). Урезание заказчиком изначальной проектной спецификации предопределило появление в производственной документации обозначения этих субмодификаций как «Объект 184А1» (войсковое наименование «Т-72БА1»). На этом танке отсутствует КУВ «Свирь». Вскоре на Т-72БА вместо СУО 1А40-1 начали устанавливать модернизированное красногорским «Зенитом» СУО 1А40-1М. В новой СУО был реализован автоматический ввод суммарной поправки.

Назад 

1

2

4

Вперед

 

 

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru